Учусь на авантюриста. Аргентина

Если серьезно, то на авантюристов не учатся, ими рождаются. А уж если совсем серьезно, то это вольный перевод моей супруги специальности «Guía de Turismo Aventura» (GTA). То есть гид по приключенческому туризму. В дальнейшем просто буду указывать «гид».

Зачем мне это?

Я люблю ходить в походы – в них представители городской цивилизации проявляются иначе, да и от самой этой цивилизации можно отдохнуть. На мой взгляд, моим детям полезно переночевать в палатке на природе, почувствовать себя частью коллектива (кто будет искать ветки для костра или собирать весла?), пожить в других бытовых условиях.

Но зачем учиться, по сути, на туриста в Аргентине, если в поход можно отправиться легко? Ответ довольно простой – это возможность для легализации. Не надо ждать 12-/13-летия детей, – по их учебе тоже возможна легализация.

Сначала я попробовал найти вуз по близким мне специальностям – история, антропология, экскурсовод. Но ничего путного не мог найти – в одном месте нет набора на историю Европы (только модная «деколонизация»), в другом высокая стоимость и учеба по утрам, в третьем никто не отвечает внятно, а в государственном УБА требуют теперь сертификат о знании языка. Поэтому снова говорю «спасибо» интернету в целом и телеграму в частности. В них я отыскал всю нужную мне информацию для начала учебы.

Так, в одном из тг-чатов мне очень помог петербуржец Денис, который учится на гида и уже перешел на 2-й курс. Денис рассказал, что в Буэнос-Айресе есть два института (мы бы сказали «колледжа»), которые готовят гидов. Один из них находится не так далеко от меня (ЕААМ – 1 час в дороге; считается серьезнее, обучение дороже), а второй на другом конце города (ISAS – 1.30-1.40 в пути; менее серьезный и менее пафосный, стоит дешевле). На сайтах все указано: и какие документы нужны (фактически только апостилированный и переведенный аттестат), и стоимость, и начало занятий.

Обучение рассчитано на 2,5 года; дисциплины, на первый взгляд, не такие сложные. Теоретические: защита окружающей среды, ориентирование и картография, техника треккинга и, конечно, практика (~20 обязательных походов). Вроде бы институты одинаковые, но мне пришлось выбрать ISAS, потому что Денис «выбил» у них справку для миграционной службы. Даже не «выбил», а постоянно спрашивал и напоминал. ЕААМ такую бумажку не дает. Что ж, ехать в ISAS не очень удобно, но возможность получить документы перечеркивает неудобства.

В общем, я оставил на сайте заявку, мне выслали реквизиты, по которым надо оплатить вступительный взнос. Получилось со скидкой 35 долларов вместо 50. Пошел в банк, все сделал и отправил чек в бухгалтерию. В ответ получил письмо с реквизитами для оплаты первого месяца учебы. Почему нельзя было выслать сразу всё? Но это Аргентина, так получилось. Пришлось опять топать в банк (а карточку я пока еще не смог себе сделать). Вроде бы зачислили и попозже дали нужную бумагу для миграционки. Сказали сколько будет стоить каждый месяц обучения – что-то в районе 60 долларов. Но так как тут инфляция, то цены растут и в институте, реальная стоимость за месяц дошла до 70, 80, а потом и 85 долларов. Зачем тогда указывать цены на полгода вперед, если все знают, что они вырастут? Непонятно.

Необходимое замечание. В банковскую кассу я протягиваю листик с реквизитами (почти везде в целях безопасности нельзя доставать телефон), деньги и паспорт. Так вот в моей замечательной и удобной фамилии Vovk из 4-х букв кассиры всегда совершают ошибки. Я понимаю, что в испанском «V» звучит как «Б», но у вас же в руках паспорт, вы же совершаете ошибку в финансовом документе?! Но это Аргентина…=)) Правда, документ с ошибкой в фамилии бухгалтерия принимает благосклонно.

Предметы, занятия и преподаватели

В ISAS в этот год обучают двум специальностям – гид по туризму и гид по альпинизму. Вторая стоит дороже на 10-15 долларов. Есть возможность учиться сразу на две специальности. Везде предусмотрены скидки за оплату до 10-го числа.

Предметы первого курса: техника треккинга, ориентирование и картография, общая психология, первая помощь, экология и защита окружающей среды, искусство вязания узлов (cabuyería – о, будет интересно!) и физкультура. По вторникам учеба (три пары) онлайн, 1 раз надо прийти; по четвергам – три пары только очно; по субботам пара по физкультуре в одном из парков.

У каждого из преподов, тут их сокращенно называют «profe» (аргентинцы сокращают 99% слов) есть свой стиль, и мне интересно сравнить со своим опытом преподавания. Профе по треккингу – подтянутый и подкачанный мужчина лет 45 с внешностью викинга. Я так его и обозначаю для себя. Занятие ведет довольно однообразно, речь убаюкивающая, но всё сопровождает презентацией. Поэтому вроде бы не так сложно, и понятно какую экипировку надо подобрать для похода. Но на очных занятиях он задерживает студентов на 20 минут, при этом его коллеги в соседних аудиториях ждут учащихся. Это непрофессионально! А на онлайн занятиях у Викинга что-то с ноутбуком, и его изображение всегда перевернуто=))

Ориентирование ведет относительно молодой препод лет 35-40, обращается к аудитории нейтрально – «chicis» (а не «chicas» или «chicos») – так сейчас модно. Вот этот Дани буквально горит своим предметом, подробно объясняет, но и спрашивает строго. Дает много задач – вычисление скорости группы при перепадах высоты и определенном весе снаряжения; топографические вычисления и т.д. – голова идет кругом, учитывая мой уровень языка.

Психологию, как это часто бывает, ведет человек немного похожий на психа. На онлайн занятиях этот препод постоянно тараторит и временами матерится, рассказывает байки и, как мне показалось, злоупотребляет. На столе в его стакане всегда налито грамм 150 какой-то темной жидкости… Но по смеху одногруппников понимаю, что им нравится этот балагур.

Первую помощь ведет какой-то старый хиппи со странными интонациями, который регулярно опаздывает на 25-30 минут. Но никто почему-то не ропщет… С течением времени я стал разбирать речь и этого преподавателя, на занятиях которого мы учились ставить уколы, перетаскивали пострадавших и т.д. В общем, оказывали первую помощь. Но если эта помощь опаздывает на полчаса, то боюсь, что спасть будет уже некого.

Экологию ведет, наверное, самый возрастной преподаватель – Карлос. Он не только рассказывает про разные природные особенности, но и временами устраивает что-то вроде игр на занятиях. Например, в горах около деревни строится завод, что вызывает споры. Карлос всем раздает карточки с ролями: один – представитель экологов, который против; другой – безработный житель деревни; третий – директор компании-застройщика и т.д. Свою позицию надо аргументировать. Довольно интересно, но создается впечатление, что Карлос преувеличивает значимость своего предмета, напускает излишнюю «философию» и серьезность…

Физкультура не такая сложная. Замечу, что при выходе в горы было тяжелее – 100 % надо заниматься чем-то еще. Минус этого предмета – он проводится в субботу утром, когда рано вставать не хочется… Зато по дороге от метро к парку можно наблюдать как просыпаются и оживают старинные улочки квартала Сан-Тельмо…

Вязание узлов – очень занимательный предмет. Во-первых, это красиво. Да-да, разные «восьмерки» и «рыбаки» из узлов действительно радуют глаз. А во-вторых, умение явно в походе пригодится… Но эта пара последняя, на часах уже 22.40, и карета может превратиться в тыкву. Я и еще несколько студентов из отдаленных районов спешим – кто на автобус, кто на метро, а кто на электричку…

Если рассматривать всех преподавателей, то есть как интересные, так и не очень. Ничего необычного, так, наверное, везде в мире. Но пару особенностей я выделю. Все просят называть их уменьшительно-ласкательно – Дани, а не Даниэль, Херо, а не Херонимо, Себа, а не Себастьян. На перемене они могут сами подойти к студентам, поздороваться и обнять, поболтать о том, о сём. Другой пример. Так как на занятиях люди постоянно пьют мАте, и сосуд с жидкостью кочует по рядам, то не обходят стороной и преподавателя. Он пригубляет и передает мАте дальше. Или еще одна особенность – препод сидит на столе болтая ногами. Все нормально. Не только потому, что я зачастую вел себя на парах похожим образом – преподавателю просто так удобнее вести занятие. В общем, дистанции между студентами и преподавателями здесь нет, и мне это скорее нравится. Да и какая может быть дистанция между взрослыми людьми?!

