Лена, вопрос тонкий, в России правоприменительной практики нет. Но, в любом случае, ставит диагноз и назначает лечение только врач. Заменять его и оказывать медицинскую услугу алгоритм не может.
В спорных случаях регуляторы будут смотреть на содержание услуги, а не на ее платность или бесплатность.
Лена, очень правильный вопрос.
Полноценного законодательства, напрямую регулирующего применение машинного обучения в медицине, нет нигде в мире. Обычно использование ИИ попадает под общемедицинское законодательство. Для применения в медицине любых устройств, приложений, методов лечения и диагностики необходимо проводить клинические испытания, доказывать точность метода и получать одобрение от местного регулятора. Не исключение и Россия — напрямую использование ИИ в медицине у нас не регулируется (в т. ч. и законом о телемедицине) и реальных кейсов лицензирования подобных систем в России я не знаю.
Четкое законодательное регулирование этого вопроса и появление реальной судебной практики — вопрос ближайших лет.
На мой личный взгляд, при текущих законах напрямую нельзя использовать алгоритмы для постановки диагноза. Получается, что доктор не может поставить диагноз рак, потому что ему так сказал алгоритм. При этом алгоритм можно использовать как вспомогательный инструмент. Доктор смотрит на снимок, на котором алгоритм нашел рак, и своими глазами видит там опухоль. И на основании уже своих наблюдений врач делает какие-то выводы.
Евгений, спасибо за обратную связь.
Мы в DOC+ как раз начали с решения задач, которые упрощают работу амбулаторного звена (прежде всего терапевтов и педиатров). Т. е. мы создали решения, облегчающие работу с самыми популярными заболеваниями, касающимися основного потока пациентов. Сейчас расширяем сферу применимости на ЛОРов, неврологов, гинекологов, а также на более сложные и редкие медкейсы. И несмотря на то, что мы работаем в основном в частной медицине, все наши разработки могут быть применены и в обычных поликлиниках.
Что касается заполнения медкарт, то да, это большая проблема. Чтобы с ней бороться, мы создали NLP-движок. Он извлекает полезную информацию даже из самой неструктурированной медкарты. Плюс, процесс оцифровки меддокументации активно идет и в коммерческой, и в государственной медицине, так что качество медкарт — решаемый вопрос.
Евгений, мне кажется, это одинаково работает во всех индустриях.
1. Все зависит от конкретной клиники, но в среднем государственные клиники зарегулированы сильнее, чем коммерческие, и простора для инноваций там, естественно, меньше.
2. Продать любой продукт с доказательной базой всегда проще. У нас в этом плане есть большое преимущество: DOC+ — не только IT-компания, но и полноценная клиника с десятками тысяч пациентов. Все продукты, которые мы разрабатываем, мы делаем в первую очередь для самих себя, под свои потребности и задачи. Когда предлагаем свое решение партнерам, мы уже имеем на руках результаты работы в собственной клинике.