{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как локдаун и миллениалы помогли создать новый бизнес цифровых кофеен

i-Coffee.me – это бесконтактные цифровые кофейни или кофейни самообслуживания. Этим бизнесом я занимаюсь последние два года, хотя на стыке технологий и ритейла работаю уже очень давно.

В свое время я основал компанию i-Retail, которая специализируется на автоматизации МСБ в рознице. Почему вдруг я решил заняться кофейнями? Причина складывается из трех составляющих: это моя любовь к кофе, знание профильных технологий плюс понимание трендов и анализ фактов – то есть, чисто предпринимательский расчет.

Много кофе не бывает или как угодить миллениалу

Сначала я был настроен немного скептически: мне казалось, что кофеен и так много, но потом проанализировал цифры и удивился. Оказалось, что в больших городах на каждые 100 тысяч человек приходится не более 20 кофеен, а в городах среднего размера и того меньше – всего 7–10. При этом среднестатистический взрослый россиянин выпивает примерно 21 литр кофе в год! И спрос на кофе растет быстрее, чем рынок.

Быстрее всех развивается сегмент take away – кофе на вынос. Причин для этого много. Сейчас все куда-то спешат и хотят получать продукт или услугу быстро, просто и желательно бесконтактно – на фоне пандемии этот запрос стал особенно заметным. Есть еще один важный нюанс – это изменение самой потребительской аудитории. Все бОльшую долю в ней занимают миллениалы – те, кто родились в нулевых и сейчас «дозрели» до самостоятельных покупок. Только в России это 20 млн платежеспособных граждан. Это дети интернет-эпохи: в 99% они предпочитают покупать дистанционно и любят всякие цифровые новинки. И обычной кофейней их уже не удивишь.

Сделать расчеты и прогнозы нам также помогли клиенты и партнеры, работающие в кофейной сфере. От них мы узнали, что минимальное количество заказов (порций кофе) в Москве составляет 100–120 чашек в день – и это не в самых ходовых локациях. В местах большого скопления людей этот показатель может доходить до 500. Мы посчитали и поняли, что при цене кофейни в 600–700 тысяч рублей и чашки кофе в 110–130 рублей, выход на самоокупаемость происходит где-то через полгода кофейни с момента запуска. И засучили рукава.

Как мы споткнулись о шкаф или почему не стоит недооценивать отсутствие профильных компетенций

Программное обеспечение для кофейни мы разработали достаточно быстро, по сути – внедрили ей самые настоящие «мозги», сделали так, чтобы она смогла поддерживать все те же функции, что и любой продвинутый интернет-магазин — подключили онлайн-кассу, эквайринг, систему лояльности и т. д. Также мы без особых проволочек нашли поставщиков зерна и кофемашин, и партнеров для изготовления аксессуаров. Но оказалось, что все коллизии еще впереди. Мы и подумать не могли, насколько сложным окажется проектирование и производство… шкафа, в котором расположена кофемашина! Мы думали, что придем на фабрику, покажем наш дизайн, а они нам все рассчитают и сделают. Но оказалось, что фабрики мебели так не работают, им нужны только готовые чертежи! Нам пришлось самим искать конструктора, самостоятельно рассчитывать нагрузку массы на рычаг переворачивания и т. д. и т. п. На этом этапе мы потеряли массу сил и времени. А потом еще долго маялись с холодильниками, которые нужны для того, чтобы хранить молоко, но все-таки итоге нашли производителя, который согласился сделать их под наши требования.

Освоив производство шкафов и холодильников и нарушив все запланированные дедлайны, я понял одну важную вещь: никогда не стоит недооценивать тот фронт работ, с которым не был ранее знаком. Именно здесь всегда ожидают подвохи и основные сложности.

Не было бы счастья… или как стартовать бизнес во время карантина

Первую кофейню мы установили в мае 2020 года – в самый разгар карантина. Мы это, конечно, не планировали, но, как говорится, все, что ни делается, все к лучшему. Благодаря бесконтактности мы не попали под запреты для общепита, поэтому смогли открыться в то время, когда все остальные простаивали.

Наш аппарат мы поставили на первом этаже бизнес-центра, где расположен наш офис, чтобы иметь возможность все время за ним «присматривать». Помимо немногочисленных сотрудников за кофе стали приходить жители соседних домов, которые истосковались по простым человеческим радостям.

Конечно, сначала людей было немного, но даже в этот период мы вышли в среднем на 30–40 чашек кофе в день с чистым доходом в 60–75 тысяч в месяц, а после снятия ограничительных мер продажи тут же же поднялись до 80 чашек в день

"Сейчас первая точка в среднем дает 110 тыс руб чистого дохода в месяц"

От кофе к блинчикам

В 2021 году спустя полгода продаж мы добавили к нашим кофе-автоматам модули с едой. К такому шагу подтолкнуло наблюдение: рядом с одной из наших кофеен в бизнес-центре стоит холодильник с фастфудом. Если прийти на работу в 9 утра, то шанс ухватить пирожок еще есть, чуть позже – уже нет. К 10 утра голодные менеджеры разбирают всю еду и опустошают холодильник без остатка. А что, подумал я, если обеспечить им и завтрак, и обед и ужин? И тогда мы придумали умную печку, которая готовит блюда из полуфабрикатов. Мы загружаем в наш модуль продукты так называемой шоковой заморозки – чуть-чуть не доготовленные, а после заказа печка определяет, что это за продукт (тефтельки, блинчики с мясом, сырники и т. д.) и доводит его до нужной кондиции.

Но есть нюанс: мы протестировали модули с едой и поняли, что еду надо подключать не везде, например, в банке или поликлинике этого делать не стоит, а вот в институте, где полно голодных студентов, – зайдет на ура. И ассортимент нужно подбирать в зависимости от локации, например блинчики не стоит предлагать в фитнес-клубе, туда лучше загрузить низкокалорийные салатики.

«По щучьему веленью» или как мы дистанцируемся от конкурентов

После снятия карантина у нас стали активно появляться конкуренты. Их пока не очень много, но свято место путо не бывает, сейчас в Москве представлено уже порядка 7–8 брендов.

Все они – кофейни самообслуживания, которые полностью автоматизированы и работают без бариста. У большинства из них i-Coffee выигрывает и в «интеллектуальности» и по вкусовым качествам напитков. Вкусный кофе без натурального молока не получится (все остальные используют только сухое). Да, это дополнительные сложности, удерживать свежесть молока – это совсем не просто, но для меня это был вопрос принципиальный.

Вкус важен для потребителей, но для развития сети нам нужно привлекать франчайзи. Многим из них сложно сориентироваться, по каким признакам выбирать кофейню. Поставка расходных материалов, инструменты для работы с клиентами, способы оплаты — все это важные преимущества, но для многих не самые убедительные. А по ценовым параметрам все примерно одинаковые.

Мы проанализировали запросы и пришли к выводу, что большинство потенциальных предпринимателей волнует такой факт, как отсутствие головной боли, особенно новичков. Согласитесь, для многих это мечта – лежать на печи и время от времени говорить «по щучьему веленью». И чтобы все делалось само. Люди не всегда готовы с головой окунаться в новое дело, разбираться в деталях, контролировать бизнес 24 часа в сутки. Поэтому мы сделали все, чтобы упросить им жизнь и сделать за них все по максимуму - от поставки ингредиентов до готовой локации и организация обслуживания, одним словом «Кофейню под ключ»

Чтобы содержать кофейню, нужно ежедневно промывать кофемашину, засыпать зерна, заливать молоко, воду, пополнять запасы стаканчиков и т. д. Это совсем не сложно, но если человеку самому это делать не хочется или он занят другими делами, он может все это передать на поддержку нам. Еще мы сделали так, чтобы кофейня сама могла оповещать о том, когда ей требуется внимание хозяина: в ней работает круглосуточный онлайн мониторинг. Когда заканчиваются стаканчики или пакетики сахара, молоко, кофе или вода – система тут же об этом оповещает.

Поиск локации, воровство и другие неожиданные сложности

Что бы я посоветовал потенциальным держателям кофейни: прежде чем приобрести аппарат, найти локацию. Есть вещи, которые заранее просчитать сложно. Мы, вот, тоже не догадывались, что в торговых центрах аренда мини площадей заточена либо под вендинг, либо под корнеры - «островки». То есть, вам предлагают или один квадратный метр где-нибудь на парковке, или 10 квадратных метров минимум в пешеходной зоне. Один метр — это мало, а 10 — слишком много, на кофейню нужно максимум три. У некоторых из наших покупателей из разных городов из-за этого сильно сдвинулся запуск и старт продаж. Еще есть банки и поликлиники — там тоже хороший трафик, но туда «на кривой козе не подъедешь», там все строго по тендеру, который проводится раз в год. Когда мы осознали проблему, то решили и этот фронт работы взять на себя. Сейчас мы сформировали у себя отдел по поиску локаций и помогаем франчайзи с выбором и оформлением.

Помимо локации неожиданной неприятностью для нас оказалось…банальное воровство. Казалось бы, что можно воровать из кофейни? Мы периодически просматриваем видео и видим, как интеллигентные на вид женщины запихивают в сумку пакетики с сахаром и даже стаканчики! Иногда в промышленных масштабах. Если рядом с кофейней детская игровая зона, проблема еще больше. И самому предпринимателю ее никак не решить, не будет же он круглосуточную охрану выставлять. Сейчас мы занялись преобразованием конструкции и сделали так, что стаканчики будут выдаваться автоматически вместе с напитком при оплате заказа. На очереди выдача сахара и сиропов )

О заработках и планах

Сеть кофеен мы развиваем по франчайзинговой модели. К нам приходят очень разные люди. Среди них есть и новички, и уже опытные предприниматели, которым нужен пассивный доход.

Сейчас в тренде создание так называемых «доверительных зон» в супермаркетах, мы ведем переговоры с одним из сетевых ритейлеров на поставку им наших кофеен для этих зон. Случайно вышли на еще один способ сотрудничества с «корпоратами»: одна компания, у которой офис в том же торговом центре, где стоит наша кофейня, попросила нас, например, продавать ей промо-коды для сотрудников. Теперь у них бесплатный кофе – это один из элементов мотивационной программы.

Менее чем за год с декабря 2020 года мы продали 50 кофеен. За следующие шесть месяцев планируем продать еще 500. Цена одного модуля – от 490 тысяч рублей до миллиона в зависимости от комплектации. Чем «умнее» кофейня, тем она дороже. Практика наши прогнозы по окупаемости подтверждает. Но срок зависит от локации. Одному из своих знакомых из Уфы, который захотел приобрести кофейню, я предложил установить ее в одном из местных вузов.

Он сначала сопротивлялся, а потом согласился. Дело было в начале лета, сессия практически закончилась, и все лето продажи шли довольно вяло. Друг был недоволен и все пенял – мол, зачем ты меня уговорил. И тут наступил сентябрь. И у него «бомбануло». За первую неделю учебы он заработал столько, сколько за все лето.

В хорошей точке срок окупаемости составляет 6–7 месяцев. В среднем по всей сети сейчас получатся 1–1,2 года. Если продавать 10 чашек в день – это уровень операционной безубыточности, 20 чашек в день – хватает на «хлеб с маслом», после 20 проданных чашек начинается возврат инвестиций, а с 30 чашек –прибыль.

Кирилл Казанцев СЕО i-cofee.me

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда