Главная проблема стартапа - делать проект вслепую

Главная проблема стартапа - делать проект вслепую

Введение

Недавно общался с одним потенциальным заказчиком из Казахстана. У заказчика есть своя оригинальная идея проекта (говорить ее не буду, т.к. он считает, что в ней есть ценность). Он находится в стадии создания дизайна/верстки и хотел получить дополнительную помощь в виде технического контроля проекта. Мы не оказываем услугу технического контроля чужих проектов, но что меня заинтересовало - это движение проекта без проверки идей для подкрепления уверенности в будущем успехе проекта.

Что не так в этой ситуации

  • нет фидбека от будущих потребителей. Нам кажется, что идея огонь, но по факту мы не знаем, как ее воспримет конечный пользователь;
  • чем оригинальнее идея, тем выше риск, что она не выстрелит. Особенно надо насторожиться, если нет крупного игрока, который занят в этой сфере. Ведь есть крупные площадки, имеющие все возможности реализовать подобные проекты, но они почему-то туда не лезут. Почему?
  • сосредоточенность на технической составляющей. Кажется, что главное во всем этом начинании - это сделать красивый функциональный удобный сайт, а остальное само все выстроится как надо. Это совершенно не так. Если вы случайно перепутаете двери магазинов (продуктовый и рыболовный) и зайдете в очень хороший магазин с большим количеством удочек и всяких примочек - вы все равно не купите ничего, т.к. вам хочется просто покушать.

Что бы я делал на месте этого человека

  • Нашел 2-3 человека, у которых реально есть потребность в этом (если не нашел - значит скорее всего и потом не найду).
  • Узнал бы как они сейчас решают потребность и как в идеале они видят возможные более крутые способы решения этих задач.
  • На основе этой обратной связи (можно не 2 человека, а 20-30 опросить), создал бы краткое предложение (описание сайта + платные функции).
  • Заново пообщался бы с этими людьми, но уже по поводу конкретного предложения.

Есть будет хотя бы 1-2 человека, заинтересованных в таком решении - то можно думать о разработке.Если нет, то либо надо отказываться от проекта, либо докрутить предложение, либо поменять кардинально идею.

Причины отказа от продукта

По большей части люди отказываются от продукта по следующим причинам:

  • У них нет той боли, которую вы хотите лечить.
  • Боль может и есть, но еще больше боли вызывает ваша цена за решение.
  • Боль есть, цена нормальная, но слишком высокий порог погружения во все это, а вы не даете нужной информации (т.е. человек не понимает суть решения и как оно работает)
  • Все понятно, очень заманчиво, просто нет доверия. Например, если вы делаете площадку по обработке финансовых данных, то у пользователя будет довольно высокий порог по доверию к площадке. Условно какому-нибудь Сберу или Тинькоф люди доверят деньги, а вот стартапу БабкиВТапке - навряд ли (если кто-то уже использует такое название - извините за сравнение).

Только после всей этой предварительной проверки бизнес-идеи имеет смысл делать какие-то движения в сторону технической проработки сайта.

Почему 90% стартапов проваливаются - да потому что они делают то, что никому не нужно и рассчитывают непонятно на что.

Это как в шахматах ходить фигурой на случайное поле, авось соперник не заметит и не съест.

Не воспринимайте сайт как место магической силы, которое как-то само собой разрешит проблему поиска своего пользователя. Сайт - это просто автоматизация неких процессов (которые потенциально могли бы протекать и оффлайн). Иногда создание сайта представляют через метафору постройки дома, но может увести в неверную сторону. Дом - это основательная штука, которую потом очень непросто переделывать. Если вы залили как-то неверно фундамент, исправлять это будет вероятно очень сложно.

С сайтом другая ситуация - исправлять вы можете очень много чего по ходу использования сайта. Но здесь другая проблема - в большинстве случаев мы не знаем, что нам в будущем понадобится - новая интеграция, новая роль со своим кабинетом и т.д.

На чем сосредоточиться в начале проекта

Поэтому наша задача, как основателя проекта такая:

  • постараться максимально детально понять, что нужно потребителю, чтобы уменьшить будущие издержки на переработку сайта;
  • выбрать такие технологии сайта, которые позволят его изменять в будущем под наши потребности.

Не пропускайте период исследования вашего пользователя, его проблем и соответствия вашего решения этим проблемам. Это кардинальным образом снижает риски проекта.

Источник:

Начать дискуссию