"Управляющие делают миллиарды на крушении рынков благодаря умению использовать страх для достижения успеха."

"Управляющие делают миллиарды на крушении рынков благодаря умению использовать страх для достижения успеха."

Были четыре инвесторских истории, в которых рассказывается о том, как резкое падение бирж не только причиняло убытки инвесторам, но и предоставляло им огромные возможности. "Лучшие деньги делаются на разворотах рынка", — заявил Пол Тюдор Джонс, который предсказал самый страшный день на Уолл-стрит в 1987 году. Одна из этих историй о Поле Тюдоре Джонсе II, который заработал $100 млн в "черный понедельник".

Почти 35 лет назад, 19 октября 1987 года, американский рынок пережил крупнейший обвал с времен Первой мировой войны в 1914 году. Индекс Dow Jones Industrial Average упал на рекордные 22,6%, капитализация нью-йоркской биржи NYSE рухнула на $500 млрд. Инвесторы охватила паника, страх ощущался на каждом шагу. Мировые биржи также пострадали от этого обвала. Однако уже во вторник, 20 октября, ФРС приняла решение не прекращать торги, а вмешаться в рынок, предоставив дополнительные средства. В результате, хотя некоторые страны восстанавливались после краха несколько лет, американский фондовый рынок смог закрыть эту огромную пропасть всего через год.

"Управляющие делают миллиарды на крушении рынков благодаря умению использовать страх для достижения успеха."

32-летний Пол Тюдор Джонс, бывший трейдер хлопковой биржи, смог предсказать кризис за год до его обвала. Его заместитель в Tudor Investment Corporation, Питер Бориш, разработал модель, которая указывала на сходство рынка с состоянием перед крахом в 1929 году, когда началась Великая депрессия в США. Тюдор предвидел наступление нового "настоящего потрясения".

Инвестор осознал, что рынок упадет в понедельник, так как в пятницу трейдеры сформировали рекордное количество коротких позиций. Tudor Investment Corporation уже долго удерживала короткие позиции и закрыла их 19 октября, в самый низ "черного понедельника". Джонс также верно предсказал действия Федеральной Резервной Системы (ФРС) и к концу дня приобрел облигации, которые поднялись после вмешательства регулятора. Клиенты Tudor Investment Corporation заработали 200%, а сам Джонс стал обладателем невиданной для тех времен суммы в $100 млн. "Неделя краха была одним из самых напряженных периодов в моей жизни", - вспоминал инвестор.

Как торгует Джонс: "Я постоянно думаю о потере денег, а не о выигрыше. Лучше иметь мощную оборону, чем сильное наступление. Каждый день я предполагаю, что все мои позиции ошибочны". "Для достижения успеха нужен страх. Мои самые серьезные поражения происходили после больших побед, когда я начинал считать себя экспертом". "Лучшие деньги делаются на разворотах рынка. Однако, когда торгуешь крупными объемами, важно выйти из рынка, когда он позволяет это сделать, а не когда сам хочешь. Максимум или минимум могут стать точкой разворота, и объем торгов может быть очень низким".

Джон Полсон, заработавший $15 млрд на ипотечном кризисе, который разразился в 2007 году в США, когда лопнул огромный ипотечный пузырь. Доля субстандартных кредитов, то есть займов, выдаваемых даже самым ненадежным заемщикам, превысила 20%. Когда множество людей перестали платить по кредитам, в США начался крупнейший экономический кризис с Великой депрессии. Огромный рынок производных финансовых инструментов на сумму $62 трлн, связанных с ипотечными облигациями, потерял свою стоимость. Банки оказались на грани банкротства. Американская фондовая биржа потеряла $8 трлн, а граждане лишились $10 трлн из-за падения цен на недвижимость и убытков пенсионных фондов. Весь мир оказался в финансовом кризисе.

"Управляющие делают миллиарды на крушении рынков благодаря умению использовать страх для достижения успеха."

Джон Полсон, основатель фонда Paulson & Co., заметил проблемы на ипотечном рынке задолго до его краха. Он уже ранее зарабатывал деньги, делая ставки на убытки в различных отраслях, но без особых успехов. Полсон искал "пузырь, который можно шортить" и обнаружил его на рынке недвижимости. С 2005 года фонды, управляемые Полсоном, начали покупать кредитно-дефолтные свопы, которые предусматривали выплаты в случае форс-мажора на ипотечном рынке. Кроме того, фонды шортили рискованные производные инструменты, обеспеченные неплатежеспособными кредитами (CDO). В 2006 году Полсон начал шортить новый индекс ABX, который отражал стоимость портфеля субстандартных ипотечных кредитов, выданных за шесть месяцев. В результате эта стратегия сделала Полсона легендой в 2007 году: его фонды заработали $15 млрд, а его личный доход составил почти $4 млрд.

Как инвестирует Полсон: "Нет такой стратегии, которая была бы всегда верной". "Рынок акций либо растет, либо падает, и вы не можете корректировать свой портфель в зависимости от его настроения. Вам нужно иметь стратегию и придерживаться ее, игнорируя шум вокруг". "Размер капитала почти не имеет значения для успешных инвестиций".

