Умный Ярославль: как студенты и выпускники вузов Ярославля популяризируют науку

Не секрет, что дети любят мультики, а что если показать им химию, физику или биологию в не менее интересном формате? Именно этим занимаются участники проекта Умный Ярославль, подробнее расскажем вместе с Юлией Малышевой.

«Но отказаться от него я не смогла…»

Умный Ярославль — уникальный формат, где дети делают серьезные эксперименты своими руками, а родители в это время узнают новое о мире науке на стенд-ап викторинах.

— Анна Петухова, у нее трое детей, мальчишек, она старается их развивать всесторонне, и она влюбилась в идею Умной Москвы, создала Умный Хабаровск, затем стала расширяться на другие города: Умный Владивосток, Умный Новосибирск, затем дошла очередь и до Ярославля, — рассказывает Юлия Малышева – руководитель научного перфоманса, в прошлом, выпускница ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.

— Когда я заканчивала обучение, придумала идею, о том, что хочется создать такое место, куда будут приводить детей, которые не особо хотят учиться. Я бы «заразила» их этим желанием, потому что сама люблю узнавать что-то новое, показала бы какие-то интересные опыты, и рассказала об интересных фактах, доказала, что науки нужны и важны в жизни. Но это была какая-то мечта, — делится девушка. Реализовать планы в то время не представлялось возможным, денег на открытие такого кабинета не было, — Потом случайно увидела рекламу проекта Умного Ярославля и подумала, ничего себе, придумали и сделали вперед меня, — дополняет Юлия.

<p>Фото: Варвара Кулишова, Умный Ярославль, программа Микромир</p>

Фото: Варвара Кулишова, Умный Ярославль, программа Микромир

Через некоторое время Юлия начала искать работу, и именно тогда нашла вакансию в Умном Ярославле. Повезло, взяли ассистентом, а дальше ведущий программ и, наконец, руководителем проекта.

— Тогда мы открылись осенью 2020 года, после полного карантина. Было сложно, но идейный вдохновитель проекта Анна Петухова была каждую минуту рядом, за что ей безмерно благодарна, — делится Юлия, — Я столько узнала за это время! Пандемия, естественно, сказалась на нашей работе, было непросто, и по ряду причин через 1,5 года наш проект вынужден был закрыться в декабре 2021 года. Но отказаться от него я не смогла…

Фото: Варвара Кулишова, программа Микромир, участник делает посев бактерий
Фото: Варвара Кулишова, программа Микромир, участник делает посев бактерий

С октября 2022 года Умный Ярославль снова начал свою работу, но теперь Юлия руководит проектом самостоятельно.

«У меня в детстве такого не было, но теперь я могу наверстать упущенное»

Многие кураторы являются студентами и выпускниками профильных вузов Ярославской области. Это молодые учёные, которым близки идеи развивать науку и прививать к ней интерес детям ещё с самого раннего возраста.

— Я попала в этот проект в 2020 году. Ребята обновляли состав, а меня позвали знакомые, которые уже давно там работали. Моя первая программа, на которой я была стажёром – зоология. Мало понимаешь, что происходит, даже если тебе объяснят. Пока ты не пробуешь посмотреть изнутри, ты не почувствуешь это, — делится Елена Андрианова, выпускница факультета биологии и экологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова, сейчас – магистрантка кафедры радиофизики того же вуза.

Программы проекта направлены на разные возраста участников, у каждой возрастной группы свой маршрут со станциями, где каждый выполняет своими руками эксперимент.

Фото: Варвара Кулишова, программа Микромир, лаборатория Елены
Фото: Варвара Кулишова, программа Микромир, лаборатория Елены

— У всех детей есть своя специфика: с малышами надо нужно больше держать себя в узде и объяснять всё происходящее с максимально простой точки зрения. Помнить, что они могут стесняться попроситься в туалет или попить, им нужно напоминать об этом. А ещё малыши расположены к тактильному контакту. Ещё интересно работать с детьми подросткового возраста. Они наоборот, взрослые, самодостаточные, сформировавшиеся личности. Подростки немного недоверчиво относятся к взрослым, которые таскают их на умные программы. Очень нравится их расшевеливать, когда они начинают рассказывать мемы, а ты продолжаешь. В глазах сразу читается вопрос «Вы что, тоже молодёжь?», — смеётся Елена.

Фото: Варвара Кулишова, программа Микромир, малыши изучают микроорганизмы в воде
Фото: Варвара Кулишова, программа Микромир, малыши изучают микроорганизмы в воде

— Я думаю, что родителей очень привлекает то, что их дети занимаются не просто в каких-то кружках, а именно наукой с настоящими учеными, — так объясняет возрастающую популярность проекта ещё один из кураторов – Александр Хлопотинин, аспирант факультета биологии и экологии Демидовского университета. Больше всего молодой человек любит работать со старшими возрастными категориями, так как химические эксперименты часто требуют умения работать руками.

— Детям очень нравятся интересные эксперименты, делать что-то своими руками. У нас на химии, самый главный вопрос у групп: «А что будет, если всё смешать?». Их любознательность очень мотивирует продолжать работать, — дополняет аспирант.

Фото: Варвара Кулишова, программа Микромир, лаборатория Александра
Фото: Варвара Кулишова, программа Микромир, лаборатория Александра

— Мне нравится работать с детьми, общаться с ними, давать что-то новое или объяснять. И конечно мне нравится наш коллектив, — делится своей мотивацией Александр, — совсем недавно проект переживал не лучшие времена, и поэтому денежная мотивация ушла на второй план. Это была борьба за то, чтобы возводить проект заново, развиваться. Сейчас это большей идейное вдохновение.

— Один из моментов, почему я хочу быть в проекте, потому что я сама могу все это пощупать, поделать, прикоснуться к науке, — делится Елена, — Немного жалею, что у меня в детстве такого не было, но теперь я могу наверстать упущенное.

Скоро, 9 апреля состоится Большая научная программа с 4 маршрутами. Поддержать проект и молодых учёных, и показать детям и взрослым, что наука – это совсем не скучно, можно перейдя по ссылке.

Кулишова Варвара, факультет биологии и экологии

11
1 комментарий

Здорово, жаль у меня в детстве такого не было(

1
Ответить