{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как заехать на автомобиле в Турцию в 2023 году

Сегодня автотрипы – путешествия на автомобиле – приобрели очень популярный тренд. Путешественники осознали всю выгоду передвижения на собственной машине, когда они могут самостоятельно выбрать маршрут, спланировать время пребывания в том или ином городе, посетить достопримечательности, не нуждаясь в гиде.

Кроме того, многие не просто посещают другие страны в качестве туристов, а приезжают на постоянное место жительства, где, конечно, хочется независимо передвигаться на своей собственной машине.

Однако каждая страна имеет свои собственные правила въезда и нахождения, которые необходимо знать, чтобы избежать запрета на въезд в тот момент, когда уже, казалось бы, до мечты рукой подать.

Не является исключением и Турецкая республика, которая сегодня приобрела огромную популярность среди релокантов, а также всегда была интересна для автотуристов.

Транзитный въезд в Грузию

Граждан других государств, заезжающих на автомобиле на территорию Турции, условно можно разделить на две группы – туристов и резидентов, то есть, имеющих вид на жительство. Сама Турция не разделяет приезжающих по странам, называя их обобщенно иностранцами, но у каждой страны имеется свой внутренний пакет документов на автотранспортное средство, с учетом которого и будет составлена данная статья применительно к гражданам России.

Разрешенный максимальный срок пребывания в Турции для российского автотуриста ничем не отличается от срока для гражданина России, прилетевшего в Турцию на самолете – максимально 90 дней в полугодие, из них 60 дней непрерывно.

На сегодня единственный сухопутный путь в Турцию из России – через Грузию, КПП «Верхний Ларс». Попасть в Верхний Ларс можно только в объезд Абхазии и Южной Осетии, для чего нужно делать значительный крюк. Но, если автолюбитель решит заехать в Грузию через КПП «Псоу» и Абхазию, то на грузинской границе у него будут огромные проблемы, наиболее, вероятно, ему грозит возбуждение уголовного дела за незаконное пересечение границы, так как независимость Абхазии не признана Грузией. Похожая ситуация и с Южной Осетией, но туда даже, скорее всего, не пустят пограничники.

Для того, чтобы заехать на территорию Грузии, необходимо иметь с собой определенные документы. Прежде всего, действующий загранпаспорт, с которым гражданин России может находиться на территории Грузии без визы в течение 365 дней. Несмотря на то, что в данном случае Грузия выступает лишь транзитной страной по пути в Турцию, все равно требуется ряд документов для въезда на территорию.

Первое – это свидетельство о регистрации транспортного средства, именуемый в народе «техпаспорт». Владельцем загранпаспорта и автомобиля должно быть одно лицо, либо необходима нотариальная доверенность на эксплуатацию транспортного средства. ПТС – паспорт технического средства – на границах никто не спрашивает и не проверяет.

Действующее водительское удостоверение международного образца. При наличии обычного водительского удостоверения можно дополнительно оформить международное отдельно, действует оно максимум 3 года, но не превышая срок действия основного.

Также для въезда в Грузию необходимо на сайте заполнить форму и получить цифровой код на электронную почту. Распечатывать этот код не обязательно, данные автоматически отправятся в Грузию. Но всякий случай его можно сфотографировать. Если конечной точкой путешествия является Турция, то в поле «The address of the accommodation in Georgia» можно написать TRANZIT.

Затем можно оформить страховку на автомобиль, но при отсутствии карты зарубежного банка онлайн это сделать не получится. Если такая карта есть, то оформить страховой полис можно на этом сайте. Минимальный срок страховки 15 дней, стоимость полиса на сегодня составляет 30 лари – примерно 900 рублей на дату написания статьи. Отсутствием возможности купить страховку онлайн пользуются грузинские предприниматели – на КПП за страховой полис уже просят 40-50 лари, принимая оплату в любой валюте. Сам страховой полис представляет собой тут же распечатанный лист А4 с различными графами и данными автомобиля, никаких печатей, штампов не нем нет. Все данные автоматически попадают в базу. Без страховки водителю грозит немалый штраф от 200 до 1000 $ в случае выявления этого факта при проверке на дороге, а также информация об отсутствии полиса отобразится в базе данных при выезде из Грузии, что также повлечет за собой определенные санкции.

Больше для Грузии никаких документов не требуется. Дорога до границы с Турцией занимает около 600 км, из которых 200 км пролегает через Крестовый перевал. Многие водители опасаются этой красивой горной дороги, особенно зимой, но проезд по ней абсолютно безопасен. Если существует хоть малейшая вероятность схода лавины или гололеда, грузинские власти закрывают перевал для проезда, иногда даже на пару недель. Поэтому перед выездом необходимо мониторить ситуацию на перевале, чтобы не застрять на границе на долгое время. В остальном дорога достаточно комфортная, асфальтированная, частично проходит через объездную федеральную автомагистраль. Столкнуться со сложным траффиком придется только недалеко от границы, проезжая через Батуми. Также стоит отметить то, что бензин в Грузии дороже, и лучше заправить полный бак перед въездом во Владикавказе, а потом уже в Турции.

В интернете гуляют байки о том, что грузины обращают внимание на наличие либо отсутствие российского флага на государственном номере автомобиля. Эта информация не соответствует действительности – им, как и туркам, абсолютно все равно, есть флаг или нет. Также не имеет значения и возраст машины, о чем тоже часто пишут на различных форумах.

