Искусство выбора формата обучения

Обучение в онлайн-формате – это гораздо больше, чем просто передача информации. Именно поэтому важно выбрать подходящий формат обучения. Даже если у вас есть уникальные знания, эффективность их усвоения студентами зависит от того, как знания упакованы и представлены. Давайте взглянем чуть глубже на эту проблему и поймем, почему важно подключать методолога на этом этапе работы над запуском образовательного продукта.

Зачем заморачиваться над форматом

Обучение в формате онлайн-курсов, мастер-классов, вебинаров стало неотъемлемой частью нашей жизни. Но почему эксперту так важно задумываться над тем, в каком формате выйдет его обучение? Все просто: правильно подобранный формат - это ключ к тому, как студенты воспримут и усвоят информацию, а также как они будут мотивированы и вовлечены в обучающий процесс.

Риски неправильного выбора

И первое, про что стоит помнить - это про доходимость. Неправильный формат может привести к быстрому выгоранию студентов, потере мотивации, интереса и, как следствие, к снижению доходимости.

За этим следуют финансовые риски. Если обучение не соответствует ожиданиям и не привлекает аудиторию, это может привести к финансовым потерям как для эксперта, так и для студентов.

Все это в конечном итоге приведет к выгоранию эксперта. Если эксперту трудно или неинтересно вести обучение в выбранном формате или обучение не приносит ожидаемого эффекта и отклика, это может сказаться на качестве преподавания и, следовательно, на успехе образовательного продукта.

Роль методолога в выборе формата

И тут очень важно привлечь методолога, который поможет структурировать обучающий процесс, адаптировать его к целевой аудитории и максимизировать эффективность. Методолог - это всегда мостик между экспертом и студентами. Именно методолог помогает перевести знания эксперта в понятный и интересный для студентов формат.

Как выбрать правильный формат

Для того чтобы подобрать правильный формат обучения важно начать с анализа целей и потребностей аудитории. Не существует универсального формата, который подходит для всех случаев.

Методологу в этот момент важно аргументировать свою позицию эксперту. Объяснить, почему выбран именно этот формат и какие преимущества он предоставляет.

Теперь, когда мы понимаем важность выбора правильного формата, давайте кратко посмотрим на плюсы и минусы различных форматов обучения. Возможно, кому-то это поможет понять, какой формат подходит под тот продукт, который сейчас в разработке.

Плюсы и минусы разных форматов

Сейчас очень популярен формат мастермайндов. Плюсы такого формата - интенсивное получение знаний и высокая вовлеченность. Однако минус такого формата в том, что он требует от студентов больших усилий и времени.

Плюс мастер-класса в том, что это максимально экспертное обучение с возможностью задать вопросы и пробовать инструменты на практике в процессе обучения. Ну и как минус - такой формат требует активной вовлеченности студентов. У студента может не получиться что-то сразу на мастер-классе и с этим надо будет тоже поработать.

Основное отличи мастер-класса от мастерской в интенсивности, длительности и глубине обучения. Мастер-класс - это более краткий и фокусированный формат, в то время как мастерская предоставляет более длительное и глубокое обучение. Отсюда плюсы - практическое обучение, сильно сфокусированное на получении навыков и применении знаний. Минус - требует вложения больших ресурсов от студентов.

Тренинги дают возможность в групповой интерактивной работе попробовать применить полученные тут же знания. Однако, не все любят такой активный формат взаимодействия. Тренинги идут в живом формате, поэтому очень многое зависит от тренера - насколько он умеет управлять групповой динамикой.

В последнее время модным стал формат акселератора. Это очень интенсивное обучение, скорее даже ускоренное достижение результатов. Оно требует от участников акселератора высокой мотивированности и организованности, что для многих может быть минусом.

Выбирая формат асинхронного обучения мы хотим, чтобы студенты оценили гибкость по времени и месту обучения. Однако самодисциплины и самомотивации хватает далеко не всем студентам.

Я очень часто слышу от заказчиков, что они хотят внедрить в свои курсы примитивные варианты геймификации или игровых решений, мотивируя это тем, что такой подход сделает обучение интересным и увлекательным. Но тут важно понимать, что для каждой темы нужно подбирать свои инструменты, которые будут работать на цели студентов.

Сейчас многие используют подкасты в своих обучающих продуктах. Их действительно удобно слушать в любое время. Но я бы не рекомендовала использовать только такой формат обучения, так как это усложняет восприятие информации визуалами и кинестетиками.

Выбор любого соревновательного формата (поединки или баттлы) будет стимулировать студентов, но у определенной части аудитории это может вызвать стресс.

Выбор формата обучения может быть сделан только через понимание целевой аудитории обучения, с учетом ее потребностей и особенностей. Помните, что в искусстве выбора формата обучения нет единого правильного ответа. Наверное, в этом и заключается уникальность и интересность работы методолога.

4
Начать дискуссию