Место для шага вперед: «Русское деловое общество»

Всё подобное взаимопритягивается, это мы помним из школьного курса физики. Но институтский курс социологии дополняет: люди, занимающиеся одним и тем же делом, взаимопритягиваются точно так же. И объединяются для достижения общих целей. Поэтому нисколько не удивительно, что в начале этого лета в России появилось и начало работать «Русское деловое общество» – ассоциация компаний малого и микробизнеса, призванная защищать интересы предпринимателей, оказывать им всемерную поддержку и служить рупором для тех, кто слишком мал, чтобы его услышали в верхах. О том, что собой представляет РДО и чем оно будет заниматься, «Газете о России» рассказали идеолог общества – член Экспертного совета комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству, председатель комиссии по развитию и регулированию рынка партнёрских программ в рамках Общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия» Мария Михайлова и доцент, директор Института глобальных исследований Сергей Белоконев.

– Расскажите, для чего создаётся РДО и кому пришла в голову идея его учреждения?

Мария Михайлова: На самом деле очень сложно сказать, кому конкретно, потому что сама эта идея – реакция на потребность компаний малого и микробизнеса в поддержке. Я очень хорошо понимаю это, потому что возглавляю ИТ-компанию RC GROUP, и большинство наших клиентов – как раз предприятия малого и среднего бизнеса. Причём если средний бизнес всё-таки сформировал уже свои собственные объединения, получает поддержку общественных организаций, то «малыши» остаются без внимания, интересами малого бизнеса практически никто не занимается.

Сергей Белоконев: Я добавлю. RC GROUP – динамичная компания, которая объединяет десятки тысяч предпринимателей, работает с ними. И я видел, что регулярно команда компании поднимала вопросы, которые выходят за рамки непосредственной деятельности RC GROUP. Они делают это потому, что малому бизнесу со всеми своими «почему» и «как» не к кому обращаться. Даже на наших встречах, на площадках московской «Деловой России» обсуждалась необходимость сотрудничества и обмена опытом между предпринимателями. И вот это тот случай, когда люди увидели эту потребность, решили не откладывать и не ждать, пока все проблемы кто-то решит, а создали сами организацию, которая объединит предпринимателей всей России.

– Логичный вопрос: как в одной деловой организации оказались и успешный бизнесмен, и политолог, директор Института глобальных исследований?

Мария Михайлова: Мы, естественно, были знакомы раньше. Встречались на мероприятиях, взаимодействовали по ряду проектов. Я – со стороны бизнеса, Сергей Юрьевич – от Финансового университета и общественных организаций. И мы поняли, что в объединении должны быть люди разные: бизнесмены, которые понимают все проблемы среды, а также те, кто на других позициях, кто может помочь наладить диалог с властью. Это очень важно. И здесь, конечно, нужны другие компетенции, не те же самые, что в бизнесе. Каждый хорош в своём направлении, в нашем объединении – наша сила.

– Почему «Русское деловое общество» создано именно сейчас? Не год, не два года назад, ведь проблемы малого бизнеса были видны и ясны и раньше…

Сергей Белоконев: Мне кажется, как раз сейчас, в свете всех изменений в обществе, связанных в том числе и со специальной военной операцией, появление РДО очень своевременно. Нашему бизнесу предстоит решить очень много задач, и для этого нужны компетентные сообщества, поддержка власти. Создание РДО – один из шагов, которые обновляют страну под воздействием внешних вызовов.

Мария Михайлова: Если говорить про последние 30-40 лет, то у нас была совсем неправильная идеология в отношении предпринимательства в стране. Мы вырастили массу предпринимателей, которые не ценят свою собственную страну. Это большое упущение. Многие начинали зарабатывать деньги здесь, но не видели своей жизни в России, и вот сейчас так всё сложилось, что эти люди уехали. Впрочем, те, кто остались, готовы быть предпринимателями в новой России. Конечно, таких хотелось бы поддержать. И ещё важный момент – идеологическая составляющая. Мы хотим не только оказывать поддержку предпринимателям, но и говорить о том, что нужно инвестировать средства, заработанные благодаря своему бизнесу, в Россию, в инфраструктуру, строить свою жизнь дальнейшую в нашей стране. Думать о том, как сделать её лучше.

– То есть РДО будет отличаться тем, что будет нести некую собственную идеологию?

Мария Михайлова: Да, речь идёт не только о голой прибыли. Само собой разумеется, без прибыли бизнеса нет, но мы хотим объединять людей, понимающих, что такое патриотическое предпринимательство. Хотелось бы развивать эту историю и ещё некую преемственность в бизнесе, возникновение бизнес-династий.

