Рассказали, из чего состоит магазин розничной торговли

Мы в Энтерсайте разрабатываем товароучётную систему, и замечаем то, что будущие владельцы магазинов обычно не берут во внимание или не знают. Эта статья о том, как устроен розничный магазин повседневных товаров в России.

Рассказали, из чего состоит магазин розничной торговли

Роли людей в торговле, можно разделить на тех, кто что-то покупает и на тех, кто что-то продаёт. Мы обеспечиваем связь между этими двумя мирами — создаём сервис, который позволяет управлять оборудованием и процессами магазина.

За привычными для покупателей вещами скрываются сложные многоуровневые процессы. Чтобы понять, что такое современный магазин, надо посмотреть на него с точки зрения владельца, персонала, покупателей и государства. Давайте разберёемся, с чего начинается магазин и как им можно управлять.

Что такое магазин

Магазин — это предприятие розничной торговли с постоянным местом расположения. Интернет-магазин и даркстор тоже магазины, так как они имеют постоянный адрес и не перемещаются с места на место, в отличие от ярмарок или фургончиков с мороженым.

Магазин по ГОСТ Р 51303-2013 это: «Стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения».

Концепция магазина

Разработка бизнес-идеи об открытии продуктового магазина начинается с выбора концепции. Можно открыть магазин по франшизе или открыть магазин с нуля.

Предприниматель, работающий по франшизе, имеет право вести деятельность под именем бренда и использовать его технологии. Преимущества франшиз в том, что они снимают с владельца заботы о маркетинговом продвижении, формировании уникального образа и фирменного стиля, поиска целевой аудитории.

Предприниматель, открывающий магазин с нуля, сам придумывает его концепцию, находит и привлекает будущих покупателей, организовывает работу с поставщиками, набирает персонал и закупает торговое оборудование.

Сейчас открытие розничного продуктового магазина больше похоже на сборку модели из деталей конструктора. Магазин по франшизе собирается по готовой схеме из определённого набора деталей. Магазин с нуля, можно сравнить, с изобретением заново вещи, которая уже существует.

Можно открыть магазин по франшизе, купить готовый бизнес у собственника или придумать свою концепцию.
Можно открыть магазин по франшизе, купить готовый бизнес у собственника или придумать свою концепцию.

Форматы магазинов и формы торговли

Магазины можно разделить по десяткам критериев. В этой статье нам важны формат магазина и форма торговли, потому что от них зависит устройство магазина.

Чем меньше магазин, тем проще он устроен. Самый маленький и простой магазин — вендинг машина, самый крупный и сложный — гипермаркет.

Формат зависит от того, что магазин продаёт, в каком месте и кому.

Под форматом розничного магазина чаще всего подразумевают набор параметров: какую площадь занимает магазин, какое количество видов товаров у него в ассортименте, сколько людей работает в конкретном магазине и как покупатели могут с ним взаимодействовать.

Основные форматы магазинов розничной торговли:

• минимаркет — магазин небольшого размера с минимальным набором товаров первой необходимости;

• универмаг — традиционный формат магазина с прилавками и отделами; — гастроном — магазин, торгующий только продуктами питания;

• дискаунтер — магазин самообслуживания с уникальным ассортиментом и сниженными ценами;

• супермаркет — магазин самообслуживания со стандартным ассортиментом товаров массового потребления;

• гипермаркет — магазин самообслуживания с внушительным ассортиментом, большим запасом товаров на полках и на складе;

• кэш-энд-керри — отличается от гипермаркета тем, что продаёт товар не поштучно, а упаковками, коробками, пайками.

В розничном магазине формат и форма торговли зависят друг от друга. Форма торговли описывает каким образом что-то продаётся, например, как покупатель может выбрать товар, оплатить его и получить.

Вот несколько характерных организационных форм торговли для розничных магазинов:

• торговля через прилавок, когда продавец набирает товары, взвешивает их, упаковывает и передаёт покупателю после оплаты;

• магазины самообслуживания, где покупатели сами берут товары с полок магазина и оплачивают их на кассе;

• комбинация магазина и кафе, например, булочная со столиками и кофемашиной;

• онлайн-магазин с доставкой, который выставляет товары на интернет-странице или в приложении;

• даркстор, который не имеет физически доступного для покупателей пространства с товарами.

