📌Целевая аудитория. Важность проработки персон в проекте.📌
Из первой части этой истории мы выяснили что аналог Jira и GitHub за 2 млрд. руб. будем разрабатывать без 2 млрд. руб. Огорчение? Не думаю. Думаю только о том, что продукт с инвестициями в 1 млрд руб получит название Яга...
Нет, серьезно? Сразу столько вопросов:
- Это от создателей названия "вкусно и точка"?!
- В приложении менюшка будет на курьих ножках?!
- Надо ли будет при авторизации поворачиваться к лесу задом, а экрану передом?!
Вывод: сдержанность не Ваш конек... Ваш конек - Ягарёк...
И чувство юмора у Вас так себе.
Оставим лирику и разработчиков Яги в покое, все у них будет отлично.
Даешь больше фактов! А факты таковы, что перед началом работы над Вашим проектом обязательно надо определиться с целевой аудиторией, т.е. потенциальные пользователи и клиенты вашего сервиса. И нужно обязательно составить персональные портреты с именами, описанием характеров их целями и потребностями в решении задач, ну и прикрепить их фото. В идеале не больше двух-трёх персон, но количество конечно будет зависеть от проекта, а, кстати, фото персон можно сгенерировать в MidJourney.
"С именами?! Характерами?! Выдумаешь тоже! Фарс и пустая трата времени!" - Скажут те, кто не дочитает мой пост до конца.
Этот ритуал - обязателен! И вы просто обязаны познакомить Вашу команду с этими персонами и дать понять, что именно для них Вы стараетесь и разрабатываете продукт.
В нашем случае персон получилось порядка 10. Мы выявили их основные цели и потребности, но это очень много. После продолжительной дискуссии под общим знаменателем осталось 3 основных значимых персоны, максимально коротко о них:
- Григорий Александрович, руководитель студии веб разработки. 40 лет, жена, 2 дочки, по утрам пьет кофе, ест омлет.
- Петр, middle программист C#, 28 лет. Наш Петр - гик, любит аниме и ночные прогулки по Питеру.
- Мария, менеджер проекта Swarm Robotics по управлению роем дронов, 26 лет. Не любит аниме, но любит Петра, поэтому про Хаяо Миядзаки знает не понаслышке.
Для чего же нам необходимы персоны?
Во-первых, благодаря их выявлению Вы перестаете разрабатывать функционал приложения ради нового функционала, вы разрабатываете его с целью достижения целей и решения задач персон. Когда происходит обсуждение о необходимости того или иного функционала, стоит задуматься, необходим ли он одной из персон и как он поможет решить ее задачи. Мы таким образом приняли довольно много на наш взгляд верных решений и составили набор функциональности для первого релиза именного исходя из целей и потребностей наших персон.
Во-вторых, такой подход упрощает взаимодействие внутри команды. Гораздо проще донести до команды суть, тем более если какой-то из разработчиков не понимает или не согласен с поведением или логикой работы функции. Руководитель должен постараться не допустить недопонимания, ведь когда процесс понятен и прозрачен всем, вероятность выгорания команды гораздо ниже.
Совсем не сложно объяснить программисту, что мы делаем так исходя из того, что например Марии было бы удобнее работать именно с таким вариантом интерфейса или же для Григория Александровича важна именно подобного рода статистика. И программист не закроется, потупив взор, а возможно осознает, согласится и вскоре даже сам расскажет своим "глупым коллегам" очевидную истину.
Естественно это не панацея и на остальных этапах жизни проекта все Ваши предположения о предпочтении и удобстве взаимодействия персон должны проверяться и корректироваться посредством юзабилити-тестирования, взаимодействии с реальными пользователями, исследовании маркетологов и т.д. Но в нашей команде персоны сильно упрощают процесс разработки, поднимают моральный дух команды. Шуточки про персон любит отпустить даже самый суровый, бородатый программист, а когда персоны входят в Ваш рабочий процесс, то и представить работу без них уже невозможно.
...Продолжение следует...