Как раскрутить портфолио дизайнера на примере Behance. Зарабатываем деньги, а не ленточки

В этой статье я хочу описать свой опыт успешного развития профиля на Бехансе. Примерно за два года я получил 4 ленточки, больше 100K просмотров, 10K лайков. Но самое важное, что я получил множество выгодных иностранных заказов, и несколько хороших офферов на постоянную работу. Основная моя специализация - продуктовый дизайнер, и к профилю я подошел как к продукту. Сформулировал бизнес задачу, провел ресерч, придумал концепцию, сформулировал гипотезы и стал проверять их на практике, получая фидбек и корректируя следующие шаги по результатам. Я решил написать эту статью, потому что меня часто спрашивают, как я нахожу иностранных заказчиков на дизайн, а ответить в двух словах на это невозможно. Здесь я расскажу что и как я делал, и какого результата добился.

Мое портфолио на Бехансе<br />
Мое портфолио на Бехансе

Постановка задачи

Перед тем как приступить к работе над аккаунтом - созданию и публикации кейсов - нужно сформулировать стратегическую цель, бизнес-задачу, от которой будут зависеть все дальнейшие шаги. Это может быть что угодно, но чем точнее вы сформулируете - тем будет лучше. Например "получить дложность продуктового дизайнера в россйской финтех-компании" или "получить заказы на логотипы для мобильных приложений". Если нужны заказы на фриланс - главное набрать побольше просмотров и лайков, и сделать упор на визуальную подачу, уделить внимание раскрутке. Если интересует постоянная работа - в кейсах нужно как можно подробнее описать какая стояла задача, что и как вы делали, почему принимали те или иные решения, добавить черновики и наброски. А также сделать больше похожих кейсов чтобы показать что вы можете выдавать стабильный результат. Я поставил перед собой задачу найти иностранных заказчиков на дизайн, и выбрал нишу иллюстрированых ленднингов и корпоратвных сайтов. Уже в соответсвии с этим я предпринимал дальнейшие шаги - ресерч, выбор темы, создание кейсов, и т.д. Чтобы действовать осмысленно, вам тоже следует точно сформулировать цель, каких результатов вы хотите добиться.

Сами кейсы нужно делать так, чтобы, в первую очередь понравилось потенциальным клиентам или работодателю. Они должны захотеть чтобы вы сделали им то же самое. Один раз, или на постоянной основе. Но не менее важно привлечь внимание коллег-дизайнеров: набрать много просмотров, лайков, и подписчиков. А еще лучше - сделать кейс так, чтобы его выбрали в курируемую галерею, то есть получить "ленточку", что даст еще больше лайков, просмотров, сохранений. Особенно важно набрать просмотры, если вы хотите найти заказы на фрилансе. Но для поиска постоянной работы это тоже работает - работодатель может сам написать, или если пишите вы - рекрутер обратит больше внимания на аккаунт с ленточками и лайками. В этом главное преимущетво таких площадок как Беханс или Дрибл. Технически, портфолио можно разместить где угодно, но здесь вы можете получить бесплатную раскрутку благодаря коллегам и заказы.

Исследование

Перед началом работы над кейсами я стал смотреть какие работы набирают больше лайков, просмотров, и получают ленточки. Как они устроены и что у них общего. Я начал с того что пошел искать успешные кейсы в выбранной нише - лендинги с картинками и векторные иллюстрации. Набрал мудборд из примерно 100 кейсов и оставил на будущее чтобы брать на вооружение некоторые приемы - цвета, типографику, сетку и т.п.
Базовых формальных требований к кейсу я не нашел, разве что кроме двух: кейс должен быть на английском, и нужен некоторый минимальный обьем (от 5 экранов). Хотя и это не обязательно, внимание получали и работы на 3 экрана, и на других языках. В какой-то степени помогают: большой обьем (от 10 экранов), анимация, подробное описание клиента (на несколько обзацев,) показ промежуточных результатов (прототипы, наброски, черновики), но это просто дополнительные способы сделать кейс лучше и все это не обязательно.

Мой мудборд с иллюстрациями<br />
Мой мудборд с иллюстрациями

По поводу получения на работу ленточки, главное что я понял из своего исследования, и что подтвердилось дальнейшим опытом, - это то что никакой системы нет. Это черный ящик с непонятным алгоритмом. Просто кейс должен быть качественным и интересным, чтобы его выбрали в галерею. Поэтому, я просто решил делать как можно более сильные кейсы которые будут не хуже тех которые уже выбрали, и надеяться что однажды выберут и мой. Интересно что мои работы выбирали как сразу в первые две недели, так и через год после публикации.

