Мотивация сотрудников

Есть такая шутка: «Идеальный сотрудник отдела продаж — это мать-одиночка с двумя детьми и ипотекой». Это утрированное изображение хорошо мотивированного работника: человека, нацеленного на выполнение задач.

Мотивация персонала — это то, что побуждает сотрудников работать: деньги, статус, комфортные условия труда и другое. У каждого она своя. Мотивация может быть внутренней (человек просто получает удовольствие от процесса работы) и внешней (хочет купить квартиру, отдыхать три раза в год, хорошо питаться).

Деньги — хороший стимул, но действует недолго. Через пару месяцев люди привыкают к новому уровню дохода и начинают принимать его как должное. А бесконечно повышать зарплату невозможно. Кроме того, она не должна превышать среднюю по рынку. Чтобы у персонала сохранялся высокий уровень мотивации, в компании должны работать самые разные стимулы, включая нематериальные.

Сотрудники работают лучше, когда не просто получают высокую зарплату, но и чувствуют себя комфортно на рабочем месте, получают признание коллег и руководства, разделяют ценности компании. Таких людей сложнее переманить на другую работу — их держат не только деньги. Поэтому грамотная система мотивации помогает удерживать ценных работников и сокращать текучку.

Но главная цель системы мотивации персонала — объединить задачи сотрудников и компании. Если у персонала и руководства разные цели, пользы от такого стимулирования будет мало. Поэтому при разработке системы мотивации персонала важно в первую очередь понять приоритеты компании. И выстраивать мотивацию с их учетом.

Пирамида Маслоу

В основе любой системы мотивации сотрудников лежит теория потребностей человека. Самая известная из них — пирамида Маслоу.

Это значит, что в первую очередь нужно дать сотрудникам стабильность, комфортные условия труда и достойную зарплату. И только потом заботиться об их личностном и профессиональном росте.

Применительно к трудовой мотивации персонала эти потребности выглядят так:

  • хорошо зарабатывать;
  • ощущать стабильность и комфорт;
  • расти как профессионал;
  • чувствовать, что тебя ценят;
  • работать с простыми и понятными задачами;
  • организовывать и улучшать процессы;
  • делать что-то полезное и значимое;
  • общаться с приятными и интересными людьми.

Первые две — базовые: если работа в компании им отвечает, большинству сотрудников этого будет достаточно. Но для того, чтобы компания развивалась и привлекала больше талантливых специалистов, важно позаботиться и об остальных.

Поколение X в большей степени ориентировано на деньги и стабильность, а вот у поколений Y и Z появляются другие запросы. Они хотят работать в компаниях, которые приносят пользу. Они хотят, чтобы работа была интересной и не мешала личной жизни.

Зачем нам нужно мотивировать сотрудников:

  • удержать специалистов в штате и предупредить текучку кадров;
  • повысить качество работы;
  • сформировать лояльный коллектив, который будет действовать в интересах работодателя;
  • улучшить HR-бренд и заполучить лучших соискателей.

Все это повышает производительность труда, помогает компании развиваться и получать больше прибыли.

Методы мотивации персонала

Существует два основных вида мотивации: материальная и нематериальная.

Материальная мотивация

Материальная мотивация — это стимулирование деньгами, причем как в сторону их прибавления, так и убавления. Оклад менять трудно, но можно увеличивать или уменьшать переменную часть зарплаты (премии, надбавки, доплаты).

Деньги – это базовый уровень мотивации персонала. Встречаются сотрудники, которые готовы много и хорошо работать только за зарплату, но они легко уйдут, если им предложат больше. Самый популярный способ мотивации на этом уровне — премии. Если выплачивать премии регулярно просто за хорошую работу, сотрудник привыкает считать их зарплатой и делает ровно столько, сколько нужно, чтобы ее получить. Необоснованное лишение премии и неверно выстроенная система премирования работает как сильный демотиватор.

Но если премии давать за реальные достижения, например закрытые сделки с очень сложным клиентом, — мотивация будет на два уровня выше.

Нематериальная мотивация

Нематериальная денежная мотивация

Нематериальная денежная мотивация — это вознаграждение, которое выдается работнику в неденежной форме, но расходует средства компании: добровольное медицинское страхование, бесплатное питание и путевки, компенсация спортивных занятий, детские подарки на Новый год и другое.

Нематериальная неденежная мотивация

Нематериальная неденежная мотивация напрямую не связана с деньгами и материальными благами. Она закрывает потребности человека в признании, уважении, самореализации. Классика нематериальной неденежной мотивации — грамоты и благодарности.

Но если премии давать за реальные достижения, например закрытые сделки с очень сложным клиентом, — мотивация будет на два уровня выше.

Как повысит мотивацию сотрудников

Выяснить, подходит ли человеку работа, должность

Прежде всего полезно убедиться, что задания соответствуют квалификации сотрудника, уровню его образования. Может оказаться, что у человека не достаточно знаний или опыта и что ему приходится много времени вникать в задачу, чтобы ее выполнить.