Розничные магазины можно классифицировать по размерам торговой площади и способам обслуживания
Розничные магазины можно классифицировать по размерам торговой площади и способам обслуживания

Компоненты розничного магазина

Все участники торгового процесса видят магазин со своей точки зрения. Своё видение магазина есть и у маркетолога, системного администратора и у бухгалтера.

Главные участники торгового процесса — покупатели. Для них магазин — это полки с разными видами товаров, акции, бонусная система, продукты, которые они привыкли покупать в этом магазине, персонал и обслуживание.

Для персонала магазин — это место работы, где каждый знает свой отдельный участок, отвечает за выполнение определённой работы и планов. Для государства магазин — это налоги, отчисления в пенсионный фонд, рабочие места, внутренняя экономика и инфраструктура.

Владелец видит магазин, как сумму частей, и постоянно работает над тем, чтобы эти части синхронизировать. Магазин, с его точки зрения, выглядит так:

• покупатели;
• персонал;
• товары;
• оборудование;
• маркетинг;
• поставщики;
• закупки;
• документы;
• товароучёт;
• эквайринг и инкассация;
• отчётность для государства;
• торговая площадь и имущество;
• прибыль.

Так видят розничный магазин разработчики облачной товароучётной системы Энтерсайт
Так видят розничный магазин разработчики облачной товароучётной системы Энтерсайт

Для разработчиков Энтерсайта магазин — система со своей структурой и зависимостями:

а) это компоненты, которые связаны друг с другом. От того, как построено взаимодействие компонентов системы зависит, насколько управляемыми будут процессы в магазине;

б) это процессы, которые регулярно повторяются. Работу магазина можно представить как цепочку процессов, где окончание одного процесса запускает другой, а окончание цепочки процессов запускает цикл заново.

Как управлять магазином

Давным-давно, можно было справиться с магазином, имея только калькулятор и блокнот. Сейчас, без системы товароучёта, невозможно управлять магазином с количеством единиц товаров складского учёта больше 1000.

Для управления торговыми предприятиями есть специальное оборудование и программное обеспечение. Современные системы позволяют управлять магазином новичкам и экспертам. Товароучётные системы позволяют логично организовать торговые процессы, автоматизируют работу с документами, контролируют сроки годности продукции, помогают сократить потери прибыли от товарооборота.

Товароучётные системы дают торговому предприятию конкурентное преимущество. Управление магазином, в котором все компоненты связаны, становится проще, сотрудникам такого магазина не нужна высокая квалификация.

Заключение

Единичный магазин и небольшая торговая сеть состоят из компонентов, соединённых между собой в систему. От того, как выстроена эта система зависит прибыль магазина. Сейчас магазин может открыть человек без опыта в торговле. Новые сервисы удовлетворяют потребности предпринимателей по аналитике, ведению отчётности и управлению персоналом.

На первый взгляд кажется, что условия торговли только усложняются, и пока вы изучаете что-то одно, появляется несколько новых изменений. Мы хотим доказать своим пользователям обратное: тому, кто собирается открыть магазин, не надо быть всезнающим и вездесущим — в системе Энтерсайт всё упрощено и интуитивно понятно, процессы автоматизированы и выполняются программой.

Системы товароучёта могут быть спроектированы так, чтобы новым пользователям, не приходилось вникать в происходящее, и проходить долгое обучение по работе с ПО. В нашей системе неквалифицированный персонал может разобраться самостоятельно.

Многие процессы в современных розничных магазинах можно контролировать удалённо. О том, какие это процессы и как с ними взаимодействуют современные системы товароучёта, мы будем рассказывать в блоге.

Рассказали, из чего состоит магазин розничной торговли

Получите 14 дней бесплатного доступа к товароучётной системе Энтерсайт

66
реклама
разместить
4 комментария

Вместо того, чтобы рассказать, что из себя представляет ваша система учета, вы запостили какую-то курсовую

Привет, Макс! Ну не всё сразу. Мы тут совсем недавно и начать решили не с самопрезентации, а с базовых частностей, постепенно переходящих в целое. Идея: делиться полезными материалами о торговле и том, какую непоправимую пользу 😀 может принести наша система учёта для неё. А перечислить функции всегда успеем, правда, кому они интересны без контекста.

Для кого этот текст?

Ну, точно, не для ритейлера с сетью магазинов :) Для новичка, который в поиске сферы своего первого бизнеса. Например, который выбирает между открытием магазина фермерских продуктов и суши-баром, без понимания ни про то, ни про другое.