4 основных направления цифровой трансформации

Сегодня очень мало отраслей, которые еще не затронуты цифровой трансформацией. Перевод бизнес-процессов в онлайн-режим обеспечивает рентабельную эффективность, но при этом возникает ряд проблем. Термин «цифровая трансформация», введенный институтом McKinsey в 2015 году, включает четыре основных направления. Итак, каковы четыре основных направления цифровой трансформации и как вы можете использовать их в рамках своей бизнес-стратегии?

Мы рассмотрим в этой статье.

Что означает термин "цифровая трансформация"?

Цифровая трансформация описывает процесс повышения конкурентоспособности бизнеса с помощью технологий. На цифровом рынке предприятия должны использовать новейшие технологические инструменты, чтобы оставаться актуальными. Это включает в себя автоматизацию бизнес-процессов для повышения эффективности. Это также означает разработку более инновационных продуктов, оптимизацию процессов и обеспечение улучшенного цифрового взаимодействия с пользователями.

Цифровая трансформация — это непрерывный процесс, а это означает, что все изменения можно внедрять поэтапно, чтобы продвигать бизнес вперед.

Какие преимущества дает цифровая трансформация?

Общая цель цифровой трансформации — сделать бизнес более эффективным и конкурентоспособным.

Дополнительными преимуществами будут:

  • привлечение клиентов за счет лучшего и более оптимального взаимодействия,
  • повышение лояльности клиентов за счет более глубокого вовлечения в процесс взаимодействия,
  • усиление мотивации сотрудников с помощью продвинутых инструментов работы,
  • повышение общей эффективности компании,
  • модернизация ИТ-инфраструктуры,
  • увеличение дохода за счет сокращения издержек и возможности внедрения новых сервисов и продуктов.

4 основных направления цифровой трансформации

Существует много разных стратегий, используемых при цифровой трансформации.

Их можно разделить на четыре основные области:

  • Трансформация бизнес-модели. Оцените, имеет ли смысл текущая бизнес-модель компании в условиях быстро меняющейся цифровой среды? Тут можно посмотреть на новые стратегии ценообразования, приходящие продукты-заменители, новые услуги, тренды изменения потребностей клиентов. Оцените, что привлекательно на современном рынке. Посмотрите на свои долгосрочные и краткосрочные цели, чтобы определить, как развивать свой бизнес. Примером трансформации бизнес-модели может служить переход большего числа телекомпаний в создание цифрового контента для видеохостингов или расширение линейки продуктов банков на совсем не-банковские продукты.
  • Реструктуризация бизнес-процессов. Оцените, как можно и нужно обновить бизнес-процессы компании. Проведите аудит процессов компании, чтобы выявить любые неэффективности для улучшения. Также рекомендую использовать критерии оценки показателей, чтобы проанализировать, насколько эффективен каждый новый инструмент или процесс с течением времени. Например, если срок согласования договоров до реструктуризации в компании составлял 9 рабочих дней, а после 2, то критерием оценки логично выделить показатель "срок согласования документа".
  • Переход в облако и аутсорс. Эта третья область цифровой трансформации описывает перемещение процессов бизнеса в облако и на аутсорс. Использование облачных систем обеспечивает повышенную безопасность, гибкость и масштабируемость — и все это при меньших затратах. Аналогично, аутсорсинг части не профильных процессов может существенно повысить общую эффективность. Так, например, известно, что для маленьких компаний оптимально передача ведения бухгалтерского и кадрового учета на аутсорс, а многие производственные компании в пиковые периоды привлекают внешних сотрудников для выполнения работы. Оцените, какие процессы можно переместить в облако и на аутсорсинг? Определив их, можно приступить к выбору подходящих продуктов и сервисов.4. Трансформация корпоративной культуры включает подготовку, внедрение и обучение команды к изменениям, проявление лидерства в части внедренных изменений. Так, например, если компания перешла на электронный документооборот, а руководитель по старинке отказывается от электронного взаимодействия, то такие изменения будут приниматься командой с трудом и могут не дать ожидаемого эффекта. Одно дело предложить своим сотрудникам новые правила или программное обеспечение, а другое — убедить их использовать их.

4 ключевых проблемы на пути цифровой трансформации

Теперь, когда мы разобрали каждую из четырех основных областей, полезно взглянуть на проблемы, с которыми мы, вероятно, столкнемся в ходе цифровой трансформации.

  • Сопротивление персонала. Некоторые сотрудники могут сопротивляться изменениям, видя в них много рисков. Поэтому в разработке стратегии цифровой трансформации важно заранее позаботиться о возможных сопротивлениях, проработать меры по снижению возникновения и влияния этого фактора.
  • Отсутствие цифровых навыков. Вторая проблема, которую необходимо решить, — это пробелы в наборе цифровых навыков (или цифровая грамотность сотрудников). Даже если люди доверяют трансформации, им потребуется соответствующее обучение и инструкции, чтобы правильно использовать эти инструменты. На наших проектах мы предлагаем заказчикам дополнительный этап при внедрении - обучение основам цифровой грамотности - работы с офисными приложения, основам работы с операционной системой, периферийным оборудованием.
  • Цифровая трансформация требует существенных финансовых инвестиций. Поэтому следует заранее включить стоимость цифровой трансформации в бюджет. Некоторые компании ищут дополнительные инвестиции исключительно для цифровой трансформации, понимая отдачу на вложения.
  • Недостаток внутренней экспертизы. Если с текущей командой вы находитесь в точке, из которой хотите перейти на новый, более технологичный уровень, то, возможно, на этом пути вам потребуются более квалифицированные сотрудники или привлечение внешних подрядчиков на определенные задачи.

Несмотря на описанные проблемы, преимущества цифровой трансформации их перевешивают.

Цифровая трансформация требует определенного времени. Искусство маленьких шагов может позволит начать ее уже сегодня. Например, перевод обмена документами с контрагентами в электронный вид, перевод кадрового взаимодействия с сотрудниками в электронный вид, эти функции доступны из любой учетной системы 1С и не требуют практически никаких дополнительных вложений. Следующим шагом может быть внедрение системы электронного документооборота, также маленькими шагами, начав с создания договоров, настроив шаблоны, как вариант. Только этот шаг позволит существенно сократить время сотрудников на подготовку договора.

Надеюсь, что все описанные инструменты и шаги помогут вам на пути вашей трансформации к эффективности!

Начать дискуссию