Чайка: машина из прошлого

Чайка: машина из прошлого

Советский Союз шел по пути заимствования в автомобильной промышленности, и представительский автомобиль Чайка — не исключение. Заимствование не обесценило машину — напротив, сделало из неё привлекательный советский автомобиль, который даже сейчас волнует умы автолюбителей. Для кого предназначалось авто Чайка, почему было недоступным для большинства и какие редкие модификации были выпущены — краткий обзор на модель ждёт вас далее.

История создания

Чайка: машина из прошлого

На заре становления СССР молодым государством было заключено соглашение о сотрудничестве с Ford Motor Company, американцы помогали стране наладить собственное производство легковых машин и грузовиков. В то время американские машины высшего класса считались лучшими. Именно поэтому свой взор на них сразу после окончания Гражданской войны положил Сталин. По этой причине в СССР начали массово ввозить Паккарды, Бьюики, Линкольны и Кадиллаки. Любимым авто Сталина принято называть Packard Twelve, его коллега Хрущев некоторое время предпочитал Cadillac Fleetwood, захваченный в ставке Гитлера.

Сталин неоднократно заявлял, что использование зарубежной техники подрывает авторитет руководства страны рабоче-крестьянского социализма. По этой причине у американцев постоянно закупались автомобили, которые затем разбирались и изучались отечественными конструкторами. К середине 50-х ГАЗ-12 выглядел устаревшим по сравнению с новинками американцев. Это была последняя машина, которая использовалась не только партийной номенклатурой, но таксистами и даже некоторыми гражданскими лицами. Так началась работа над советским лимузином ГАЗ 13 — Чайка. Для таких целей в страну ввезли Packard Carribean и Patrician.

Эти автомобили стали прототипами для внешности ГАЗ-13, который стал первым настоящим автомобилем представительского класса, выпускавшимся малыми сериями. Всего с 1959 по 1978 гг на Горьковском заводе было выпущено 3179 машин. Новый транспорт начал обслуживать номенклатурную элиту, а также представителей дипломатического корпуса. Один образец даже трудился за океаном в американском посольстве.

Технические характеристики ГАЗ-13

Чайка: машина из прошлого

Двигатель ЗИМа (ГАЗ-12) к тому времени целиком устарел и был «маловат» для машины следующего поколения. Конструкторам пришлось разработать новый ДВС. Он был восьмицилиндровым, практически полностью состоял из алюминиевого сплава, что было новшеством по тем временам. Вкупе с четырехкамерным карбюратором мотор объемом 5,5 литра выдавал 195 л.с. В качестве трансмиссии выступал трехступенчатый гидротрансформатор. Включение передач осуществлялось при помощи кнопочного селектора, что казалось в те годы вершиной инженерной мысли.

Элементы кузова выполнены с характерным для исходных Паккардов отрицательным уклоном практически всех элементов. В основе транспортного средства лежала удлиненная рама, кузов к раме крепился в 16 точках через резиновые виброизоляторы. Кузов нового ГАЗ получил 6 стекол по бокам, тогда как родственные Паккарды имели всего 4, а один из них был и вовсе двухдверным. Но визуально Чайка не выглядела громоздко из-за удачных дизайнерских и конструкторских решений. Кузов традиционно окрашивался в черный цвет, но некоторые модели были с двойной окраской как дань американским моделям.

Чайка представляла максимально предельный класс, поэтому каждая ее характеристика должна была превосходить не только ГАЗ-12, но и американские исходники. Образец получил следующие особенности:

  • предельная скорость 160 км/ч и средний расход 21 литр на сотню;
  • разгон до сотни отнимал 20 секунд, двигатель работал на бензине, объем бака — 80 л;
  • впервые в СССР использованы электрические приводы стекол и гидроусилитель руля;
  • также впервые установили вакуумный усилитель тормозов, радио с автопоиском и антенну с автоматическим выдвижением;
  • панорамное остекление улучшало обзор, комфорт придавали сдвижные форточки на заднем ряду и бескамерные шины;
  • машина Чайка обладает массой 2100 кг, длиной 5600 мм и клиренсом в 180 мм.

Интерьер

Чайка: машина из прошлого

Салон был спроектирован с учетом того, что основная роль отводилась задним пассажирам, которые являлись высокопоставленными лицами, дипломатами, космонавтами или относились к иным почетным категориям. Изначально вставки на торпедо и прочих элементах применялись серо-зеленого цвета, затем их сменили на горчичные. «Первый» автомобиль практически не менялся изнутри, это объяснялось изначально успешным дизайном, которые не требует доработок. Лишь в поздние годы выпуска были добавлены ремни безопасности, а элементы отделки заменили на натуральное дерево, но лишь в некоторых образцах.

Чайка: машина из прошлого

Сидения использовались с тканевой обшивкой бежевого или черного цветов, обилие хрома на элементах и различных накладках подчеркивало высокий статус. Все это дополнялось рулевым ободом и рычажками управления цвета слоновой кости, что удачно контрастировало с тканью и хромом. Решения для тех лет были роскошными, высокой проработкой отличались даже незначительные детали. Интерьер не уступал заокеанским соперникам, при этом зачастую главные пассажиры не уделяли ему должного внимания, поскольку находились в салоне по долгу службы. Они пребывали на комфортном заднем диване с массивными подлокотниками, рядом находились компактные откидные сиденья для сопровождающих.

Машина «Чайка» ГАЗ-13

Изначально машина проектировалась для официальных поездок высшего руководства, парадов и встречи иностранных политиков в аэропортах. Однако история все скорректировала. В СССР машина Чайка стала лишь четвертым видом транспорта, выпущенным после Второй мировой. Острый недостаток готовых шасси в стране позволил получить около десятка различных модификаций. В архивах сохранились фото машины Чайка в нетипичных вариантах исполнения.

Кабриолет «Чайка»

Чайка: машина из прошлого

ГАЗ 13-Б имел кузов типа фаэтон, но традиционно его принято называть Чайка кабриолет. Первые образцы созданы в 1961 году и использовались для проведения парадов в ГДР и Таджикистане. Мягкий верх был особенностью модели, он поднимался и опускался при помощи электрогидравлического механизма. Для его запуска использовалась кнопка, расположенная у водителя. Единого лекала для фаэтонов не было, поэтому были даже образцы с частично обрезанной стальной крышей. Выпускались они с 61-го по 62-гг, последние официальные упоминания связаны с эксплуатацией на Олимпиаде-80.

Лимузин «Чайка»

Чайка: машина из прошлого

Чайку принято называть лимузином, однако настоящим лимузином она становилась после установки перегородки между водителем и пассажирами. Настоящий лимузин имеет индекс ГАЗ 13-А. Выпускался он по спецзаказу Минобороны СССР. По заводской информации выпущено таких вариаций очень мало — не более 12 штук. При этом глобальных отличий от стандартного 4-х дверного седана у машины не было.

Съёмочный автомобиль ОСАД-3

Чайка: машина из прошлого

Несколько стандартных Чаек переделали в киносъемочные автомобили. Половина крыши удалялась, задняя часть превращалась в площадку для оператора с камерой. При этом крыша сдвигалась вручную при необходимости. Также ОСАД-3 оборудовался площадкой на переднем бампере, откуда также велась съемка. Мосфильм запросил такие автомобили из-за плавности хода. Удлиненная база позволяла плавно проезжать неровности, что положительно сказывалось на съемке динамичных сцен на ходу.

Пикап ГАЗ-13

Чайка: машина из прошлого

Купить подобный авто было невозможно, они распределялись государством среди работников партии. Однако самой редкой модификацией считается пикап. Он выпускался на самом заводе ГАЗ, всего создано 4 экземпляра. В СССР они не задержались — два автомобиля подарены в КНДР, еще два — в ГДР. Все они использовались для торжественных мероприятий и парадов. Автомобиль получил нестандартный дизайн и стал еще более американским, однако он использовался лишь в самых важных государственных праздниках дружественных стран.