Бывает и обратная ситуация, когда должность «тесна» для сотрудника, и ему кажется, что он занимается бесполезной работой, тратит свое время впустую. Стоит обсудить с человеком, что ему интереснее и какие дополнительные или кардинально новые задачи он готов взять. Может оказаться, что он станет выполнять в компании работу, на которую долго и безуспешно ищут специалиста.

Делать ставку на людей с внутренней мотивацией

Когда компании нанимают работников важно смотреть на их отношение к труду. Это отношение и определяет мотивацию сотрудников, которая, в свою очередь, оказывает основное влияние на стремление к обучению и к качественной работе.

Внутренняя мотивация влияет на человека гораздо более сильно, чем внешняя. Проще обучить целеустремленного, но еще неопытного работника, чем мотивировать квалифицированного, но равнодушного и безответственного специалиста.

При подборе кадров лучше отдавать предпочтение тем людям, в которых уже на собеседовании чувствуется оптимизм, энтузиазм и стремление к профессиональному росту.

Нанимать изначально «своих» людей

С сотрудниками у владельца бизнеса или руководителя должны быть не только общие цели, но и ценности. Так будет легче ставить задачи подчиненным и находить к ним подход даже в плане мотивации.

Искать индивидуальный подход к каждому сотруднику

Все сотрудники разные по характеру и темпераменту. Определить сразу, какой инструмент мотивации подходит конкретному сотруднику, практически невозможно. Кому-то достаточно обозначить конечную цель, и он к ней придет. С другими нужно обсудить детали, ответить на вопросы и подробно объяснить, что и как делать.

Давать свободу действий

В некоторых задачах нужно позволять сотрудникам самостоятельно принимать решения. Умение внушить сотруднику уверенность в себе — одна из важных задач руководителя и владельца компании. Люди ценят, когда им доверяют, это их вдохновляет, и они будут стараться расти профессионально, понимая, что на них лежит реальная ответственность.

Делегировать обязанности

Руководителям бывает сложно перепоручить какое-то дело из опасений неудачи сотрудника. Сначала подчиненные могут выполнить эту работу неидеально, но со временем они научатся всему, что необходимо.

Это принесет пользу обеим сторонам: лидер сможет не тратить время на многочисленные мелочи и заняться более важными задачами, а сотрудники почувствуют, что им доверяют.

Быть терпимым к ошибкам

Потенциал сотрудников может полностью реализоваться, только если к их ошибкам относятся терпимо, рассматривают их как возможность чему-то научиться.

Тот, кто предоставляет своим сотрудникам свободу действий и всячески поощряет их инициативность и ответственность, должен иметь в виду: ошибки — неизбежность. Без них не обойтись, если есть свобода действий.

Ставить четкие цели

Сотрудники могут до конца не понимать, что именно они должны делать и каковы ожидания от них у владельца бизнеса, руководителя. Такой дисконект нередко приводит к обоюдному недовольству. Руководитель видит, что поставленные задачи не выполняются или выполняются не в полном объеме, и выражает это, а подчиненный считает, что страдает незаслуженно.

Ставя задачу, важно убедиться, что сотрудник понял все правильно. Полезно и проговорить, по каким критериям будут оцениваться результаты работы, какие показатели будут свидетельствовать об успехе.

Давать обратную связь

Еще одно обстоятельство, которое может снижать мотивацию сотрудников, — отсутствие реакции руководителя на их действия или только негативная реакция: критика, штрафы. Обратная связь может быть разной: не только направленной на коррекцию работы сотрудника, но и на его поощрение.

Заряжать команду энергией

Именно лидер задает настроение в компании. Важно сохранять оптимизм и энтузиазм, быть энергичным и целеустремленным. Сотрудники должны слышать и видеть, что руководитель постоянно самосовершенствуется, развивается, интересуется новостями отрасли. Трудно требовать от команды роста и развития, когда лидер не нацелен на это сам.

Развивать собственный эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — умение отслеживать свои и чужие эмоции, управлять своим состоянием и быть чутким к состоянию другого. Нужно правильно выстроить границы и не переборщить с эмпатией, исключить панибратство и не забывать про субординацию.

1 комментарий

мать-одиночка с двумя детьми и ипотекой - это не мотивация, это скорее вопрос выживания, такой сотрудник долго не протянет, а ведь многие отделы стремятся поставить своих сотрудников именно на такую грань, чтобы для сотрудника стоял вопрос выживания чтобы он из кожи вон лез для выполнения установленных запредельных КПИ, при чем часто установленных бездельниками из начальства которые вообще никогда сами не продавали, а просто прослушали пару мотивирующих аудиокниг... Самое отвратительное что в таких об...аных шарагах, к рядовым менеджерам, которые и занимаются тем что зарабатывают деньги для компании, отношение самое уничижительное, это меня всегда поражало.

1
Ответить