Въезд в Турцию

Попасть в Турцию можно через КПП «Сарпи», который является самым популярным, а также через КПП «Вале». Для въезда необходимо заранее купить еще одну страховку, уже для Турции. Причем, если в Грузию автомобиль пропустят без страховки, и ее можно купить, уже заехав в страну, то в Турции страховой полис проверят уже на границе. Подойдет и «Green Card», оформленная в любой страховой российской компании, так как Турция является участником международной ассоциации. Стоит быть готовым к тому, что автомобиль могут направить на рентген, для чего нужно будет выгрузить все вещи и загнать в бокс пустую машину.

При отсутствии ВНЖ турецкие таможенники обычно ставят штамп в загранпаспорт, где указывают дату, до которой автомобиль может находиться на территории страны. Иногда штамп забывают поставить, поэтому лучше проконтролировать данный момент, чтобы точно знать, когда нужно выезжать. Обычно устанавливают срок в 3 месяца, но могут поставить и на несколько дней, никаких критериев не существует. При наличии ВНЖ у собственника автомобиля, срок будет установлен, исходя из даты окончания действия икамета и страховки – то есть, если икамет выдан на 2 года, а страховка сделана на 1 год, то будет установлен годичный срок, который потом, купив новый страховой полис, можно будет пролонгировать. Максимальный срок нахождения в Турции автомобиля на иностранных номерах составляет 730 дней. Такая мера стимулирует развитие собственного автомобилестроения и рынка продаж.

Самое важное при въезде в Турцию на автомобиле с иностранными номерами – это соблюдения правила 185 дней. То есть, отсчитывая назад один год с даты въезда, собственник автомобиля должен суммарно – не непрерывно – в течение этого года отсутствовать в Турции 185 дней. Если собственник прожил в Турции более полугода, то заехать в страну на автомобиле на иностранных номерах не получится. Это правило действует даже для турецких граждан, которые не могут, например, проживая постоянно в Турции, поехать и купить автомобиль в соседней Грузии, где он в разы дешевле, и заехать на грузинских номерах. Придется растаможивать автомобиль, оплачивать соответствующие налоги, что уравнивает цену грузинского автомобиля с турецкими и теряет смысл. То есть, если заехать в Турцию на машине, получить разрешение на 2 года, а затем, прожив тут полгода и выехать, например, на экскурсию в Болгарию, назад заехать на автомобиле уже не получится, так как будет нарушено данное правило. Другими словами, для тех, кто переехал в Турцию на ПМЖ на своей машине и живет тут долгое время, остается только дожидаться истечения двухлетнего срока, чтобы выгнать автомобиль. Промежуточные поездки за пределы страны исключены, разве что придется не заезжать обратно 185 дней, а длительное отсутствие может повлечь аннулирование икамета. Это очень важный момент, многие путаются, считая, что, выехав на машине в соседнюю страну, можно оставить ее там, вернуться, прожить в Турции полгода, пока автомобиль будет находиться за ее пределами, а затем полететь и загнать автомобиль обратно – требуется отсутствие как автомобиля, так и ЛИЧНОЕ в течение 185 дней. Исключение составляют люди пенсионного возраста – на них это правило не распространяется. Ввести в Турцию можно только один автомобиль на одного человека. Никаких налогов, пошлин при ввозе платить не нужно.

Также есть еще один важный нюанс – если собственник прожил последние полгода на территории, например ОАЭ, он перестает быть резидентом России. То есть, после ОАЭ он может пригнать в Турцию автомобиль только из ОАЭ – из страны, где он находился последние 185 дней, то очень просто отслеживается по датам в загранпаспорте. Даже, оставаясь российским гражданином, в такой ситуации, ему будет отказано во въезде на автомобиле на российских номерах.

Ввоз и вывоз

Существует перечень предметов и товаров, ограниченных либо запрещенных ко ввозу и вывозу. Этот перечень установлен законом, поэтому частные кейсы о провозе не учитывались.

Деньги. Завозить на территорию Турецкой республики наличные деньги можно в неограниченном количестве. Однако, следует иметь в виду, что вывезти можно только 5000 $ в любой валюте, поэтому при ввозе большой суммы наличности, например, для приобретения недвижимости, лучше ее задекларировать, чтобы не было проблем, если покупка квартиры не состоялась.

Товары в упаковке. Завозить на территорию Турции можно, однако на границе могут посчитать, что товар завозится с целью продажи, и взять таможенную пошлину – 18% для граждан Евросоюза и 20% - для остальных. Стоимость завезенного товара не должна превышать 430 евро на человека. Поэтому рекомендуется провозить вещи либо во вскрытой упаковке, либо без нее, например, завернув в пупырчатую пленку для безопасности. Что касается бытовой техники, согласно нормам, можно завозить любую технику, но рекомендуется брать более одного вида на человека, в том числе, телефона и ноутбука.

Алкоголь и сигареты. Можно завезти 1 литр крепкого алкоголя более 22% на человека либо 2 литра менее крепких напитков. Алкогольные напитки домашнего производства ко ввозу запрещены. Сигарет можно завезти 600 штук (3 блока) плюс 50 сигар. Также разрешен ввоз одного многоразового устройства – вейп, айкос и их аналоги – плюс 30 мл жидкости для заправки или 200 картриджей. Также допустим ввоз десяти одноразовых устройств. Вывозить можно до 3 блоков табачных изделий, 2 кг кальянного табака и 5 литров алкоголя.

Ювелирные изделия. Их ввоз разрешен в Турцию, но при выезде могут попросить показать декларацию, так как максимальная стоимость вывозимых ювелирных изделий не должна превышать 15 000$.

Лекарства. Завозить лекарства в Турцию можно для личных целей. Для этого рекомендуется взять у врача рецепт и нотариально заверить его перевод. Пенталгин, Солпадеин, Коделак, Нурофен в Турции считаются наркосодержащими и запрещены ко ввозу.

Другие товары. Запрещено ввозить мясные и молочные продукты. Запрещено ввозить и вывозить предметы антиквариата. Запрещено ввозить радиоактивные и химические вещества, наркотики, оружие, за исключением охотничьего, которое необходимо оформить в специальном порядке. Запрещено ввозить землю, натуральные удобрения, игровые автоматы. Чай и кофе – запрещено ввозить более 1 кг каждого продукта.

Получить дополнительную информацию о ввозе и вывозе товаров из Турции можно, скачав мультиязычное приложение Gümrük Rehberi.

Автомобиль в Турции

После въезда в Турцию, следует знать, что эксплуатировать автотранспортное средство могут только супруги, дети и родители собственника автомобиля, при наличии у них действующего водительского удостоверения международного образца. Управлять автомобилем не может больше никто, кроме указанных лиц, даже в присутствии собственника автомобиля.

Дороги в Турции очень хорошие, асфальтированные, освещенные, везде есть разметка, а также, во избежание встречных столкновений, практически все встречные полосы разделены аллеями, зелеными насаждениями, либо просто подобиями островков безопасности. Также турки стараются минимизировать трудности проезда через горы, прокладывая безопасные освещенные туннели.

Необходимо знать, что турецкие камеры видеофиксации нарушений уже несколько лет считывают российские номера. Проверить информацию о накопленных штрафах за нарушение ПДД можно на официальном сайте дорожной полиции Турции, а информацию о неоплаченных платных дорогах здесь. Турция очень терпелива к нарушителям, и, если водитель не оплатил штраф, либо не знал о его существовании, то его заставят оплатить на границе, при вылете или выезде из страны. Также здесь имеются скидки при быстрой оплате штрафов.

Если после туристического въезда появилось законное основание оставить автомобиль на 2 года – например, получение ВНЖ, рабочей визы – то необходимо посетить местное таможенное управление – обозначенное на Гугл-картах Gümrük Müdürlüğü – взяв с собой загранпаспорт, водительское удостоверение, страховой полис и СТС, и поставить автомобиль на таможенный учет. Срок разрешения в местном таможенном органе такой же, как и на границе – зависит от даты окончания действия страховки и икамета. После постановки на учет можно спокойно продолжать пользоваться автомобилем до установленной даты.

В последнее время, учитывая огромный вал заявлений на выдачу ВНЖ, многие собственники автомобилей в ожидании долгожданной пластиковой карточки вынуждены нарушить максимальный срок пребывания автомобиля, установленный им таможенной службой при пересечении границы. В этом случае им необходимо посетить таможню, показать заявление на подачу на ВНЖ и уведомить о месте нахождения автомобиля. Эксплуатация автомобиля после истечения первоначального разрешенного срока до постановки на двухлетний учет запрещена. Нарушение грозит штрафом и эвакуацией автомобиля на штрафстоянку. После получения ВНЖ собственник вправе обратиться в таможенные органы и поставить автомобиль на учет в соответствии со сроком действия икамета. Но выход за лимит срока все равно является нарушением и штраф составляет в 2023 году за 1 месяц – 1046 TL, за 2 месяца – 2092 TL, за 3 месяца – 3138 TL, а затем 25% от таможенной стоимости автомобиля.

Собственнику автомобиля можно покинуть Турцию, оставив здесь свой автомобиль. Но перед вылетом ему необходимо уведомить об этом таможенную службу, указав адрес, где будет находиться машина на время его отсутствия. При этом никто не вправе эксплуатировать машину в отсутствии собственника. Нарушение обоих правил чревато значительными штрафами, которые выявятся после истечения двухлетнего срока, когда машину все равно надо будет вывозить из страны. Штраф за неуведомление таможни в 2023 году составляет 4184 TL.

По закону водить автомобиль с российским водительским удостоверением можно полгода. После чего его нужно поменять на турецкое, либо вылететь из страны и снова залететь. Тогда этот полугодичный срок начинает новый отсчет. Но этот вылет-влет полностью основан на равнодушном подходе турков к данному вопросу – по закону после проживания 180 дней на территории Турции необходима либо замена удостоверения, либо прохождение турецких экзаменов на знание ПДД и получение местного документа.

Процедура получения российского удостоверения на турецкое весьма проста и осуществляется через местный государственный орган Nüfüs. Нужно заполнить заявку на сайте, предоставить оригинал и заверенную нотариусом копию паспорта, оригинал и копию перевода водительского удостоверения и икамета, а также копию документа об окончании любого учебного заведения. Затем передать первоначальный пакет документов в Nüfus, где выдадут талон с номером и скажут примерную дату очередного визита. За это время Турция отправляет запрос в МВД России для подтверждения действительности российского удостоверения. После подтверждения необходимо будет предоставить фото, медицинскую справку из местной поликлиники и СДАТЬ оригинал российского водительского удостоверения, в обмен на которое водитель получит турецкое. Начиная процедуру обмена, следует знать, что гражданин России может ездить по турецким правам на территории России не более 10 суток. Поэтому необходимо сразу все взвесить и просчитать, что будет выгоднее – обменять российское удостоверение либо сдать местный экзамен.

ПДД в Турции примерно такие же, как и во всем цивилизованном мире, за нарушения которых положены штрафы, которые в 2023 году значительно выросли:

  • проезд на красный свет - 951 TL;

  • за не отдачу предпочтения пешеходам на пешеходных или школьных переходах и въездах и выездах с перекрестков - 888 TL.

  • несоблюдение дистанции — от 196 до 436 TL.

  • вождение без автостраховки — от 196 до 436 TL.

  • нарушение полосы безопасности - от 1823 до 4644 TL;

  • использование транспортного средства без номерного знака - 2312 TL;

  • крепление поддельного номерного знака к транспортному средству - 20302 TL;

  • вождение автомобиля под действием наркотиков и стимуляторов - 20977 TL;

  • езда с заносом - 20342 TL;

  • вождение автомобиля без прав - 8090 TL;

  • использование мигалок или сирен за пределами своих полномочий - 4064 TL;

  • вождение непроверенного транспортного средства и обгон в запрещенном месте - 951 TL;

  • отказ в прохождении проверки на употребление алкоголя - 8551 TL;

  • использование мобильного телефона во время вождения - 951 TL;

  • не пристегнутый ремень безопасности - 436 TL;

  • нахождение за рулем в состоянии алкогольного опьянения во второй раз – 5096 TL;

  • лица, впервые пойманные за рулем в нетрезвом виде - 4064 TL;

  • превышение ограничения скорости более чем на 50% - 4064 TL;

  • превышение ограничения скорости на 30-50% - 1979 TL;

  • превышение скорости на 10-30% - 951 TL;

  • неиспользование шлемов и защитных очков, и выбрасывание мусора из транспортных средств - 196 TL.

Само собой, эти правила только на бумаге – всем известна турецкая езда, когда не пропускают пешеходов, а на красный свет после того, как он загорится, еще проезжают 2-3 машины. Это больше специфика южных регионов, таких, как Аланья, но и в других регионах она также присутствует. Турецкие полицейские не используют привычные россиянину полосатые жезлы, а призывают остановиться жестами. При проверках на дорогах выставляются оранжевые конусы, сужающие движение в одну полосу. Здесь включают «аварийку» не для того, чтобы поблагодарить водителя сзади, а предупредить о своем торможении, либо в плохую погоду. И стоит отметить доброту и объективность турецких полицейских даже по отношению к иностранцам – он всегда будет отзывчивым и никогда даже не станет вымогать взятку за сокрытие правонарушения либо лояльность.

Топливо в Турции такое же, как и везде – бензин, дизель, газ. За тем исключением, что бензин не разделяется на 92, 95 и т.д. – это просто бензин. Заправки есть в любом месте, даже в центральных частях городов. Практически каждая АЗС оснащена маркетом, где можно купить кофе, снеки, предметы первой необходимости. Интересен тот факт, что на турецких АЗС можно спокойно курить, и это ни у кого не вызывает опасения.

В Турции очень активно используются электромобили, мотоциклы, мопеды и скутеры.

По истечении разрешенного таможенными органами срока, автомобиль необходимо вывезти из Турции. Также следует знать, что продать в Турции автомобиль на иностранных номерах весьма затруднительно, хотя многие «помощники» предлагают эту услугу. Некоторые адвокаты берутся помочь с переоформлением на другого гражданина России, который, к примеру, собрался уезжать и готов купить автомобиль. Но реальных кейсов никто ни разу не приводил. Поэтому единственными вариантами представляется отдать автомобиль на запчасти, либо вывезти в соседнее государство.

Покупка и аренда автомобиля в Турции

При наличии икамета гражданин иностранного государства может не завозить автомобиль из своей страны, а приобрести его в Турции. В Турции очень дорогие автомобили, это вызвано тем, то в стоимости машины заложены налоги. Причем, цена на машину одинаковая, как для гражданина Турции, так и для иностранца. Поэтому здесь можно встретить, особенно в небольших городах, и такие экземпляры.

Для покупки автомобиля в Турции иностранцы должны иметь вид на жительство и действующее водительское удостоверение. Если покупка осуществляется из вторых рук, то проводится экспертиза, которая направлена на выявление всех возможных дефектов, как кузова, так и двигателя и ходовой части. Также эксперт укажет, если автомобиль ранее был участником ДТП. Результаты экспертизы отражаются в специальном акте, с указанием приблизительной стоимости ремонта либо замены по выявленным недостаткам. Эта сумма может быть предметом торга с продавцом.

Процедура регистрации транспортного средства и необходимый пакет документов при покупке новой машины для иностранцев, такие же, как и для граждан Турции. Однако автомобилю, зарегистрированному на иностранных граждан, присваивается номерной знак, начинающийся с буквы M – Misafir, что означает «гость». Новый автомобиль должен быть зарегистрирован в течение трех месяцев со дня покупки.

Документы, необходимые для регистрации автомобиля - Нотариальная купчая (Noter Satış Senedi), счет-фактура продажи (Fatura), сертификат соответствия автомобильным дорогам (Karayolu uygunluk belgesi), квитанция об уплате специального потребительского налога (Özel Tüketim Vergisi/ÖTV Ödendi Makbuzu) и страховка – аналог российского ОСАГО (Zorunlu Motor Sigortası)

При покупке автомобиля необходимо оплатить специальный налог на потребление (Özel Tüketim Vergisi – ÖTV) и налог на транспортные средства (Katma Değer Vergisi - KDV). Налогообложение рассчитывается на основании технических характеристик автомобиля: года выпуска и объема цилиндров двигателя. Ставки регулярно обновляются в соответствии с правилами ЕС по экономии топлива и выбросов CO2. Налог на добавленную стоимость (НДС) составляет 18% в Турции.