Создание кейса. Выбор темы

Так как в моем портфолио не было готовых работ нужно уровня, я решил создавать кейсы с нуля исключительно для беханса. Для начинающего дизайнера это основной путь.

По моему прошлому опыту, для заказчика самое главное при просмотре портфолио дизайнера - это оценить как дзайнер решил поставленную задачу. Насколько хорошо это сделано и насколько точно к первоначальному заданию. А на бехансе с его огромной базой кейсов заказчик ищет дизайнера который уже решал задачу максимально похожую на ту, что есть у него. Исходя из этого при создании кейсов без реального заказчика, нужно стремится выбрать задачу максимально близкую к реальности, к тому что могут заказать. И доказать что вы ее хорошо решили. Если вы придумаете сайт по продаже крови для вампиров, или приложение для управления олимпийскими богами - вы, возможно, наберете много лайков и просмотров, но реальный заказчик по этому кейсу не сможет оценить насколько хорошо вы нарисуете ему сайт по продаже пластиковых окон или еще одно банковское приложение.

Способ 1. Найти заявку на дизайн

По моему опыту, лучший способ взять тему для кейса - это найти реальную успешную организацию, которой обьективно нужен хороший дизайн. Найти то, что дизайнер Артемий Лебедев называет "заявкой на дизайн". Например, вы часто пользуетесь каким-то полезным приложением у которого неудобный и некрасивый интерфейс - можно нарисовать им концепцию редизайна. Или вы знаете компанию, предлагающую интересные услуги или товары, у которой масса материалов по теме (фото, тексты, видео) но нет сайта или он совсем слабый - наирсуйте им этот сайт. Или вы знакомы с хорошей некоммерчской организацией (футбольная команда, благотворительный фонд), у которой нет совсем ничего - нарисуйте им фирменный стиль и сайт-визитку. Можно с ними даже не знакомиться или познакомиться уже потом (они даже могут сделать вам заказ). С авторскими правами на изображения или тексты проблем не возникнет, если вы везде будете ставить настоящее название и ссылки на компанию. Писать про то что это концепт и ненастоящая работа не нужно, пусть все выглядит так, как если бы вам сделали заказ.

Главный плюс такого подхода в том, что вас кейс будет живым. У вас будет реальная настоящая задача и оригинальный контент. Если будете выбирать из уже знакомых вам организаций - то, скорее всего, это будет еще и в сфере ваших интересов, что дополнительно упростит работу.

Я выбрал для своего кейса - корпоративного сайта - компанию ДубльДом - производителя модульных каркасных домов. Я уже давно интересовался строительством и был знаком с компанией по соцсетям. У них уже был интересный продукт, множество хороших фотографий и публикаций в соцсетях, но не было нормального сайта. То есть у них уже было готовое коммерческое предложение для клиента и масса материалов, мне оставалось только взять и нарисовать корпоративно-продуктовый сайт.
Результат можно посмотреть здесь:

Эту работу выбрали в галерею (через полгода), она набрала 1,5К лайков и 20К просмотров. После публикации в компании меня заметили (я ставил теги dubldom в инстаграме, и пригласили к себе чтобы осбудить создание для них настоящего сайта. Сайт мне так и не заказали, но мы очень неплохо пообщались.

Способ 2. Сапожник в сапогах

Второй способ сделать кейс - сделать что-то для себя. Шоурил с рекламой своих услуг, или свой сайт-портфолио, или фирменный стиль своего агентства графического дизайна. Это можно назвать "сапоги для сапожника". Здесь хорошо то, что вы можете проявить всю свою фантазию, придумать что-то оригинальное и выделиться за счет идеи. А качественный результат будет работать на вашу же раскрутку. Также не будет никаких вопросов с авторством, будет понятно что эту работу вы делали полностью самми.

Это было первое с чего я начал - сделал для себя иллюстрированный лендинг рекламирующий создание лендингов, где я описал свой подход, этапы работ, стоимость. И придумал для него интересные иллюстрации. Результат можно посмотреть здесь:

Работа получила ленточку уже через две недели, набрала более 2К лайков, 20К просмотров, больше 20 перепостов в разных блогах и статьях. Также мне пришло множество заявок на дизайн картинок в таком же стиле, некоторые из которых превратились в выгодные заказы.

Способ 3. Дизайн для популярного бренда

Еще один способ - сделать дизайн для известного бренда. Например, редизайн приложения фейсбука или рестайлинг логотипа адидас. Этот прием был очень популярен у начинающих (и не только дизайнеров), когда я делал свое портфолио. На бехансе было множество таких кейсов, получавшх ленточки и набиравших просмотры. Я такой подход не пробовал, не знаю точно как это работает, есть ли результат. Мне показалось, что в этом случае у потенциального заказчика будет меньше доверия к дизайнеру, будет казаться что я пытаюсь обмануть зрителя будто уже работаю на эпл или майкрософт. Однако если вы хотите получить постоянную работу в какой-то конкретной компании - это хороший способ обратить на себя внимание. Например, можно сделать кейс с промо-сайтом новой услуги сбербанка, и отправить им ссылку в отклике на вакансию.

Создание кейса

Для того чтобы создать кейс, который получит много просмотров, лайков и попадет в галерею нужно будет применить все ваши знания, творческую энергию и упортсво. Я не могу точно сказать что нужно делать, могу лишь дать несколько универсальных советов, которые помогут в работе над любой дизайнерской задачей, в том числе и над созданием кейса:

  1. Придумывайте. В каждом кейсе старайтесь придумать что-то необычное. То что Артемий Лебедев называет "единица смысла" (параграф 148 книги Ководство). Это может быть что угодно - необычная иконка бургера в приложении, или фотография с необычным цветом неба, или интересная граница между экранами на лендинге.
  2. Копируйте. Смотрите чужие работы, пытайтесь понять как они сделаны, из чего состоят, какие детали делают их интересными. Берите на вооружение удачные приемы (цвета, шрифты, сетка, стиль картинок). Изначально процесс обучения в этом и состоит - вы используете, копируете чужой опыт. Естественно, брать готовые куски или просто дублировать нельзя. И не только по этическим соображениям, но и потому что это никак не поможет найти заказчика или работодателя. Вы просто останетесь в тени оригинала или тренда, еще одним подражателем из толпы таких же безликих работ.
  3. Переделывайте. Важный этап в работе над кейсом, особенно если вы только начинаете, это этап поиска лучшей формы. Чтобы сделать качественный кейс, может понадобится много раундов переработки и улучшений первоначальных набросков. Здесь нужно быть максимально обьектвным и постоянно сравнивать то что у вас получается с теми кейсами которые вам нравятся, и если результат неудовлетворительный - переделывать дальше. По моему опыту, работа может получить ленточку. просмотры даже если никаких интересных идей нет, но на высоте качество исполнения, а оно недостижимо без длительной переработки. Я свои первые кейсы полностью переделывал по несколько раз, пока результат не стал меня устраивать.
  4. Выкидывайте. Убирайте все ненужное или недостаточно качественное. Лучше пусть кейс будет в два раза короче, чем вы увеличите его за счет сырых неинтересных экранов. Иногда в процессе работы над кейсом становится понятно что сама идея была неудачной и лучше выкинуть весь кейс и начать заново.

Для своего первого кейса я решил нарисовать лендинг, и взял простую очевидную тему - рекламу создания лендингов. Но чтобы привнести оригинальность, я придумал проиллюстрировать его через самолеты. На эту мысль меня натолкнуло само слово landing, которое изначально пришло из авиации и благодаря которому я сначала придумал заглавную картинку - самолет садящийся на страницу. Я придумал текст и иллюстрации, и метафоры для каждого экрана. Стиль картинок я попробовал скопировать у известного иллюстратора, на которого я был давно подписан. Получилось не слишком похоже, но некоторые его приемы сработали. Этот кейс я сделал быстро - примерно за неделю.

Превью кейса про лендинги<br />
Превью кейса про лендинги

Для второго кейса я сделал концепцию копоративного сайта компании Дубльдом, которая занимается производством модульных домов. Часто интересные работы в этом жанре полностью строятся вокруг красивых фотографий, а у этой компании как раз было очень много качественных визуалов - и фото домов на природе, и интерьеров, и отдельных элементов. Все это стало очень полезным чтобы сделать хорошую работу в портфолио. Дополнительно я добавил от себя векторные иллюстрации в стиле инструкций IKEA, что очень подошло к тематике (сделанные на заводе дома), и к скандинавскому стилю их архитектуры. Сетку для страниц я позаимствовал в кейсе другого знаменитого дизайнера, а цвета взял близкие к одному из фирменных стилей из портфолио моего приятеля. Над этим кейсом я работал почти месяц, много раз переделывая верстку страниц и перебирая шрифты, пока результат не стал меня устраивать.

