Ешь. Медитируй. Спи. Десять дней Випассаны изменивших мою жизнь

Випассана как инструмент обретения ясности бытия. От воображения к реальности, от страданий к счастью

Привет! Я Лена, мне 32, в прошлом госслужащий, в настоящем координирую проекты по обеспечению вещательных процессов в крупном холдинге. Люблю осваивать новые виды спорта и не только. Пару лет назад начала увлекаться медитативными практиками, а недавно открыла для себя випассану.

Что такое випассана и почему я на нее решилась

В последние несколько лет самокопание стало модным: многие начали обращаться к психологам, астрологам, гипнологам и прочим специалистам, преследуя одну простую цель — стать счастливыми. На этот счет существует множество теорий и методов, при этом действующих на практике — единицы. Некоторые со временем перестают работать в условиях стремительно меняющегося общества и новых реалий.

С 2021 года я посещала психолога примерно раз в месяц, но в конце 2022 у меня впервые в жизни произошла паническая атака. В голове зациклилась одна и та же мысль, от которой я не могла избавиться, руки тряслись, сердце колотилось. Я написала психологу и в ответ получила рекомендацию опустить руки или голову под холодную воду. Через некоторое я время поняла, что методы традиционной психологии — постоянный самоанализ, разбор действий и ситуаций прошлого — мне совсем не подходят.

Осознание-то пришло, а вот навязчивые мысли меня не покидали, прогрессировала бессонница. Нужно было как-то выходить из этого состояния, и я начала искать инструмент, который избавит меня от страданий.

В канун Нового года я случайно натыкаюсь в ленте на пост Алексея Гидирима про випассану на Бали с мастером Сарасвати. Решаю изучить вопрос.

Випассана (или випашьяна) — вид медитации в буддизме, созерцание четырех благородных истин и идеи невечности. Эта практика направлена на устранение «загрязнений» ума и избавления от страданий. Была предложена Буддой более 2500 лет назад, а в современном мире распространилась благодаря индийскому бизнесмену по имени Шри Сатья Нарайян Гоенка. Он преподавал традиционную медитацию, описывая ее как «экспериментальную научную практику» и отмечая, что путь к освобождению ума не связан с религией и является универсальным для всех людей.

Сам же автор поста, Алексей Гидирим обещал випассану, адаптированную под современное общество — с небольшим отклонением от классических правил. Результатом такой практики должно было стать снижение уровня стресса, беспокойства и агрессии, обретение гармонии и улучшение сна.

Захожу в профиль: Алексей является основателем известного сервиса YouDo, у нас много общих друзей, рекомендации которых не один раз помогали мне в жизни. Фильтр доверия пройден, решаюсь попробовать.

Как проходила практика випассаны

По прилету на остров трансфер везет меня в горы. Снимаю фрагмент дороги на видео, выкладываю в социальные сети с подписью: «Еду на испытание». Как корабль назовешь, так он и поплывет — и вот уже по дороге я почувствовала симптомы простуды, заболело горло. Психосоматика не заставила себя долго ждать — организм начал сопротивляться.

Прибыли: место называется Subak Tabola Villa, на рецепции обменяла свой телефон на ключ от номера. Обстановка в нем простая, но уютная: кровать, шкаф, стол, все зеркала занавешены.

Ешь. Медитируй. Спи. Десять дней  Випассаны изменивших мою жизнь

В первой половине дня помощники мастера провели вводную встречу, где рассказали о правилах и распорядке дня.

Питание вегетарианское. Удивило, что последний прием пищи в 11:30 утра. Так как ни часов, ни телефонов у участников нет, единственным ориентиром служит удар в чашу — он объявляет о пробуждении и начале практик.

Расписание такое:

5:30 — подъем, настройка на день

6:00 — групповая медитация в общем зале + йога-шот[1]

8:30 — завтрак

9:00 — випассана на природе / карма-йога[2]

11:30 — обед

12:30 — личное время

13:30 — самостоятельная практика, встреча с мастером

16:00 — какао, смузи

16:30 — групповая медитация в зале

20:00 — випассана[3] лежа

20:30 — тратака[4] у костра

21:45 — диагностика состояний

22:00 — отбой

Заслушав вводные, мы отправились в Будда-холл знакомиться с практиками. Мастера мы увидели только к обеду — ей оказалась очаровательная женщина с духовным именем Сарасвати. Началась ознакомительная медитация. Я чувствовала, что симптомы болезни начинают прогрессировать, но надеялась, что это легкое недомогание, которое закончится к утру.