Интересный момент состоит в том, что визуально номерные государственные знаки в Турции разные – такое ощущение, что какие-то печатались жирным шрифтом Times New Roman, какие-то Tahoma. Логичного объяснения этому турки не дают.

Помимо покупки, в Турции очень развита аренда любого вида транспорта – от велосипедов до автомобилей. На сегодня примерная стоимость аренды 500-600 TL в сутки в зависимости от региона и модели машины. Все автомобили передаются застрахованными, в основном, по KASKO. Однако следует иметь в виду, что большинство прокатных контор имеют страховки, действующие только на территории региона. То есть, взяв машину напрокат в Анталье, будет невозможно прокатиться на ней в Стамбул или Мерсин. Менеджер попросту может забыть сказать об этом.

Система парковки в Турции налажена крайне проблематично. Если крупные города, такие, как Стамбул, Анталья, Анкара переполнены машинами, что вызывает отсутствие парковочных мест, то небольшие города – Аланья, Газипаша – попросту никогда не придавали парковке особого значения. Парковка при жилых комплексах, а особенно крытая подземная парковка – уникальное явление для Турции, практически все ставят свои машины на улице, не особо заботясь о погодном влиянии дождя или солнца. Отчасти это вызвано дороговизной земли, когда застройщику выгоднее построить дополнительный жилой блок на земельном участке, чем отдать это место под парковку.

Стоимость парковки в городах почасовая. Оставляя автомобиль, водитель по возвращении обнаружит под дворником чек на термобумаге с указанием времени и стоимости. Этот чек выписывают уполномоченные служащие, которых легко узнать по оранжевым жилетам. Оплачивать парковку можно не сразу, но потом при выезде, все эти цифры суммируются. Если сразу не оплатить парковку, это можно сделать абсолютно у любого парковщика, даже не у того, кто выписал чек. Достаточно подъехать к любому, он проверит номер по базе данных и скажет сумму долга. В среднем стоимость часа парковки в 2023 году составляет 5 TL. Паркуются в Турции обычно так.

Общественный транспорт

Общественный транспорт в Турции развит очень сильно. Турецкие власти уделяют огромное внимание городской инфраструктуре. Наиболее обширно и разнообразно он представлен в Стамбуле – здесь есть метрополитен, автобусы, трамваи, водный транспорт, фуникулеры, тоннель «Мармарай».

Первое место среди всех видов общественного транспорта занимает метро.

Схема метрополитена Стамбула в 2023 году https://www.metro.istanbul/YolcuHizmetleri/AgHaritalari

Для поездки в метро используются специальные карты – для иностранцев и граждан Турции. Приобрести их можно либо в специальных местах, либо в аппаратах с надписями Biletmatik и İstanbulkart.

Карты для иностранцев называются Anonim Kart. На сегодня стоимость проезда по такой карте стоит 9,90 TL, а сама карта 50 TL. Эти карты незаменимы при поездках по Стамбулу – их можно использовать в метро, автобуса, на паромах и в электричках. Также ей можно рассчитаться в сетевых магазинах, некоторых кафе и даже рассчитаться за парковку или платный туалет.

С 2023 года для держателей Anonim Kart были введены некоторые изменения – при пересадках она теперь не дает скидку, а также не дает возврата при поездках на «Мармарай» и «Metrobüs», то есть, даже за одну остановку придется платить полный тариф. Эти изменения не коснулись турецких граждан и обладателей ВНЖ, которые могут приобрести более привилегированный тип İstanbulkart – Mavi. Эту карту можно купить через сайт, заполнив свои данные.

Также существуют отдельные İstanbulkart для учащихся и пенсионеров, с более низкими тарифами оплаты проезда.

Картой пользоваться очень просто – при входе в автобус, метро, фуникулер приложить ее к терминалу – спишется определенное количество денежных средств. Для получения возврата денег при поездках на «Мармарай» и «Metrobüs», нужно снова приложить ее при выходе.

Пополнять карту можно через уличные аппараты приобретения.

Можно не покупать İstanbulkart, а купить электронный билет на одну или несколько поездок, но это будет гораздо дороже. Стоимость билета на один проезд - 20 TL, на два – 30 TL, на три – 50 TL, на пять – 60 TL, на 10 проездов – 110 TL.

Паромы для Стамбула очень важны – они позволяют сэкономить большое количество времени, переправляясь из европейской части в азиатскую и обратно. Оплата поездки на пароме также возможна с помощью İstanbulkart. Стоимость проезда зависит от длительности маршрута и перевозчика.

Необходимо отличать паром, как вид общественного транспорта, от экскурсионного парома, где расплатиться İstanbulkart нельзя.

Паромы можно разделить на муниципальные - Şehir Hatları, частные - Turyol, Dentur, IDO, BUDO, морское такси – имеется в этих же компаниях, можно заказать через IBB Deniz Taksi и экскурсионные.

Стоимость паромной поездки варьируется от 11,25 до 36,25 TL в зависимости от маршрута при оплате İstanbulkart. Можно скачать приложение для Android или IPhone для получения всей актуальной информации.

