Как составить идеальный бизнес-план? Разбираем на примерах

Бизнес-план необходим не только стартапам, он может помочь в ситуации, когда в компании планируются значительные перемены: меняется собственник или руководство, внедряется производство нового продукта, вносятся изменения в ассортиментную линейку, проводится модернизация технологии и оборудования, осваиваются новые рынки и во многих других случаях, когда принимаются решения, способные повлиять на стабильность бизнеса.

Бизнес-план позволяет еще на этапе планирования показать практическую реализуемость бизнес-идеи, взвесить риски, которые могут возникнуть в ходе ее реализации, выделить наиболее эффективный путь развития, оценить эффективность принимаемого решения.

Виды бизнес-планов

В зависимости от назначения выделяют следующие типы бизнес-планов:

Инвестиционный бизнес-план – рассматривает конкретный бизнес-проект, на реализацию которого привлекаются инвестиции. Это может быть создание нового предприятия, модернизация существующего производства, выпуск новой продукции.

Особенностью такого бизнес-плана является то, что показатели реализации проекта обычно рассматриваются отдельно от существующего бизнеса. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности инициатора проекта указываются лишь справочно, чтобы показать, что бизнес стабилен, рентабелен, приносит доход, а сам инициатор проекта способен реализовать его максимально эффективно.

Пример из практики: Компания намеревалась организовать спортивно-развлекательный комплекс на участке, территориально удаленном от населенных пунктов и крупных транспортных артерий. Проведенные маркетинговые исследования показали, что проект не сможет привлечь арендаторов и посетителей, в количестве достаточном для обеспечения рентабельности работы комплекса. В результате заказчик изменил бизнес-идею в пользу становящейся популярной сегодня у москвичей (и жителей других крупных городов) концепции глэмпинга.

Бизнес-план развития – должен показать руководству и собственникам, как планируемые изменения в бизнесе смогут повлиять на финансовые показатели работы компании.

Пример из практики: Компания, производящая строительные материалы, планирует изменить ассортимент выпускаемой продукции, увеличив долю наиболее маржинальных видов и снизив выпуск низкомаржинальных строительных смесей. Разработанный бизнес-план показал, что сокращение доли низкомаржинальной продукции увеличит постоянные расходы на единицу выпуска, приведет к сокращению выручки и снизит рентабельность компании. Поступив так, компания потеряет часть своих заказчиков, среди которых много крупных строительных организаций.

Бизнес-план финансового оздоровления включает комплекс санационных мероприятий, который позволит восстановить платежеспособность компании и обеспечить полное погашение задолженности.

Санация проводится, когда у предприятия есть шансы выйти из кризиса, альтернативой санации является банкротство.

Пример из практики: рыбоперерабатывающий завод, оказавшись на грани банкротства, рассматривал возможность слияния с крупной торговой организацией, готовой выступить санатором. Был разработан бизнес-план, предусматривающий проведение реконструкции завода, а также изменения в структуре ассортиментного портфеля. Собственник передавал санатору контрольный пакет акций, теряя при этом управление, но получал возможность вывести компанию из кризиса и вернуть бизнесу рентабельность.

Антикризисный бизнес-план – эффективный инструмент преодоления кризисных явлений в экономике, отрасли, позволяющий сократить влияние происходящего кризиса на деятельность компании. При разработке такого плана важно определить, на каких бизнес-процессах компании может сказаться кризис, и что нужно сделать, чтобы минимизировать его воздействие.

Пример из практики: На волне антироссийских санкций розничная продуктовая сеть разработала бизнес-план, который учитывал риски, связанные с возможными сбоями поставок импортных продуктов питания из-за включения в санкционные списки, логистических проблем и ограничения трансграничных расчетов. Бизнес-план также предусматривал механизм действий в условиях нестабильности курса национальной валюты, роста цен, исчезновения со складов отдельных видов товаров из-за ажиотажного спроса, который обычно возникает на фоне ожидания кризиса. Разработанный антикризисный бизнес-план обеспечил бесперебойность работы компании и позволил ей успешно противостоять кризису и сохранить рентабельность.

Для кого составляется бизнес-план

Бизнес-план для получения субсидий, грантов и других мер господдержки должен составляться по требованиям, устанавливаемым органами, реализующими господдержку (в большинстве случаев они есть). Поэтому, прежде чем приступить к разработке бизнес-плана следует с ними ознакомиться.

При разработке бизнес-плана также следует учитывать критерии, которым должен соответствовать проект, чтобы получить господдержку, если она предоставляется на конкурсной основе.

Но в любом случае, помимо экономической эффективности, проект должен рассматривать:

  • Социальную эффективность – создание новых рабочих мест, рост производительности, улучшение условий труда, повышение его безопасности, создание условий для комфортного отдыха, проживания и пр.

  • Бюджетную эффективность – суммы налогов и сборов, которые будут уплачены в бюджет в ходе реализации проекта. Они априори должны превышать сумму получаемой господдержки.

  • Экологическую безопасность – в бизнес-плане обязательно должно быть уделено внимание вопросам рационального природопользования, экологической безопасности, сокращения негативного воздействия проекта на окружающую среду. Проекты, подлежащие обязательной экологической экспертизе (в соответствии с №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»), при отсутствии положительного заключения финансироваться не будут.

Бизнес-план для инвестора составляется с целью привлечь средства для финансирования инвестиционного проекта. При составлении такого бизнес-плана следует учитывать следующие аспекты:

1. Инвестор должен затратить минимум времени, чтобы понять суть проекта. Краткое и емкое резюме или презентация к бизнес-плану должны привлечь внимание, заинтересовать инвестора и заставить его углубиться в изучение проекта. Загромождая презентацию таблицами, графиками, усложнив восприятие сути, инициатор проекта рискует тем, что инвестор отправит проект в «корзину», даже не изучив его.

Инвестор, имеет в своем распоряжении свободные денежные средства, которые могут быть инвестированы в бизнес-проекты. Их поиск инвестор может осуществлять самостоятельно, изучая и выбирая проекты из большого числа представленных. Поэтому первое впечатление, производимое бизнес-планом, может стать определяющим.

2. Бизнес-план должен быть простым и понятным для инвестора. Многие предприниматели считают, что чтобы понять бизнес, нужно в нем «вариться». Поэтому уделяют массу времени описанию особенностей продукта, технологии, таким образом, пытаясь доказать практическую ценность и реализуемость проекта. Но многообразие технических терминов, формул или большой объем бизнес-плана могут привести к тому, что желание инвестора его прочитать попросту исчезнет.

Инвестиции по проекту могут быть растянуты по времени, в этом случае нет необходимости во всей сумме кредита сразу, он может быть предоставлен отдельными траншами. Довольно часто инвестиционный кредит предоставляется в форме возобновляемой или невозобновляемой кредитной линии, когда заемщик может брать средства в пределах установленного лимита по мере возникновения потребности в финансировании расходов.

Погашение кредита может осуществляться единовременным платежом в конце срока или периодическими выплатами, по графику составленному банком. В случае возобновляемой кредитной линии заемщик может снова воспользоваться кредитом, погасив предыдущий.

При кредитовании инвестиционных проектов банки могут предусматривать отсрочку по выплате процентов. Обычно она составляет 3-6 месяцев, но в некоторых случаях отсрочка может быть предоставлена на весть инвестиционный период до получения первых притоков выручки.

3. Бизнес-план должен демонстрировать возможность формирования «подушки безопасности».

«Чистый» денежный поток, остающийся после покрытия текущих расходов и осуществления всех требуемых выплат банку, должен существенно превышать расходы на обслуживание кредита. Что позволит обеспечить своевременное исполнение обязательств по кредитному договору, даже если результаты реализации проекта окажутся ниже запланированных.

Нормальным считается значение коэффициента покрытия ссудной задолженности более 2 (для организаций торговли – не менее 3-4). Но в некоторых случаях банки могут предусматривать более низкий порог, например, Россельхозбанк для аграриев рекомендует значение коэффициента на уровне не менее 1,15.

Бизнес-план для внутреннего пользования может быть составлен в произвольной форме и охватывать отдельные направления бизнеса, работу структурных подразделений или же рассматривать отдельные бизнес-процессы и конкретные риски для бизнеса.

Тем не менее есть элементы, которые должны включаться в такой бизнес-план:

  • Установление целевых ориентиров бизнес-плана, которые позволят отслеживать эффективность его выполнения.

  • Финансовое моделирование. Любое важное стратегическое решение имеет определенные финансовые последствия, которые следует просчитать, руководствуясь принципами, лежащими в составлении любого бизнес-плана – спрогнозировать расходы и доходы, выделить финансовый результат, оценить динамику денежных потоков и эффективность реализуемых мероприятий.

  • Многовариантное прогнозирование. Бизнес-план должен предусматривать не только базовый, но и пессимистичный сценарий, который учитывает возможность реализации наиболее вероятных рисков.

В текущей ситуации, когда экономика находится под давлением санкций, именно пессимистичный сценарий может стать базовым.

На что следует обратить особое внимание при разработке бизнес-плана?

