{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","hash":"d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Финансирование инвестиционных проектов в условиях санкций

Несмотря на беспрецедентные антироссийские санкции, в 2022 году происходил рост инвестиций в бизнес. В то время как ВВП, по предварительным оценкам, сократился на 2,1%, инвестиции в основной капитал выросли более чем на 20%.

Рисунок 1. Динамика инвестиций в основной капитал за 2014-2022 гг., трлн руб.

Доступ к долгосрочным кредитам западных банков крупному российскому бизнесу был закрыт санкциями еще в 2014 г. Текущие санкции и вовсе запретили западным компаниям любую инвестиционную активность в России, ограничили сервисное обслуживание и поставки высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения, и у российских компаний возникли сложности с его ремонтом и заменой запасных частей. Санкции в свою очередь заставили российский бизнес искать замену иностранного оборудования на альтернативных рынках.

В настоящей статье рассматриваем источники финансирования инвестиционных планов отечественного бизнеса.

Банковское кредитное финансирование инвестиций

В кризис банки обычно повышают процентные ставки и сокращают выдачу кредитов, опасаясь роста просрочек и неплатежей. Наибольшее падение объемов кредитования обычно наблюдается в сегменте инвестиционных кредитов.

Рисунок 2. Структура банковских кредитов в 2022-2021 гг., трлн руб.

Как показано на диаграмме, объемы банковского кредитования бизнеса на фоне санкций снизились более чем на 23%, однако суммы выданных инвестиционных кредитов сократились всего на 10%, а в сегменте кредитования инвестпроектов малого и среднего бизнеса даже продемонстрировали небольшой рост (на 2,3%). Главным объяснением столь противоречивой динамики является использование механизмов господдержки в форме субсидирования процентной ставки по кредитам, выдаваемым банками на финансирование инвестиционных проектов. В этой связи правительство предложило бизнесу несколько вариантов:

1. Субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, выдаваемым по программе «1764», действующей с 2019 года.

Инвестиционный кредит предоставляется коммерческими банками–участниками программы сроком до 10 лет на сумму от 500 тыс. до 1 млрд руб. микро- и малому бизнесу по ставке не более 15% годовых и среднему бизнесу – не более 13,5% годовых.

2. Субсидирование ставок по льготным кредитам, предоставляемым коммерческими банками-участниками программы Корпорации МСП и ЦБ «ПСК Инвестиционная».

Инвестиционный кредит предоставляется сроком до 3 лет по ставкам для среднего бизнеса – не выше, чем ключевая ставка плюс 3%, для малого бизнеса – плюс 4%, для микробизнеса – плюс 4,5%. Размер кредита составляет от 3 млн до 2 млрд руб. для малого и среднего бизнеса.

3. Компенсация части затрат на уплату процентов промышленным предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в приоритетных сферах.

Несмотря на то, что постановление Правительства №3 «О стимулирующих субсидиях на уплату процентов по кредитам на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности» было принято еще в январе 2014 года, механизм компенсации процентных расходов по кредитам не утратил актуальности и сегодня позволяет возместить из бюджета проценты по кредитам, полученным в 2020-2024 годах на срок не менее 3 лет с целью реализации комплексных инвестиционных промышленных проектов в приоритетных сферах стоимостью более 150 млн. руб. Данный механизм позволяет субсидировать до 70% от ставки по кредиту в рублях и до 90% - по кредитам, полученным в иностранной валюте (но не более 4% годовых). Предельный размер субсидий составляет 8 млрд руб., а для участников СПИК –10 млрд руб.

4. Субсидирование процентной ставки от 1 до 5% по льготным кредитам аграриям (по программе, запущенной в 2017 году).

Кредиты выдаются на развитие растениеводства и животноводства, а также на строительство, реконструкцию или модернизацию предприятий по переработке сельхозсырья. Срок инвестиционного кредита – от 2 до 15 лет.

5. Субсидирование специальной программы льготного кредитования закупок важной для экономики импортной продукции.

В соответствии с Распоряжением от 27 мая 2022 года №1326-р для субсидирования льготных кредитов импортерам было выделено 37 млрд руб. Кредиты на закупку станков, транспортных средств, сельхозмашин и электроники предоставляются на срок до 3 лет по ставке не более 30% ключевой ставки ЦБ плюс три процентных пункта – 5,25%.

6. Субсидирование льготной процентной ставки по инвестиционным и оборотным кредитам для малых и средних предприятий, выпускающим высокотехнологичную и инновационную продукцию (Постановление от 25 марта 2022 года №469)

Кредиты предоставляются на инвестиционные цели и на пополнение оборотных средств на сумму до 500 млн руб. сроком до трех лет по ставке 3% годовых. Разницу от рыночной ставки банку возместит государство. В федеральном бюджете на эти цели предусмотрено почти 4 млрд руб.; в 2022 г. – 750 млн руб., в 2023 г. – 1,4 млрд руб., в 2024-м – 1,8 млрд руб.

7. Субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставляемым инвесторам, реализующим проекты в Арктике и на Дальнем Востоке.

Проекты, подпадающие под господдержку, отбираются ведомственной комиссией Минвостокразвития. Размер субсидии составляет половину ключевой ставки Банка России плюс 2% годовых.