Маршрут парома Şehir Hatları https://sehirhatlari.istanbul/uploads/pdf/Sefer-Haritasi-Line-Map-2022.pdf

Трамваи Стамбула не использовались с 1966 до 1990 года. Затем, с появлением туристических маршрутов, трамваи были снова запущены. Сегодня в Стамбуле есть обычные и скоростные трамваи, всего функционирует пять веток – Т1 – Т5. Каждый трамвай начинает ходить и заканчивает работу в определенное время. Так, трамваи маршрутов Т1, Т4 и Т5 работают с 6 утра и до 12 ночи, трамваи Т2 и Т3 – с 7 утра до 9 вечера. Проезд также оплачивается при помощи İstanbulkart.

В Стамбуле в качестве средства передвижения также используются фуникулеры. Они также имеют большую популярность среди туристов. В Стамбуле есть сразу три линии – F1, F2 и F3. Использование фуникулеров позволяет сэкономить значительное количество времени, когда необходимо подняться по резкому склону вверх. Местные жители используют его как полноценный вид общественного транспорта. Кроме фуникулеров, в Стамбуле есть и две канатные дороги, которые популярны как у туристов, наблюдающих потрясающие турецкие пейзажи, так и у местных жителей, которые решили посетить кафе на холме Пьер Лотти.

Также в Турции в качестве общественного транспорта очень популярны автобусы, а в Стамбуле – и метробусы.

Метробусов нет в других городах. Они представляют собой скоростные автобусы, по сути, заменяющие собой метро, только с использованием колес. У метробусов левосторонне движение, так как платформы для посадки-высадки пассажиров находятся посередине дороги. Работают они круглосуточно, оснащены бесплатным Wi-Fi.

Маршруты метробусов

Наиболее популярным видом общественного транспорта во всей Турции являются автобусы. Проезд в автобусе на 2023 год составляет 10,20 TL при оплате картой и 13,50 TL при оплате наличными либо одноразовым билетом. Вход в автобус осуществляется через переднюю дверь, выход через остальные. На входе установлен специальный терминал для оплаты картами. Можно использовать обычную банковскую карту возможностью бесконтактной оплаты, İstanbulkart, Antalyakart либо Kentkart, в зависимости от региона. Также можно использовать одноразовые билеты Kullan At. В салонах автобусов установлены мониторы, на которых отображаются остановки. По общему правилу автобусы останавливаются не на каждой остановке, поэтому необходимо заблаговременно нажимать установленные на поручнях кнопки – раздастся сигнал или загорится надпись «Duracak», говорящая водителю о том, что пассажиру требуется выйти. Узнать номер автобуса, маршрут и время его прибытия можно с помощью популярного приложения Moovit. Либо можно пользоваться такими гайдами из интернета, главное, вовремя следить за их актуальностью.

Долмуши и минибусы – это местные аналоги маршрутных такси. Карты в них обычно не принимают, только наличные, так как, в основном, ими владеют частные компании. Они обычно курсируют между поселками либо городами одного региона. Так, например, в Анталье очень популярен трансфер «7/24», основной маршрут которого пролегает между Аланьей и аэропортом Антальи. Можно заказать данный вид трансфера, как общий, так и индивидуальный, на этом сайте. По стоимости он выходит дешевле такси, например, за одного человека компания берет всего 220 TL. Последнее время долмуши активно вытесняются общественным городским транспортом, который дешевле, пунктуальнее, комфортнее и безопаснее.

Бесспорно, в Турции, как и во всех странах мира, самым популярным, быстрым и комфортным общественным транспортом является такси. Частный извоз в Турции запрещен законом, но он здесь абсолютно и не нужен. Машины такси можно встретить повсюду. В основном, они желтого цвета, но в Стамбуле, помимо желтого, есть такси голубого и черного цветов. Стоимость посадки и проезда в такси разные, в зависимости от города. Так, например, в Стамбуле за посадку в такси желтого цвета предстоит заплатить 12,65 TL, а каждый километр поездки стоит 6,3 TL. Такси голубого цвета — за посадку нужно заплатить 11,27 TL и 7,25 TL за километр. Такси черного цвета — 16,66 TL за посадку и 10,71 TL за км. В Аланье нет такси другого цвета, кроме желтых. Здесь за посадку придется заплатить 10 TL и каждый километр будет стоить 16 TL. Также есть минимальная стоимость оплаты поездки. На сегодня она составляет, например, в Аланье, 45 TL.

Такси можно остановить, махнув рукой на дороге, либо использовать приложения Bitaksi или Uber. Однако они работают не во всех городах Турции. Самым популярным способом в любом городе Турции остается кнопка – они висят чуть ли не на каждом столбе или дереве. Ее нужно нажать, немного подождать и такси приезжает обычно в течение 5-10 минут. Под каждой кнопкой есть номер телефона – это телефон такси, обслуживающего этот район. Можно связаться по WhatsApp, скинуть локацию и такси приедет по указанному адресу.

В Турции не принято называть конкретный адрес, а нужно либо показать локацию в Google Maps, либо назвать некий общеизвестный ориентир – мечеть, рынок, площадь.

Обязательно нужно следить, чтобы водитель включил счетчик – в Турции он называется taksimetre. В последние годы тренд «развести туриста» уже остался в прошлом, но некоторые хитрые водители все же используют этот метод, называя по приезду сумму в несколько раз превышающей тарифную. Также рекомендуется заранее ввести локацию прибытия в Google навигатор, чтобы следить самому за маршрутом и дать этим понять водителю, что поехать круговым путем, чтобы намотать километры, не получится.

Оплата в такси производится наличными.

Заключение

Подытоживая, можно сказать о том, что заехать на автомобиле в Турцию достаточно просто, если заранее подготовить все документы. Разумеется, в автомобиле не должно быть никаких запрещенных ко ввозу и вывозу вещей. Выгода достаточно определенная – купить автомобиль в Турции не каждому по карману. При этом следует быть достаточно осторожным на дорогах, так как ПДД турки нарушают очень часто. Также следует учитывать стоимость топлива – здесь оно дороже, чем в России, но гораздо дешевле, чем в Европе.

В случае ДТП ущерб будет покрыт страховой компанией виновного, но практически все местные граждане делают минимальную страховку, которая покроет только 50 000 TL. Если стоимость ремонта повреждений выше, то единственный выход – обращение в суд, который может затянуться, кроме того, придется нести дополнительные расходы на адвоката, экспертизы.

Качество авторемонта в Турции также оставляет желать лучшего – материалов достаточно, но местный менталитет устроен таким образом, что можно сделать все проще, быстрее и дешевле – автомобиль завелся и поехал, больше ничего от него не требуется.

Но, объективно, личный автомобиль в Турции является больше помехой, чем привилегией, прежде всего, потому что в 2021 году Стамбул возглавил мировой рейтинг по пробкам. Намного выгоднее и дешевле будет использовать общественный транспорт. В мегаполисах он сэкономит время и нервы. А в небольших городах, где все расположено на относительно небольших расстояниях, вполне хватает автобусов либо такси. Не нужно задумываться о том, где припарковать автомобиль, а главное, о том, насколько качественно его отремонтируют в случае аварии.

0
32 комментария
Написать комментарий...
Екатерина Суворова

В страховой Ресо-Гарантия мне агент сказал, что для россиян с 16.06.2023г. грин карта не действует. И не раскрыта тема стоимости ОСАГО при въезде в Турцию.

Ответить
Развернуть ветку
Azpo Estate
Автор

Здравствуйте, Екатерина. Отвечаю на Ваш вопрос. "Green card", выданные на территории РФ и Беларуси, перестали действовать в странах Евросоюза, Великобритании и Швейцарии. В других странах, в том числе, в Турции, если полисы были выданы до 29 июня 2023 года, они продолжают работать. Также сейчас ведется работа по выпуску так называемых "Синих" карт, цель которых заменить "Green card", и которые будут действовать в дружественных с Россией странах. В случае, если Вы хотите застраховать автомобиль в турецкой страховой компании, это можно сделать, как непосредственно на КПП, перед въездом в страну, так и уже, заехав в Турцию, например, по той же "Green card", когда возникла необходимость продления страховки. Это можно сделать в любой страховой компании Турции, которые здесь называются Sigorta. Стоимость страховки везде примерно одинаковая, и на 2023 год составляет - КАСКО - около 15 000 лир, обычная страховка (аналог ОСАГО) - примерно 5000 лир. Спасибо за Ваш вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Amliho

Здравствуйте, не подскажите онлайн страховку перед въездом в Турцию можно оформить? Если, есть карта турецкая для оплаты.

Ответить
Развернуть ветку
Azpo Estate
Автор

Здравствуйте. Попробуйте тут https://www.e-sigortam.com/ Либо можно поискать другие страховые. Наберите в поиске sigorta çevrimiçi

Ответить
Развернуть ветку
Amliho

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Ya

Добрый день. Интересует такой кейс. Я хочу въехать в Турцию на мотоцикле с номерами РФ, побыть неделю, оставить мотоцикл в Турции и вернуться в РФ самолетом. Затем через 5 месяцев вернуться в Турцию самолетом, взять мотоцикл и выехать на нем из Турции. Это возможно? Какие документы мне нужно будет оформить, чтобы оставить мотоцикл и улететь? (ВНЖ у меня нет и получать его я не собираюсь)

Ответить
Развернуть ветку
Azpo Estate
Автор

Здравствуйте, Дмитрий. Вы имеете право находиться со своим транспортом на территории Турции без постановки на учет в течение имеющихся у вас безвизовых дней 60+30. Если вы покинете Турцию, оставив транспортное средство на ее территории на больший срок, по возвращении и выезду вам придется заплатить штраф.

Ответить
Развернуть ветку
Lizzy Smile

Добрый день! А можно ссылку на закон или откуда информация, что если я живу в условном ОАЭ последние 185 дней, меня не выпустят в Турцию на авто с номерами РФ?
Уточните этот момент, пожалуйста 🙏

Ответить
Развернуть ветку
Azpo Estate
Автор

Здравствуйте. Информация получена от турецких пограничников при разборе реального кейса. Имела место точно такая же ситуация, как у вас, и именно человек, жившего в Дубае последний год, не пустили в Турцию на машине с российскими номерами. Но стоит помнить, что Турция страна субъективная, поэтому в статье описан возможный вариант, чтобы избежать неприятностей на границе. Кто-то пустит, кто-то не пустит. Некоторые ситуации, когда людей не пускали в Турцию, решались по звонку. Суровость местных законов компенсируется их неисполнением или субъективным видением исполнителя, к сожалению. Возьмите, для примера, геч. С одним и тем же пакетом документов кому-то дают ВНЖ, кому-то отказывают. Так и в данной ситуации. Лучше не рисковать.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Popov

подскажите пожалуйста название страхования авто (тип страховки) для въезда в Турцию

Ответить
Развернуть ветку
Azpo Estate
Автор

Здравствуйте. Абсолютно любая страховая компания вам может оформить полис. Можно оформить прямо на границе

Ответить
Развернуть ветку
Юный художник

Привет, а если Турцию проезжаю транзитом, то можно на КПП оформить краткосрочную страховку?

Ответить
Развернуть ветку
Azpo Estate
Автор

Здравствуйте, если вы имеете ввиду на несколько дней, то все зависит от желания и возможностей страховой компании. Многие не соглашаются оформлять менее, чем на полгода. Как повезет

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Фролова

Здравствуйте! Если оформили внж значительно позже покупки автомобиля, но до этого не въезжали на территорию страны на нем. Получается теперь вернуться на автомобиле в Турцию будет нельзя без растаможки?
Жили больше года, с момента последнего визита прошло около 3 месяцев

Ответить
Развернуть ветку
Azpo Estate
Автор

Здравствуйте, Дарья. Для въезда в Турцию на иностранных номерах вы должны отсутствовать на территории Турции 185 дней суммарно за год, предшествующий въезду. Датой отсчета назад считается дата въезда на автомобиле. Если вы превысили данный срок, к сожалению, ВНЖ вам не поможет, автомобиль просто не пропустят на границе.

Ответить
Развернуть ветку
Olef Born

Добрый день ! Смогу ли ввезти авто из Грузии (стоит на учёте в Грузии на гражданине РФ) в Турцию ? ВНЖ Грузии собственник не имеет. Грузия ставит на учёт авто просто по загран паспорту РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Azpo Estate
Автор

Здравствуйте. Правило для всех одинаковое. В законе написано "Автомобиль НА ИНОСТРАННЫХ номерах". Иностранными считаются любые номера, кроме турецких

Ответить
Развернуть ветку
Adelina Ibragimova

Спасибо за статью! Интересует вопрос, на который нигде не могу найти ответа) Едем в Турцию с комплектом зимней резины на дисках для личного пользования. Не возникнет ли проблем с ввозом и вывозом покрышек? Нужно ли их растаможить?

Ответить
Развернуть ветку
Azpo Estate
Автор

Могут не пропустить, либо заставить платить налог. Единичные преценденты были. Особенно со стороны Грузии. Имейте ввиду, в Турции запрещено использовать шипованную резину, только липучку

Ответить
Развернуть ветку
Елена Каршакова

Здравствуйте! Интересует следующий кейс: хотим приехать в Турцию на Российском авто, не дольше, чем на 3 месяца. Хотим оставить машину и на 5 дней улететь на самолете в другую страну, потом вернуться. Можно ли это сделать?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Каршакова

Уточню, что у нас нет ВНЖ

Ответить
Развернуть ветку
Azpo Estate
Автор

Можно. Главное, не нарушить сроки, на который вам разрешили завезти автомобиль в Турцию. В остальном правило общее - если вы заехали на автомобиле, собственник должен уведомить таможню о том, что покинул Турцию, оставив свой автомобиль. Если вы не уведомите, при выезде обязаны будете оплатить штраф.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Хитров

Здраствуйте. Подскажите пожалуйста, можно ли вьехать в Турцию на расшипованной резине ( на изначально шипованной резине удалил шипы)? Можно ли ездить по Турции на зимней резине без шипов?

Ответить
Развернуть ветку
Azpo Estate
Автор

Здравствуйте. Можно. Смотрят по факту, а не на марку покрышек. Но удалить шипы - это круто, конечно)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Диденко

Здравствуйте. вопрос, что-то на него ответа нигде нет, может вы подскажите) И так, гражданин Казахстана, на авто с Казахстанскими номерами, хочу своим ходом доехать до европы) можно ли проехать транзитом через Турцию в Грецию или Болгарию, и спустя две недели, так же через Турцию проехать обратно? или и тут будет действовать правило двух лет?

Ответить
Развернуть ветку
Azpo Estate
Автор

Здравствуйте, Никита. Если у Вас есть туристические дни, Вы можете находиться, как сами лично, так и Ваш автомобиль, в пределах этих дней. На учет автомобиль туристу ставить не надо. Но нужно будет сделать страховку для въезда в Турцию. Делаете страховку, проезжаете ее транзитом, а затем заезжаете в Европу. Думаю, про Шенгенскую визу и наличие международных водительских прав напоминать не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Tetyuev

Здравствуйте, хочу поехать на машине с испанскими номерами, русским паспортом, ПМЖ испании и европейской страховкой в Россию транзитом через Хорватию, Черногорию, Албанию, Грецию, Турцию и Грузию. Нужна ли мне дополнительная страховка и в каких странах? Про страховку в России я знаю.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Tetyuev

Здравствуйте, хочу поехать на машине с испанскими номерами, русским паспортом, ПМЖ испании и европейской страховкой в Россию транзитом через Хорватию, Черногорию, Албанию, Грецию, Турцию и Грузию. Нужна ли мне дополнительная страховка и в каких странах? Про страховку в России я знаю.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Добрый день.

"Поэтому единственными вариантами представляется отдать автомобиль на запчасти"

у кого то был реальный опыт такого?

Ответить
Развернуть ветку
Azpo Estate
Автор

Здравствуйте. Да, был

Ответить
Развернуть ветку
Anton

а можете, если не сложно, описать как происходил процесс? не было ли вопросов далее у таможни турции?

Ответить
Развернуть ветку
Anton

очень прошу ответить, можно в ЛС в телегу @toshi_btc , по времени скован а решать быстро нужно что то, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Раскрывать всегда