Студенты

Действительно, полсотни студентов нашего курса – люди 30-40 лет. Есть чуть помладше - 25-30 - и постарше. Поэтому моя лысая голова в аудитории не выглядит странно – рядом блестят черепа ровесников. Также они шутят про прогулявшего в субботу утром физ-ру Рикардо – «вчера была пятница, он гулял по кабакам. Конечно, он же молодой, ему всего 27». И таких возрастных студентов в Аргентине великое множество!

Но не взирая на возраст, в массе своей студенты ISAS – очень спортивные и подтянутые люди. Есть дама лет 45 (сегодня узнал, что ей 51), отлично выглядит, потому что она бегает марафоны – на пробежке ее темп не выдержать. На физ-ре отдельные пятидесятилетние мужички так и играют мускулами. Видно, что ходят в зал. Как и многие представители местного среднего слоя. Все они – аргентинцы и аргентинки (девушек учится почти половина), по их фамилиям можно понять происхождение их родителей. Есть с итальянскими корнями (Пеллегрини), есть с испанскими (Родригес), есть румын (Роговский), в наличии разные… Есть даже Карлос Иванофф. Он болгарин, его бабушка, как он выразился, «сбежала в 47-м от коммунистов».

Так получилось, что кроме интернет-знакомого второкурсника Дениса на моем курсе оказалась беларуска Людмила. Ей почти 60, но она бодра, любит походы и обошла пешком множество стран. С языком у нее еще хуже, чем у меня, но свободного времени больше. Что позволяет ей глубже вникать в тонкости предметов. В другой группе оказалась москвичка Екатерина лет 35, переводчица с испанского и французского. У нее был свой туристический бизнес в России, связанный с организацией горных походов). Она пошла в ISAS осознанно, – думает возродить дело здесь.

Если Екатерина пошла на учебу с определенной целью – получить лицензию гида, я из-за документов, то зачем идут другие аргентинцы? Выяснилось… вернее, я многих ненавязчиво поспрашивал. Выяснилось, что многим нравятся походы, в стране уйма красивых мест и они хотят понять некоторые тонкости, улучшить навыки. Часть студентов уже работает в туризме, им хочется самосовершенствования. Почти у всех есть опыт и необходимое снаряжение (а здесь оно дороже, чем в РФ).

У некоторых студентов свои причины. Так, Эве рассказала, что в 30 лет на нее накатил экзистенциальный кризис, поэтому она захотела что-то поменять в жизни и пошла учиться заново. Другой парень – Алехандро – из обеспеченной семьи (их фирма работает на США) – также захотел изменений в жизни. Как я понял, семейный формат бизнеса позволяет при походах отрываться от работы безболезненно.

На некоторых занятиях выделяются двоечники – они радостно обнимаются с преподом как старые знакомые, угощают его мАте, шутят. Вообще здесь довольно много второгодников. Но это не привычные нам двоечники и лентяи. Как правило (это подтверждают и студенты других вузов), преподы серьезно относятся к своим обязанностям и часто ставят «неуды». Поэтому после первой сессии многие студенты выстраивают индивидуальный график обучения, учатся годами со своей скоростью, часто пересдают и осваивают предметы не оглядываясь на других. Они могут даже не пересекаться со своей группой, в которой числятся официально. Например, ты по работе не можешь успевать в этом году на часть занятий, или ходишь на много других занятий. Значит, сдаешь дисциплины потом. Благодаря такому подходу в официальные 2,5 года в ISAS мало кто укладывается, обучение растягивается. Но люди учатся в комфортных лично им условиях.

Особенности обучения

В российских вузах есть такое казенное словосочетание «материальная база». Здесь, в ISAS, она оставляет желать лучшего – пульты от проекторов без батареек, парты разрисованы, маркеры бледные, но туалеты чистые… В общем, не хуже РГГУ, в котором я преподавал, а те же отхожие места явно лучше.

Еще стоит сказать, что для нормальной учебы надо учить язык, моего А2 (?) явно недостаточно. Но даже с таким уровнем надо задавать вопросы – преподы готовы объяснять дополнительно. Но если студент не спрашивает, то и профе пальцем о палец не ударит, ограничится обязательной частью.

Последнее, про что надо упомянуть – это благожелательность и преподов, и однокурсников. Наверное, это качество нивелирует некоторую аргентинскую безалаберность. Впрочем, посмотрим, что будет на сессии…

11
Начать дискуссию