Государственные гарантии по инвестиционным кредитам

Очевидно, что государственное субсидирование процентной ставки и компенсация из бюджета части процентных расходов по инвестиционным кредитам является одной из самых распространенных форм господдержки инвестиций. Однако довольно часто государство само готово стать гарантом и даже кредитором и таким образом способствовать реализации инвестиционных проектов.

Например, Постановлением от 8 августа 2022 г. №1395 установлены правила предоставления государственных гарантий по кредитам или облигационным займам, привлекаемым для развития инфраструктуры. Государственные гарантии предоставляются компаниям, осуществляющим деятельность в отраслях транспорта, строительства, ЖКХ, энергетики, связи и IT. Сумма госгарантий должна составлять не менее 2 млрд руб. и может покрывать до половины обязательств по основному долгу на период от 3 до 30 лет. Агентом Правительства РФ по предоставлению, исполнению и учету госгарантий выступает Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Государство может предоставить ресурсы и делегировать право выдавать гарантии особым институтам, нацеленным на поддержку бизнеса. Участниками национальной гарантийной системы также являются Корпорация МСП, АО «МСП Банк», а также фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств) (п. 9 ст. 3 Закона № 209-ФЗ).

Корпорация МСП предоставляет субъектам малого и среднего предпринимательства прямые гарантии для получения кредитов и займов в уполномоченных банках (сейчас их 66).

Государственное финансирование инвестиций

Получить инвестиционный кредит, финансируемый за счет государственных средств можно у организаций, формирующих инфраструктуру господдержки (которых около 60-ти в России и в ЕАЭС), в их числе:

1. Международные финансовые организации

· Международный инвестиционный банк

· Евразийский банк развития

· Международный банк экономического сотрудничества и пр.

2. Специализированные российские банки и небанковские кредитные организации

· Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»

· АО «МСП Банк»

· Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк

· Микрокредитная компания фонд «Фонд Развития и Финансирования предпринимательства» и др.

3. Специализированные некоммерческие фонды

· Фонд развития промышленности

· Российский фонд прямых инвестиций

· Фонд развития моногородов

· и множество региональных фондов

Каждый из участников системы господдержки способен предложить бизнесу кредитные продукты, направленные на стимулирование инвестиций.

«Фабрика проектного финансирования» («ФПФ») работает с 2018 года на базе «ВЭБ.РФ» и осуществляет финансирование крупных самоокупаемых инвестиционных проектов в приоритетных сферах, к которым относятся: строительство транспортной, энергетической инфраструктуры, промышленных площадок, высокотехнологичной инфраструктуры здравоохранения, а также промышленные проекты высоких переделов.

В числе наиболее крупных проектов «ФПФ» - строительство электрометаллургического комплекса в Нижегородской области, создание завода по производству аммиака и карбамида в Ленинградской области и строительство горно-металлургического комбината в Забайкалье.

«ФПФ» финансируется до 80-90% стоимости инвестиционного проекта с объемом инвестиций свыше 1 млрд руб. Инвестиционный кредит предоставляется сроком от 1 до 10 лет (по проектам развития инфраструктуры – до 20 лет). В 2022 году на развитие «фабрики» было выделено из Фонда национального благосостояния России более 120 млрд руб.

За счет выделяемых правительством средств льготные инвестиционные кредиты предлагает российскому бизнесу Фонд развития промышленности (ФРП).

Таблица 1. Основные программы финансирования инвестпроектов ФРП

Зарубежные инвестиции в Российский бизнес

Финансирование российских инвестпроектов ЕБРР, Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк приостановили еще в 2014 году, а в 2022 году любые западные инвестиции в Россию стали считаться «токсичными». По данным S&P Global Market Intelligence, за предыдущий год стоимость инвестиций в российский бизнес со стороны западных частных и венчурных компаний упала на 93,1% до $42,9 млн.

Однако на смену западным в Россию приходят инвестиции из Китая, размер которых только за 2022 год увеличился более чем на половину. С 2005 по 2021 год китайские компании инвестировали более $95 млрд в энергетическую инфраструктуру и почти $48 млрд в приобретение акций российских государственных нефтегазовых компаний.

Опасаясь вторичных санкций, китайские банки пока не идут на кредитование российских инвестиционных проектов, но у китайских госкорпораций подобных опасений нет, и они активно вкладываются в Россию, однако преимущественно в нефтегазовые проекты.

В условиях кризиса, инвестиционная активность бизнеса во многом зависит от используемых механизмов господдержки. Правительство уже наработало ряд эффективных механизмов стимулирования инвестиций, что помогло обеспечить положительную динамику инвестиций в основной капитал в противовес вводимым санкциям.

Сегодня государство, будучи заинтересованным в импортозамещении, развитии отечественной промышленности и инновационных проектов, предлагает широкий спектр механизмов поддержки инвестиций. Некоторые из них более подробно мы освещали в наших статьях – СПИК, СЗПК.

Однако при привлечении финансирования необходимо не только грамотно подобрать источники, но и корректно подготовить все необходимые документы – качественно проработанный бизнес-план, финансовая модель позволят продемонстрировать инвестору успешность проекта, а их грамотная защита – повысит вероятность успешного привлечения инвестиций. Кроме того, эти документы могут стать эффективным инструментом непосредственно для инициатора проекта. Так, например, финансовая модель может обеспечить оперативный расчет показателей при внесении любых изменений.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда