Токсичность и Модель Брюса Такмана

Токсичные разработчики они такие.
Токсичные разработчики они такие.

Nota bene! Я не являются психологом и имею только общее представление о психологии. Данная статья отражает только мое понимание принципов межличностного взаимодействия, которые идеально ложатся на модель Брюса Такмана и уже не один раз подтверждались на моей практике управлении командами.

История:

В 1965 году Брюс Такман представил модель развития команды, которая состоит из четырех стадий: Формирование(Forming), Конфликты(Storming),Спокойствие(Norming), Производительность(Performing). Свои исследования он делал для военных, с целью понять, как они ведут себя и что можно сделать, чтобы избежать конфликтов. И понял, что все команды находились в одной из этих стадиях .Каждая из этих стадий имеет свои характеристики, вызовы и возможности для улучшения работы команды.

Токсичность и Модель Брюса Такмана

Nota bene! В целом существует 5 этап, Переформатирование(Reforming), но для простоты модели будем считать, что это Forming*, с добавлением незначительных изменений.

Предлагаю рассмотреть каждый этап и выявить основные проблемы этапа:

1. Forming - Есть группа людей и есть у нее цель

У нас есть группа людей, которых собрали для решения задач. Группа справляется со своей работой, даже немного выдает показатели выше, чем ожидалось, все показываются себя с лучшей стороны, т.к. проект новый и есть эффект новизны.

2. Storming - Конфликты и токсичность

Начинаются разборки, кто-то не правильно использует библиотеку, кто-то не правильно называет ветки или пишет коммиты к коду. И производительность группы резко падает. Конечно есть коллеги, которые просто делают свою работу, но в целом разработка уходит на второй план.

3. Norming - Наконец-то начали работать

Вот тут начинаются зачатки команды с их первыми заметными успехами. Команда есть, успехи есть, коллеги кайфуют от работы.

4. Performing - Пятилетка за 3 года

Самая высокая производительность (в среднем) у коллег. Времени на конфликты и решение проблем с коммуникацией больше не тратится. Появляются много умных вещей формата синергии коллег и такое состояние может длиться достаточно долго. И это и является одним из основных критерией мастерства тимлида в данном направлении.

В целом начинает вырисовываться интересная картина. Во время шторминга у нас появились конфликты и токсичность коллег. Токсичность на этом этапе может проявляться в виде критики, недоверия и других форм негативного поведения. Чтобы преодолеть токсичность и продвинуться к следующей стадии, команда должна развивать свои навыки коммуникации, повышать уровень доверия и уважения друг к другу, а также улучшать свою способность решать проблемы и принимать решения. На других стадиях проблема не исчезает полностью магическим образом и необходимо тратить время на ее улучшение коммуникации и управлять конфликтами, чтобы сохранить продуктивность и поддержать развитие команды. Но что делать ?

Как управлять токсичностью на практике? Вот несколько советов:

Во-первых, Важно давать обратную связь коллегам и обращать внимание на конкретные примеры негативного поведения и их возможные последствия для команды. К примеру, вы можете сказать, что это может вылиться в недоверие к другим членам команды, критике и неприятии их идей, открытые конфликты и т.д.

Во-вторых, Нужно понять причину такого поведения. Возможные причины - несогласия по поводу делегирования задач, разная мотивация членов команды или недостаточная ясность в понимании общих целей.

В-третьих, Тимбилдинги и другие решения на улучшение коммуникации и повышение доверия друг к другу. Проведите общий тренинг, пятничную посиделку с пиццей и обсуждением статусов и работы и проведите наконец-то 1 на 1 с сотрудниками!

В-четвертых, Управляйте конфликтами и работайте над их разрешением в конструктивном ключе. Это может включать в себя применение медиации, если причиной конфликта являетесь вы и установку общих правил или регламентов поведения в команде по поводу коммуникации.

В-пятых, Не правильный найм есть неправильный найм. Если вы совершили ошибку и взяли не того человека, то любые решения не помогут, сколько не обучай или уговаривай человека. Решение - 1) Учим, 2) Лечим, и 3) удаляем из проекта.

В-шестых, Основное время на сотрудников с результатами в шторме. В Storming нельзя, нельзя и еще раз нельзя тратить время ВСЕ время на разрешение споров. Мы должны хвалить коллег с результатами. На это тратить 85-90% своего времени.

В итоге минимизация токсичности в команде - это сложный и длительный процесс, который требует участия всей команды. Однако, при правильном подходе это поможет команде достичь более высокой производительности и улучшить взаимоотношения между ее участниками.

44
5 комментариев

Статья не туфтоминг

Ответить

Не совсем понял)

Ответить

Спасибо вам за статью! Согласен с каждым вашим словом) Думаю, еще важно в первом пункте советов добавить, не только давать ОС сотрудникам, но и от них ее получать.

Ответить

Да, тоже так думаю! Мы, кстати, вообще заметили очень позитивную динамику коммуникации с сотрудниками после того, как внедрили опросы от сотрудников. Думаю, тут еще важно не только эту ОС собирать, но и ее правильно интерпретировать, потому что мы до подключения опросов от TalentTech совсем не правильно аналитику по ответам составляли и делали выводы. А в сервисе все просто, отправляешь опросы, получаешь аналитику по ответам, автоматически все твои «красные» зоны подсвечиваются, тебе по факту остается только принять корректирующие меры)

Ответить

Без конфликтов не будет открытой коммуникации, главное, чтобы конфликты экологично разрешались, без перехода на личности

Ответить