На второй день нам объяснили техники медитации, которые мы будем практиковать самостоятельно. Вечером приняли ритуал молчания. Рис на межбровье, сильный аромат благовоний и обессиленная я с мыслью, что все это напоминает сюжет фильма «Ешь, молись, люби».

Ночью меня мучила боль в горле, жар не давал спать. Покопавшись в сумке, я отыскала пару таблеток аспирина.

На третий день пребывания силы меня покинули, я ушла с утренней карма-йоги, упала на кровать и отключилась на пару часов. Болезнь оказалась сильнее. Происходящее я восприняла как вызов: «Ну хорошо, посмотрим, кто кого». Ко мне пришла помощница мастера, справилась о здоровье и сказала: «Мастер попросила, чтобы ты в любом случае приходила на практики, хотя бы просто присутствовала и слушала». Поднявшись с кровати, я отправилась в Будда-холл и присоединилась к группе медитирующих.

Мастер начала рассказ о том, как воздействует медитация на лимбическую систему головного мозга, а затем, к моему удивлению, начала объяснять природу цикличности мыслей и то, как практики медитации помогают от них избавиться.

Юридическое образование привело к профессиональной деформации — я скептически отношусь к новой информации и ищу научное подкрепление, прежде чем поверить любому спикеру. И в тот день я поняла, что нашим мастером оказалась не просто духовная женщина, а человек с многолетним опытом практики в области нейробиологии и психологии.

Внутренний критик был удовлетворен, а ищущий ответов мозг восторжен. Я и мечтать не могла, что на випассане получу ответ на вопрос, который не давал спокойно спать по ночам. Через грязное стекло видно только грязь — и пришло время его протереть, чтобы увидеть мир в красках.

После практики я подошла к помощникам мастера и попросила отвезти меня в аптеку: припасы аспирина закончились, а горло и нос были заложены настолько, что я еле могла говорить. В течение получаса мне принесли какие-то местные антивирусные таблетки, жаропонижающее и тюбик с жидкостью, которой нужно было мазать шею — ее запах я запомню надолго. Вечером я приняла препараты и наконец уснула.

Утро, звучит чаша, поднимаюсь с кровати. Несмотря на недомогание, я решила практиковать хотя бы из любопытства: что же меня ждет, какой он, этот эффект от випассаны?

Самостоятельные медитации были двух видов: сидячие и в движении. Мастер рекомендовала постепенно увеличивать время пребывания в практике. Я начинала с 15 минут, мой рекорд — 30 минут. В течение дня можно было успеть сделать около пяти-шести самостоятельных подходов. Помимо этого, каждый день проходят различные групповые медитации. Итого практикам ты посвящаешь весь день, свободного времени почти не остается.

На четвертый день мне стало немного лучше, но сил все равно было мало. Я старалась выполнять техники, насколько позволяло здоровье, постоянно сморкаясь, чтобы хоть как-то дышать. При этом ужасно кружилась голова и хотелось спать.

Почти все время в горах светило солнце, я отправилась для личной практики на лужайку. Для выполнения випассаны в движении нужно разуться и делать медленные шаги, освобождая разум от мыслей, стараясь прочувствовать почву и каждое свое движение. Делаю шаг, передо мной очень ясная картинка: ярко-зеленая сочная трава, окутанная солнечным светом. Медленно перемещаю стопу, свет меняет направление и на газоне появляется четкая тень дерева. Следующий шаг — дует легкий ветерок, картинка теряет яркость, добавляется немного серости, солнце зашло за тучку. Я чувствую, как на плечо падает капля дождя, продолжаю движение, взгляд по-прежнему неподвижен. Пара шагов — и снова солнце, купаюсь в насыщенных красках.

Таймер прозвенел, а я стояла молча еще несколько минут, улыбаясь от осмысления простой истины: жизнь циклична, словно погода. Ни один из дней не может повториться, как и каждая прожитая минута. Пасмурный день однажды сменяется солнечным — главное помнить об этом и продолжать свой путь, сохраняя невозмутимость. Випассана учит наблюдать за ощущениями и принимать все происходящее в голове и теле, не давая этому оценок.

На пятый день мой нос начал дышать. Перед тем как мы отправились на карма-йогу мастер нам рассказала притчу про девять монахов. Перейдя горную реку девять монахов, не могли досчитаться одного человека, считающий все время забывал посчитать себя. Смысл этой притчи в том, что зачастую мы забываем про себя, жертвуем собой ради других. Взяв пакеты и надев перчатки, мы отправились убирать близлежащую территорию — карма-йога зачастую проходила в виде облагораживания территории. На этот раз мы почему-то уходили все дальше от виллы — мастер вела нас по петляющий дороге, через поле, лес, скалистые участки. Спустившись по обрывистой каменистой дороге, мы оказались на берегу реки. Взявшись за руки, начали переправу. Вода холодная, течение сбивало с ног. Преодолев реку, мы уселись прямо на мелководье и начали плескаться как дети. После длительного шествия по жаре купание стало райским наслаждением. После этого импровизированного отдыха мастер провела сидячую випассану.

Ешь. Медитируй. Спи. Десять дней  Випассаны изменивших мою жизнь

На шестой день мастер объявила челлендж, который заключается в 24-часовой практике без отхода ко сну, с небольшими перерывами на прием пищи. Всем желающим было велено подойти к помощникам и записаться для получения инструкций. Конечно, же я хотела записаться на челлендж, но мастер не допустила меня до практики, сказав: «Для тебя будет лучшее время и обстоятельства».

Меня это сильно разозлило — ведь я привыкла быть победителем по жизни. Но возникшая эмоция была на благо: взяв таймер, в этот день я провела в самостоятельной практике семь часов. Под вечер разболелись колени, и я решила закончить сидячую медитацию.

Ешь. Медитируй. Спи. Десять дней  Випассаны изменивших мою жизнь

Про тело

Я часто боролась с зажатыми мышцами шейно-воротниковой зоны — сильнее всего это проявлялось при стрессах. Обследовалась у невролога, проходила медикаментозное лечение, пробовала остеопатию. Отчасти эти методы снимали спазмы, но эффект был временным.

У меня не очень хорошая осанка, и я специально дополнительно тренировала мышцы спины перед отъездом на випассану, так как сидеть с прямой спиной предстояло в среднем около 12 часов в день. Для меня это стало главной сложностью.

В медитации ты учишься чувствовать каждый вдох и выдох, каждый участок своего тела, и к седьмому дню уже знаешь все свои зажимы и умеешь их наблюдать. Оставалось понять, как их «отпустить», и, главное, не допустить их повторного появления.

В одной из бесед с мастером я поинтересовалась, можно ли избавиться от спазмов, которыми тело реагировало на стресс. Ответ был положительным: практикуй, техники ты знаешь.

На этом моменте можно было и завершить мой рассказ о випассане, но я посчитала, что нужно поделиться самым главным инсайтом этих десяти дней. Возможно, кому-то из вас это откликнется, и випассана поможет вам так же, как помогла однажды и мне.

На седьмой день медитировать было сложно: колени болели после предыдущего семичасового практикума. Начиная дышать, отвлекалась на звуки, мозг не мог успокоиться. Услышав звук чаши, я обрадовалась, так как это означало: пора идти на групповую практику в холл.

Название предстоящей медитации: «Тело — ум». Мастер просит лечь на коврик и принять удобное положение, следуя за голосом, ведущим практику. Я подумала про себя: наконец-то колени со спиной отдохнут!

Медитация началась как обычно — мы закрыли глаза, начали дышать, следуя за голосом: «Тело — ваша жизнь, расслабьтесь и отпустите напряжение».

Полностью расслабившись, мы перешли в стадию разговора со своим телом. Нужно было вспомнить ситуацию, которая беспокоила, и почувствовать, что происходило в этот момент с телом.

И в этот момент у меня случился самый откровенный в моей жизни разговор с самой собой — тот, которого я долго избегала.

Я выросла без родителей и долго не осознавала, что чувствую себя недолюбленным ребенком, которому не хватает тепла, ласки и заботы. Я была очень ранима, плохо воспринимала критику, училась жизни методом собственных проб и ошибок, так как возможности перенять опыт родителей у меня не было. Из-за всего этого зачастую искала поддержки и любви в партнере — порой больше, чем следует.

Я прочувствовала всем телом, чтó так давно меня беспокоило. В этот момент мой разум осознал все страхи, обиды, ситуации, когда я нуждалась в помощи, но не просила о ней. Я прочувствовала всю боль, которую испытывала сама и причиняла людям; увидела замкнутый круг, по которому бегала из-за своих инстинктивных реакций.

Я попросила у себя прощения за все то, что игнорировала годами, и то, в чем нуждалась с самого детства. Сердце колотилось, по щекам градом потекли слезы, и я зарыдала в голос. Когда практика подошла к концу, я не чувствовала больше ровным счетом ничего — ни эмоций, ни физических ощущений, только пустота и оглушительная тишина.