Санитарная «Чайка»

Чайка: машина из прошлого

ГАЗ 13-С еще одна редкая модификация, где индекс С означает «Санитарная». Спецверсии в кузове универсал производились на базе стандартной машины. Мелкосерийный выпуск осуществлялся по заказу 3-х ведомств: Минздрава, Минобороны и Гаража особого назначения. Выпуск был налажен на латвийском заводе RAF, первые модели собраны в 1973-м. «Черный доктор» использовался как кремлевская неотложка для высокопоставленных деятелей политики и культуры, а также для членов их семей. Все машины собирались вручную, их выпущено не более 20 — среди них есть несколько катафалков.

«Чайка» универсал

Чайка: машина из прошлого

Также известно, что несколько автомобилей Чайка универсал было выпущено с пассажирским салоном. Сборкой универсалов озадачились не только на Рижской автобусной фабрике. Удалось узнать, что также универсалы собирали в городе Цвиккау на востоке Германии. Сколько собрано единиц Chayka на заводе Sachsenring Automobilwerke — доподлинно неизвестно. Именно в ГДР появились светло-бежевые универсалы ГАЗ-13, два из них использовались на киностудии Дефа в ГДР, еще два — в медицинских целях. Часть из них были пассажирским, однако о назначении их ничего неизвестно.

Пожарный автомобиль ГАЗ-13

Чайка: машина из прошлого

Продажа подобных автомобилей исключалась, в СССР для них не было даже твердо установленной цены. При этом получить ее могли лишь чиновники определенного ранга. Однако из правил были исключения. Такую машину очень хотел начальник пожарной охраны Москвы и он ее получил. Его машинка была первой в красном цвете и со спецсвязью, но не единственной. Чайка использовалась как пожарный штабной автомобиль для выезда руководителей на серьезные пожары и чрезвычайные происшествия.

Опытный образец 1957 года

Чайка: машина из прошлого

Официальный выпуск начался в 1959 году, до этого времени было выпущено около 11 предсерийных образцов. В 1957-м свет увидели два первых автомобиля. Их основной целью стали ходовые испытания — 21000 км через горы Кавказа и территорию Украины. Однако они отличались от серийных моделей по ряду параметров: иные подфарники, молдинги кузова, задние фонари и рамка лобового стекла. Отличалась и передняя часть — решетка радиатора была золотистого цвета, а капот был увенчан украшением в виде одноименной птицы. Были и технические отличия — на машине был установлен более слабый двигатель объемом 4,9 литра. Подобный образец попал на выставку в Брюсселе Экспо-58. Готовая версия выехала из ворот ГАЗа уже 16 января 1959 года.

Почему в СССР нельзя было купить «Чайку»?

В середине прошлого века появилась самая знаменитая Волга — Чайка с индексом ГАЗ-13. Ее появление для многих стало синонимом запуска первого искусственного спутника или полета Гагарина в космос. Швейный комбинат или городской рынок — руководители таких учреждений явно не могли рассчитывать на выдачу Чайки. Цена машины никогда не разглашалась, официально ее не было. Однако по минимальным оценкам она могла бы стоить 15000-20000 рублей.

Объявление или магазин также не помогли бы купить такую серьезную машину. Для этого нужно было становиться частью высокопоставленной номенклатуры или просто заслужить ее. Из гражданских лиц в подарок такой авто получили: писатель Михаил Шолохов, космонавт Валентина Терешкова, балерина Галина Уланова и предводитель кубинской революции Фидель Кастро.

В год всего с конвейера сходило около 140 машин. Даже среди первых партийных лиц была очередь на получение такого личного транспорта. Следующей модификацией стала Чайка завода ЗиЛ или ГАЗ-14. На ней ездили генсек Брежнев и руководитель Свердловского обкома партии Борис Ельцин — все это говорит о недоступности для простого советского обывателя.

Оригинал статьи был опубликован на avto-idea.ru

Начать дискуссию