Дэвид Теппер, получивший $7,5 млрд при восстановлении рынка, в начале 2009 года столкнулся с разрушительным финансовым кризисом. Lehman Brothers, четвертый по величине инвестиционный банк в США, объявил о своем банкротстве. Государство национализировало ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac.

Инвесторы начали панически выбегать из финансового сектора, сбрасывая акции банков. К примеру, в осенний период 2007 года акции Bank of America стоили $55, а в начале 2009 года - всего $5. Даже после того, как правительство представило план поддержки финансового сектора, инвесторы все еще испытывали сильный страх и осторожность, что мешало им принимать решительные действия.

"Управляющие делают миллиарды на крушении рынков благодаря умению использовать страх для достижения успеха."

Дэвид Теппер, основатель Appaloosa Management, проявил спокойствие и именно на восстановлении рынков после сильных коррекций заработал деньги. Он изучил план правительства и предвидел разворот. Appaloosa Management начала приобретать акции "неприкасаемых" банков, таких как Bank of America, Wells Fargo и Citigroup. Эта стратегия оказалась великолепной, и фонд заработал 132%, что составило $7,5 млрд и увеличило его активы до $12 млрд. Дэвид Теппер сам заработал $4 млрд и стал признанным лучшим управляющим поколения.

В своем подходе к инвестированию Теппер говорит:

  • "Инвестор может заработать даже тогда, когда открыл позицию слишком рано или слишком поздно. В некоторых из наших лучших сделок мы сначала испытывали убытки. Однако большинство людей не могут преодолеть свой страх, поэтому они часто продают в самый неподходящий момент".
  • "Если у вас нет четкого инвестиционного тезиса, не стоит инвестировать. Все просто".
  • "Хорошая сделка - это не только редкое событие, но и мимолетное. Если вы промедлите, вы можете проиграть. Удача благосклонна к терпеливым, решительным, агрессивным и быстрым людям, которые действуют в нужный момент".

Билл Акман: $2,6 млрд во время пандемии. В марте 2020 года мировые биржи охватила паника, рынки достигали дна. В понедельник, 9 марта, американские индексы упали на 7-8%, а 16 марта - еще на 12-13%. Через два дня продолжилось падение, и индексы потеряли еще 5-6%.

Инвесторы в панике распродавали активы во время неопределенности. В начале марта ВОЗ признала вспышку китайского коронавируса пандемией, города объявляли карантин, мировая экономика останавливалась. Масштаб бедствия был неясен, и вакцины еще не существовало. В то же время Россия и Саудовская Аравия не смогли договориться о сокращении добычи нефти, что привело к нефтяной ценовой войне. В апреле фьючерсы на нефть сорта WTI впервые в истории ушли в отрицательную стоимость.

"Управляющие делают миллиарды на крушении рынков благодаря умению использовать страх для достижения успеха."

Билл Акман, основатель фонда Pershing Square, начал беспокоиться в феврале. Общая стоимость активов Pershing Square на тот момент составляла $6,5 млрд, и изначально Акман задумался о продаже. Однако, он принял решение защититься от рисков и приобрел кредитные дефолтные свопы (CDS), которые обеспечивали страховку от неплатежей по корпоративным долгам в размере $71 млрд. В то время, когда на рынке не было паники, Акман заплатил всего лишь $27 млн за страховку. Когда индексы начали падать, стоимость CDS значительно выросла. К 23 марта Акман постепенно продал все CDS и в итоге получил вложенные средства в 100 раз больше. Прибыль Pershing Square составила $2,6 млрд, что полностью компенсировало потери в портфеле (к концу марта фонд вырос на 0,2%). Личный доход Акмана в 2020 году составил $1,4 млрд.

В 2021 году Акман снова заработал на пандемии. Он предположил, что восстановление после локдаунов и рост потребления приведут к инфляции, и Федеральная резервная система (ФРС) будет вынуждена повысить процентные ставки. Акман потратил $177 млн на опционы, связанные с казначейскими облигациями, которые окупятся в случае существенного роста процентных ставок в ближайшие полтора года. К концу 2021 года ФРС действительно объявила о планах повышения ставок, и Акман уже успел продать опционы за $1,3 млрд.

В своих советах начинающим инвесторам Акман говорит:

  • "Если вы инвестируете высокомерно, вы потерпите поражение. Но если вы не уверены в себе, вы никогда не решитесь на сделку. Поэтому вы должны провести достаточное количество работы, чтобы быть уверенным и противостоять тренду".
  • "У финансово успешных людей были неудачи, они теряли все, но оставались сильными. Ваш окончательный успех определяется тем, как вы справляетесь с трудностями".
  • "Инвестированию можно научиться, читая. Вы можете изучить все, что было написано Уорреном Баффетом и посмотреть каждое видео на YouTube, где он появлялся. Это прекрасный способ узнать о инвестировании".
Начать дискуссию