Превью кейса ДубльДом<br />
Превью кейса ДубльДом

Раскрутка

Важным моментом для размещения работы является создание обложки. Картинки которую видно в ленте работ, и которая должно заставить зрителя кликнуть на нее и перейти к кейсу. К этой картинке нужно отнестись с особым вниманием, она должна привлечь внимание и заинтересовать потенциального зрителя. По сути, это единственный рекламный баннер для вашей рекламной компании, который должен стать максимально кликабельным. При этом картинка обязательно должна быть одним из важных элементов самого кейса, чтобы тот кто кликнет не ушел разочарованным, не найдя в кейсе то что было на обложке. Есть неплохой способ провести АБ-тест чтобы выбрать лучший вариант для этого баннера, если у вас есть аккаунт на Dribble или Instagram. Можно раз в день выкладывать там по одной обложке и смотреть какая наберет больше лайков. Лучше выбрать несколько разных и менять их первые пару недель. Тот кто в ленте увидел одну картинку и не кликнул, может быть заинтересуется другой на следующий день.

Примеры превью, галерея UXUI<br />
Примеры превью, галерея UXUI

Следующий этап после того как вы разместите работу, особенно если подписчиков еще нет - это первоначальная раскрутка. Сразу как вы выложите работу, нужно попросить всех кого можно поставить ей лайк. Не знаю как это работает сейчас, но раньше отмеченный кейс показывали всем подписчикам того кто лайкнул, что давало хорошую раскрутку. Соответсвенно, чем больше у вашего знакомого подписчиков, тем ценнее будет лайк от него. Также можно пойти к незнакомым начинающм дизайнерам, которые прямо сейчас выкладывают свои работы, ставить им лайки и подписываться, они могут лайкнуть вас в ответ. Не стоит оставлять комментарии и писать в личку незнакомым людям с просьбой посмотреть вашу работу - это не работает.

С первыми работами эффект может быть слабый, даже если кейс потенциально сильный. Возможно, стоит попробовать сначала выложить несколько старых или студенческих работ в течение пары месяцев чтобы набрать первоначальную аудиторию и потренироваться. К моменту когда я выложил свои новые работы, у меня уже было несколько старых кейсов, которые были не очень интересными и которые я планировал убирать по мере размещения новых, а также пара десятков подписчиков из числа друзей. Возможно, это тоже помогло, но было не основным.

В любом случае главным будет качество кейса и обложки. Если кейс неинтересный - ему ничего не поможет, даже если у вас уже тысячи подписчиков, и даже если его каким-то образом выберут в галерею. Иногда бывает так, что выбранная работа набирает меньше лайков и просмотров, чем кейс без ленточки. Если же вы сделали что-то классное - это почти наверняка заметят, может и не сразу.

Не лишним будет также размесить ссылку на кейс во всех своих соцсетях. Можно даже с просьбой сходить посмотреть или перепостить.

Обратная связь и развитие.

Мне стали писать заказчики после размещения двух первых работ. Можно было и самому писать заказчикам размещающим запросы на фриланс-биржах, но у меня получилось и без этого. Если вы сделаете такой кейс, который привлечет много внимания или даже получит ленточку, вам напишут обязательно. На старте развития аккаунта я бы посоветовал браться за те заказы, которые позволят создать новый интересный кейс, и уже потом смотреть на все остальное. Даже если ваша цель найти постоянную работу - стоит взять пару заказов чтобы улучшить портфолио.

Если же после нескольких кейсов результатов нет - просмотров и лайков мало, заказчики не пишут, вас не зовут на собеседования после того как вы пошлете портфолио, это верный знак что нужно что-то менять. Посмотрите внимательнее на свои готовые кейсы и сравните с теми, которые набирают много внимания. Возможно, у вас слабая работа со шрифтами в фирменном стиле, или много мусора на страницах сайта, или устаревший стиль картинок, или ваши работы слишком похожи на мейнстрим и не содержат оригинальных идей, или все сразу. Может вам вообще стоит попробовать себя в другой нише, более популярной у заказчиков, или более интересной для вас. У меня это было когда я сначала выложил на бехансе старые работы, поэтому все что я рассказываю - это уже второй заход, когда я выкинул все что было и начал заново. полагаю, что если вы работаете в массовом сегменте и ваш аккаунт на бехансе/дрибле/инстаграме не растет - то проблема, скорее всего, не в Бехансе, а в ваших скилах. И нужно их развивать дальше.

У меня первым реальным заказом стал лендинг для агентства из Австралии. Я согласлся и самого начала стал работать над ним как над кейсом для портфолио - старался сделать максимально круто, чтобы было что выложить. И хотя мне заказали только серию иллюстраций - я сделал для портфолио всю верстку лендинга и добавил анимацию, которой не было на самом сайте, для которого я рисовал картинки. То есть я потртаил значительно больше времени, чем те часы, за которые мне заплатили. В итоге этот кейс тоже получил ленточку:

Так же я работал и с несколькими следующими заказами. Я сразу думал о том как сделать их так, чтобы получить просмотры, лайки и ленточку. И также перерабатывал многие элементы при размещении работы в портфолио, а некоторые экраны нарисовал только ради кейса.

Я занимался раскруткой портфолио примерно полтора года, после чего нашел очень интересную постоянную работу, благодаря этому портфолио, и практически перестал заниматься аккаунтом на бехансе. Новые работы выкладывал только на дрибл в виде котортких шотов, это требует гораздо меньше времени, пусть и не дает таких результатов как беханс.

В любом случае, если вы будете при работе над каждым проектом представлять как он будет смотреться на бехансе и получит ли ленточку - это улучшит результат и будет двигать вас веперд.

Что еще может быть полезно

Доверие. Для нового аккаунта важно работать над доверием. Чтобы зритель верил, что это вы сами сделали все работы (меня постоянно спрашивали кто рисовал картинки). Для этого можно добавить в кейс промежуточные наброски, альтерантивные концепты, case study, а также использовать какие-то общие элементы или стиль в кейсах, чтобы было видно что это делал один автор. Можно добавить ссылки на свои личные соцсети, чтобы показать что вы реальный человек.

Командная работа. На Бехансе при публикации можно указать соавторов, и тогда работа появится не только у вас в профиле, но и у всех в команде. Совместная работа может значительно улучшить кейс, особенно если будут участвовать дизайнеры разной специализаци - кто-то нарисует логотип, кто-то иллюстрациии, а кто-то сверстает сайт. Конечно, заказы и славу вам тоже придется делить, но если у вас разный профиль - то это не вызовет проблем.

Филеры. Иногда, при недостаточном обьеме материала для кейса, можно пойти на некоторые хитрости и дополнить работу небольшими филерами. Например, сначала разместить весь сайт целиком, а потом отдельные увеличенные детали. Можно добавить схему цветов (только подойти к ней креативнее), интересный мокап - вставить скрин сайта на экран ноутбука или телефона. Если вы сделали логотип - можно разместить его на разных носителях. Только не стоит с этим перебарщивать и нужно следить за тем чтобы такие экраны не шли подряд.

Теги. Обязательно добавьте подробное описание при публикации и побольше тегов. Предпочтение стоит отдать не общим "uxui", "webdesign", а специфическим, описывающим именно конкретную работу: "fintech", "landing", "grocery", те по которым заказчик будет искать что-то похожее на его задание.

Комментарии. Обязательно включите комментарии, и отвечайте на вопросы, которые там могут задать. Если нет вопросов, а только реплики "круто" и "nice" - можно ответить на них комментарием "спасибо".

Сообщения. Про ведение переписки можно писать отдельную статью, но здесь упомяну главное правило - обязательно отвечайте на все собщения, и как можно быстрее. Даже если вам сейчас неинтересен запрос - возможно он станет нужен позже, и лучше поддержать контакт. Если сообщение очень большое, с каким-нибудь техническим заданием и запросом цены, и у вас нет времени отвечать, - можно сначала ответить "спасибо, посмотрю и напишу в течении дня", а потом вернуться позже когда будет время.

Спасибо за внимание! И помните: главное что рисует дизайнер - это его портфолио.

1111
3 комментария

Я сейчас статью, конечно, прочту. Но очень интересно, в текущих обстоятельствах относительно россиян: не имея польской (? ну или как минимум звучащей и пишущейся похоже на польскую) фамилии и локации в Лондоне, насколько условному Ivan Petroff из условного Kaluga насколько поможет прокачка беханса в поиске (и работе с) иностранных заказчиков, если не рассматривать только релокацию?

Ответить

В Дубае, Тайване, Камбодже и большинстве стран мира совсем никому не интересно как звучит ваша фамилия. В США и Англии почти никому не важно, укажите только нейтральную локацию. Да, из Польши заказчик, наверное, не напишет.

Но банковский аккаунт придется завести в Кыргызстане или Армении.

1
Ответить

Увы, но сейчас этого не достаточно, это 5-6 лет назад можно было поставить пару видосов и хорошо оформить и вы попадете на взор к модераторам, сейчас без раскрученного аккаунта с большой базой подписчиков ваши работы затеряются в бесчисленном множестве с вероятностью 99%.

Ответить