Мы всю жизнь смотрим одно и то же «кино», автоматически повторяя сценарий своих действий. Зачастую мы удивляемся, что в нашей жизни ничего не меняется, и задаемся вопросом, почему из раза в раз совершаем одну и ту же ошибку и не видим подходящего решения.

Медитация позволяет перейти в роль наблюдателя своей жизни — отследить заученные сценарии, отведенные для прохождения очередного лабиринта Сансары. При этом мы не можем пробудиться «в моменте» и ощутить то самое состояние ясности и покоя, называемое самадхи. Это постепенный процесс, требующий методичного подхода: сначала нужно научиться видеть и осознавать свои переживания, затем определить вытекающее из них поведение на уровне ума, речи, действий.

Не ожидая ничего, ты получаешь самое ценное. Так получилось и на этот раз: придя на практику, я просто собиралась отдохнуть, а вышла с нее эмоционально свободной.

Остаток дней на острове я провела в абсолютно новом состоянии, которое можно назвать пробуждением. По ощущениям тело стало легким, все зажимы ушли, разум был спокоен.

Ешь. Медитируй. Спи. Десять дней  Випассаны изменивших мою жизнь

Ожидания и реальность: что мне дала випассана

Я ехала попробовать нечто новое, не ожидая чего-то особенного. В итоге я получила очень ценный опыт и обрела инструмент, с помощью которого избавилась от недуга – цикличности мыслей и постоянного анализа прошлого.

Что изменилось:

— Повысилось качество сна — я начала засыпать без снотворного, изменила распорядок дня, сохранив ранние подъемы.

— Улучшилась память и концентрация.

— Ушли навязчивые мысли и тревожность, за счет чего высвободился огромный пласт энергии.

— Прокачались скорость и продуктивность мышления — теперь мне легче находить разные решения для задач.

— Каждое утро чувствую прилив сил и любопытство к новому дню.

Привычка страдать без повода или придавать трагизма любой ситуации иногда напоминает о себе, но я научилась ее отслеживать. Живу в настоящем, ощущаю интерес и счастье.

Как випассана повлияла на работу

Я избавилась от перфекционизма, благодаря чему быстрее решаю поступающие задачи. Пересмотрела свой график, отделила первостепенное от второстепенного. Сократила время в соцсетях, стараюсь не отвлекаться на мессенджеры, что помогло повысить концентрацию. Пересмотрела формат коммуникации и свою эмоциональную реакцию в ходе переговоров — заменила критическую оценку на желание выслушать и понять оппонента, что позволяет быстрее найти подходящее решение для обеих сторон.

Самый большой плюс — вернулся интерес к работе, будто открылось второе дыхание. По факту я выполняю все те же задачи, но благодаря состоянию спокойствия и энергичности качество и скорость моей работы возросли.

На мой взгляд, випассана может стать отличным инструментом для крупных организаций, которые желают раскрывать и растить коллективный потенциал, заботясь о ментальном здоровье сотрудников.

Медитация поможет повысить продуктивность рабочей силы, сохранить здоровую конкурентную среду. Особенно этот вопрос актуален в кризисное время, когда организация не может позволить себе мотивировать сотрудников премией, повышением заработной платы или оплатой обучения для повышения квалификации. Випассана доступна каждому: она бесплатна, и после прохождения практики каждый ученик может на свое усмотрение оставить пожертвование.

Сноска сбоку от текста:

Короткая практика, обычно от 20 минут до часа.

Сноска:

Один из четырех основных видов йоги в философии индуизма, представляющий собой выполнение предписанных обязанностей без привязки к результатам труда.

Сноска:

Здесь — техника медитации, суть которой состоит в наблюдении за ощущениями во всем теле.

Сноска:

Техника медитации, основанная на концентрации на каком-либо предмете.

1616
16 комментариев

Боты резвятся под очередным щитпостом…

6
Ответить

тут тоже теперь поголовье щитпостеров, как и на дтв?

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Давно не читал здесь такой доброй и честной статьи. Випассана творит чудеса с человеком, спасибо за такой подробный рассказ о таком потрясающем опыте

2
Ответить

Бесценный опыт🙏🏻когда-нибудь и я обязательно туда попаду! Пока зрею) благодарю, что поделилась ♥️

2
Ответить

Леночка, спасибо большое за такой подробный отчет о практике. Можно ли пройти практику самостоятельно, не покидая свою страну?

1
Ответить

Очень вдохновляюще и искренне! Прочитала на одном дыхании. Спасибо что поделилась ❤️

1
Ответить