Правило 1. Каждая из частей бизнес-плана должна служить обоснованием используемых в расчетах данных

На практике часто встречается ситуация, когда при разработке бизнес-плана его разделы попросту заполняются текстом и цифрами, по смыслу подходящими к теме проекта, а в финансовом плане данные для расчетов берутся уже «с потолка».

Каждый из разделов проекта должен отвечать на конкретные вопросы и предоставлять информацию для финансового плана.

1. Рассматривая местонахождение проекта, нужно проанализировать транспортную, пешеходную доступность, имеющуюся инфраструктуру, наличие свободной рабочей силы, так как эти факторы могут определять саму возможность реализации проекта.

Например, для открытия магазина формата «у дома», важным является хорошая пешеходная доступность, гарантирующая поток посетителей, проходящих мимо с работы и совершающих покупки продуктов по пути домой. Целевой аудиторией гипермаркетов являются те, кто закупает продукты и товары повседневного спроса впрок, в больших количествах. Они могут себе позволить специально поехать за покупками на окраину города, и для успешной работы гипермаркета важны хорошая транспортная доступность и наличие большой автостоянки.

2. В разделе «Описание продукта» многие ограничиваются тем, что подчеркивают востребованность готовой продукции у покупателей и выделяют его конкурентные преимущества. В то время как в данном разделе важно сформировать и обосновать ассортимент выпуска, который будет использоваться в расчетах финансового плана.

Например, планируя организовать выпуск бутилированной воды, после описания ее химического состава и полезных свойств, следует определить номенклатуру выпуска: вид, объем и долю каждой позиции в выпуске.

3. Раздел «Технология производства» нужен не для того, чтобы дать инвестору понять, что инициатор проекта разбирается в своем деле и хорошо владеет технологией.

Итогом раздела должны стать: производительность и проектная мощность (максимальные объемы выпуска продукции в день, месяц, год); сменность работы; расход материалов, воды, энергии на единицу продукции.

4. Раздел «Капитальные затраты» содержит стоимость строительства и перечень приобретаемого оборудования, которые составляют основную долю потребности в инвестициях для финансирования проекта.

Важно четко определить сметную стоимость строительства и порядок расчетов, а также то, у кого и по какой цене будет приобретаться требуемое для проекта оборудование (включая доставку, монтаж и пуско-наладочные работы).

Правило 2. Все исходные данные, используемые в расчетах, и прогнозная динамика должны быть подтверждены маркетинговыми исследованиями.

Большинство тех, кто разрабатывает бизнес-план считает маркетинговую часть формальной и ограничивается сухими цифрами статистики. Грамотный маркетинговый анализ покажет: сможет ли продукция проекта привлечь покупателей; по какой цене, в каких объемах и по каким каналам она может быть реализована; сможет ли компания занять свою рыночную нишу, развивать сбыт и преуспеть в конкурентной борьбе.

Пример из практики: Завод планировал провести модернизацию и увеличить выпуск химической продукции. Так как маркетингу в бизнес-плане не было уделено должного внимания, инвестор запросил разработать маркетинговую стратегию, которая подтвердит, что у компании есть возможность реализовать запланированный выпуск продукции. Проведенные исследования показали, что российский рынок данной продукции практически насыщен, и основной объем выпуска предназначен для экспорта. Однако близлежащие рынки для этой продукции закрыты санкциями, и увеличение плеча доставки приведет к снижению ее конкурентоспособности по цене. Поэтому вместо увеличения выпуска продукции, которую сложно будет продать, на средства инвестора завод, расширив ассортимент, осваивает новое производство.

Итогом проводимых при разработке бизнес-плана маркетинговых исследований должны стать ответы на следующие вопросы:

  • У кого и по каким ценам будут закупаться сырье, материалы;

  • Кому, в каком ассортименте и по каким ценам будет реализовываться продукция;

  • Сколько единиц продукции планируется реализовать в месяц, в год (с учетом сезонности спроса).

Получить такие ответы до того, как компания начала работать, очень сложно. Для этого нужно учитывать множество факторов, формирующих рыночную конъюнктуру, изучать конкурентов.

Как понять, сколько продукции будет реализовано в первый месяц? во второй? в третий? Когда можно будет выйти на проектную мощность?

Инвестиционный проект может быть первым у инициатора, но он, скорее всего, далеко не первый из реализуемых в России. Достаточно посмотреть, как развивались конкуренты, какими темпами росла их выручка в первые годы развития. А если понимать, благодаря чему они добились успеха, то можно повторить этот успех в реализации собственной бизнес-идеи.

Обоснованность показателей финансового плана данными предыдущих разделов будет служить дополнительной гарантией практической осуществимости проекта и достижения поставленных целей.

22
Начать дискуссию