Нейросети для онлайн-школ

ChatGPT — чудо. Неудивительно, что им заполнено всё информационное поле. Лично мне он экономит кучу времени и упрощает работу. Но во многих обзорах я вижу восхищение, которое оторвано от реальности. Ощущение, что сам ChatGPT генерирует статьи о том, какой он классный.

Хотел бы немного приземлить восприятие это инструмента через конкретику и примеры. Поделиться и хорошим, и неудачным опытом использования ChatGPT и пары других популярных AI-сервисов в своей повседневной работе.

Что за работа? Я Илья Кузнецов, сооснователь и дизайн-директор Zenclass, преподаватель UX/UI Design в Compass College, спикер конференций в сфере дизайна и Edtech. Поэтому и говорить об инструментах буду в разрезе своего опыта, который связан с онлайн-образованием.

Мы делаем Дзенкласс по умолчанию простым и понятным. Таким, чтобы можно было создавать онлайн-курсы без сторонних специалистов. Это и основной принцип платформы, и моя личная философия. С командой часто сами тестируем и используем то, что может быть полезным для онлайн-школ. Когда пошли волны хайпа от AI-инструментов, я старался применять их на практике, чтобы оценить эффективность и удобство.

  • ChatGPT
  • Descript
  • MidJourney

ChatGPT

Спойлер 1: ChatGPT — действительно полезный инструмент, который повышает и скорость, и качество работы.

Спойлер 2: ChatGPT — совсем не универсальный сервис. Это не замена экспертизы или даже копирайтера, а его неправильное применение может и навредить.

Теперь подробнее из личного опыта. Начнём со слабого места. Материалы, которые написаны только на ChatGPT — плохие.

Вывод следует из принципа его работы — это именно языковая модель с большим объёмом информации. Информации всякой. А пустых текстов «на воде» в сети гораздо больше, чем структурированных, полезных и уникальных. Поэтому если формировать общие запросы и пытаться добавить деталей уточнениями, скорее всего, выйдет всё равно плохо.

Не получится создавать качественный контент, если вы не разбираетесь в теме, не отличаете поверхностной информации от структурного понимания. В этом пока принципиальное ограничение.

Вот полезные сценарии, которые я для себя нашёл:

Рерайтинг и сокращение

Внезапно оказалось, что текст для уроков можно накидывать голосом, смартфоны прекрасно распознают речь. Раньше это было неудобно, потому что записанное получалось с отклонениями в сторону, прыжками с темы на тему — слишком неструктурированный экспромт. Столько правок, что проще заново написать, если заранее продумать структуру.

В общем-то, именно это ChatGPT и делает. Закидываешь в него то, что наговорил, и прямо ставишь задачу — это надо структурировать, разбить на конкретные разделы, написать в виде тезисов, где можно, добавить заголовки параграфов.

Конечно, голосом часто получается слишком размашисто. Лучше вместе с описанием задачи добавлять конкретную информацию о том, что именно ты хочешь получить от ChatGPT. Лично я обычно прошу не просто пофиксить проблемы, а переписать и структурировать — разбить на конкретные блоки и параграфы.

Рерайтинг — не единственный плюс обработки. Иногда текст получается слишком большой, и ChatGPT отлично справляется с его сокращением. А может и наоборот, развить мысль более подробно, когда это нужно.

Текст в центре — это рерайт раздела, который вы только что прочитали. А ещё это интерфейс Zenclass от лица администратора. Этого курса не существует, но мне было не сложно за пару минут набросать структуру специально для этого скриншота.
Текст в центре — это рерайт раздела, который вы только что прочитали. А ещё это интерфейс Zenclass от лица администратора. Этого курса не существует, но мне было не сложно за пару минут набросать структуру специально для этого скриншота.

Суммирование

Тоже своего рода сокращение, но другой тип. Самый частый кейс — слайды для лекций и выступлений. Когда у меня уже есть готовый сценарий, отдаю его ChatGPT и прошу подготовить структуру. Например, 10 слайдов, на каждом из которых заголовок в 1-3 слова, и тэглайн в одно предложение.

В этом случае я редко получаю полностью удовлетворительный результат. Обычно приходится редактировать. Но это в основном именно редактура формулировок, само структурирование он делает хорошо.

Плюс общеизвестно, что список тезисов зачастую воспринимается проще, чем большой связный текст. Вот как раз сконвертировать текст в список — тоже посильная задача для ChatGPT.

Вопросы

Одно из моих любимых. Сначала оффтоп, почему это вообще важно и нужно. Активное вспоминание (Active Recall) — очень важный процесс для усвоения информации. Ни тесты с вариантами ответов, ни конспектирование, ни пересмотр лекций не дают такого эффекта для запоминания, как попытка вспомнить информацию самостоятельно.

Несколько вопросов сразу после занятия помогут настроить мозг на нужный лад. Даже если ученик не вспомнил правильный ответ, мозг воспринимает это как маркер — информация важная, в следующий раз нужно её получше запомнить и, возможно, перевести в долгосрочную память. Поэтому вопросы — маст хэв для любого образовательного проекта.

Применять просто — закидываете текст урока в ChatGPT, просите приготовить квиз, и он его готовит. Тоже, кажется, никогда не получается сразу хорошо, но с уточняющей информацией или ручной редактурой — всё равно приличная экономия времени.

Тест, который составил ChatGPT на основе этой статьи.
Тест, который составил ChatGPT на основе этой статьи.

Descript

Видеоредактор с подписной моделью, библиотекой стоковых картинок, а главное — с генератором text-to-speech неплохого качества. Неплохого, потому что видел уже получше, с более естественными голосами. А тут вроде бы всё и хорошо, но будто кто-то не особо эмоциональный читает по-бумажке. Я на слух не отличил бы от живого человека, но аудиоформат звучит лучше, когда в голосе больше интонаций и эмоций.

Однако, я остаюсь с Descript, потому что пока удобство всё-в-одном перевешивает недостаток эмоций в генераторе.

Descript — это инструмент, в котором за 15 минут можно сделать часовой ролик. Закидываете текст, генерируете голос, выбираете подходящие стоковые видео, и вот у вас уже наполовину видеолекция. Наполовину, потому что фактически это аудиоформат, а видеокартинки больше вспомогательные — чтобы куда-то смотреть, пока слушаешь.

Для меня главное применение этого инструмента — работа с английским языком. Чтобы не думать про произношение и чувствовать себя в ролике комфортно, переводы лекций на английский делаю именно таким образом.

Пример. Обложка на MidJourney, монтаж и голос Descript, сценарий ChatGPT.

MidJourney

Нейросеть, которая создаст изображение по вашим вводным. Да, не только разработчики пишут, что им теперь не нужны дизайнеры, но и сами дизайнеры пользуются MidJourney.

Сфера применения MidJourney лично у меня находится как раз в части дизайна. При оформлении курсов или уроков всё чаще я создаю материалы не с помощью дизайнерских навыков, а именно в MidJourney. И стараюсь, чтобы не было видно, что это сделали именно таким способом.

Тут у меня один совет — будьте щедры на детали в своём запросе. Описывайте всё — стиль, цветовую гамму, фон, акцентный цвет, дополнительный цвет. Если нужно фото — опишите на какую камеру, в какое время дня, на какой объектив снят кадр. Если иллюстрация — в стиле какого иллюстратора, какими инструментами, в какой технике.

Чтобы всё было в одном стиле, задал фиолетовый акцент в настройках интерфейса Zenclass, а для генерации картинок в MidJourney использовал в промптах повторяющуюся для каждой картинки часть: "blue and purple colors, oil painting, impressionism"
Чтобы всё было в одном стиле, задал фиолетовый акцент в настройках интерфейса Zenclass, а для генерации картинок в MidJourney использовал в промптах повторяющуюся для каждой картинки часть: "blue and purple colors, oil painting, impressionism"

Так, 90% моего запроса объясняет не «что» нарисовать, а «как». И такая структура даёт возможность менять «что» и получать картинки в едином стиле, которыми можно иллюстрировать уроки и задания. Тогда это придаёт материалу вес, а не ощущение, что нагенерировали что-то только ради заполнения пространства.

На практике AI-сервисы — не всемогущий интеллект, который сделает всё за вас. Без критической оценки, экспертизы в теме и чёткого понимания задачи, это просто забавные приложения. Но если рассматривать их как прикладные инструменты для создания контента, то плюсы однозначно перекрывают минусы. Получится оптимизировать форматы уроков и заданий, разгрузить себя от рутинной редактуры и сэкономить время на подготовку онлайн-курса или выступления. А самостоятельно создать онлайн-школу можно и за 1 час — на нашей платформе есть всё, что для этого нужно.

Больше полезного и прикладного о создании и развитии онлайн-школ — в журнале и телеграм-канале.

1515
2 комментария

Илья, большое спасибо за статью. Подскажите пожалуйста , в чем преимущество Zenclass в сравнении с Progressme?

Ответить

Здравствуйте! Я не пользовался Progressme, но судя по тому, как платформа позиционирует себя на сайте — у них больше функций именно для преподавания языков. У таких курсов много спецефических требований к форматам заданий.

Zenclass — более универсальная платформа.

Ответить