Сергей Белоконев: Конечно, бизнес должен быть конкурентноспособным. Одна из идеологий РДО – развитие бизнеса за счёт использования современных технологий. Цифровых технологий, которые как раз создают и продвигают RC GROUP и другие компании. Такие современные решения и ИТ-продукты повышают иммунитет и устойчивость, конкурентность российского бизнеса, который не должен оказаться изолированным – то, чего так хочет Запад. Задача нашего бизнеса – выстоять и развиваться в условиях, когда мир стал другим.

– А какая поддержка нужна малому бизнесу?

Мария Михайлова: Общество в России страдает от разобщённости. У нас такая психология, что каждый сам за себя. Однако часто бывает, что один в поле не воин. По крайней мере, нельзя сравнивать эффективность группы людей с эффективностью одного конкретного предпринимателя. РДО даст возможность объединить свои силы для эффективного развития. У малого бизнеса сейчас нет возможности хоть как-то влиять на законодательный климат в области предпринимательства. Мы же такой компетенцией обладаем: я вхожу в Экспертный совет при комитете по малому и среднему предпринимательству Государственной Думы. Нам остаётся срастить два сообщества – людей, которые принимают законы, и предпринимателей, знающих о проблемах среды и способных дать качественную обратную связь. Будем формулировать предложения и через Экспертный совет продвигать свои инициативы. Ну и, наконец, мы поможем бизнесу на практике: наша компания разрабатывает различные ИТ-решения, и мы хотим воспитывать прогрессивное поколение предпринимателей, пользующихся цифровыми инструментами, которые позволяют увели чивать эффективность бизнеса. У РДО будет мощная ИТ-платформа для совместной работы, включающая в себя пользовательское приложение, позволяющее удобно взаимодействовать всем членам организации, планировать мероприятия, присутствовать на них, видеть календарь событий. Кроме этого, мы представляем первый блок социальной сети для предпринимателей, в которой будут такие функции, как мессенджер, формирование групп по интересам и так далее. А это значит: онлайн-нетворкинг, возможность искать партнёров, знакомиться с ними, налаживать контакты. Ещё один блок будет готов к осени – это цифровая платформа для образовательных целей. И, разумеется, компании, входящие в РДО, смогут размещать на платформе свои инфопродукты.

– Это лицензированная образовательная программа?

Мария Михайлова: В том числе, конечно. Мы вообще в целом имеем лицензию на образовательную деятельность. Очень тщательно прорабатываем эти вопросы, образовательный контент низкого качества будет отсекаться.

– А какая роль у экспертного сообщества в сопровождении таких общественных объединений?

Сергей Белоконев: Я хотел бы отметить, что для меня важно. Мне импонирует проект «Русского делового общества», особенно хотел бы обратить внимание на то, что неслучайно инициатива этого объединения рождается в Петербурге. РДО и ценности, к которым апеллирует основатель организации, перекликаются с теми лучшими традициями, которые существовали в Российской империи, в этом уникальном городе, который около двух веков был центром европейского и мирового значения. Здесь приезжие люди разных национальностей становились на службу нашей стране, императору, Отечеству. Они создавали здесь и бизнес, и государственность, развивались – это было всё передовое, современное. Ориентируясь на это сообщество и чувствуя уникальную атмосферу города, подтягивались и наши регионы, другие города необъятной нашей Родины. Думаю, здесь тоже есть такой замысел, что действительно все потянутся в РДО, к тем ценностям, которые, к сожалению, мы утратили. В том числе и к ценности деловой репутации, ответственности за проекты, которые организуешь. Я думаю, что РДО объединит людей, которым можно доверять, и этот уровень доверия будет возрастать. А эксперты и экспертное сообщество как раз необходимы для того, чтобы в какой-то степени помогать формулировать эти ценности, их поддерживать, транслировать на разные аудитории.

– Кстати, что касается репутации. В своё время в России было много компаний, построенных на основе сетевого маркетинга, ведущих агрессивную политику. И они, можно сказать, убили доверие к такой модели партнёрского бизнеса. Однако вы в одном из интервью говорили, что хотели бы регуляции подобных бизнесов. Будет ли РДО этим заниматься?

Мария Михайлова: Да, в числе прочего. Есть идея вообще в рамках РДО посмотреть, какие сферы и секторы рынка требуют дополнительного регулирования, и заняться этим вопросом. Но если говорить о партнёрском бизнесе, то он на самом деле гораздо шире, чем сетевой. Это и франчайзинг, и – сейчас очень популярное направление – сотрудничество с маркетплейсами. Это всё – те или иные виды коллаборации какой-то крупной компании с более мелкими на основе принципа использования продуктов, бренда и продвижения бренда в целях извлечения прибыли. Все эти аспекты требуют регулирования. Абсолютно все, потому что партнёрский бизнес для России – дело новое, а репутация у него, к сожалению, сейчас не самая лучшая. Были и очень нехорошие истории, в результате которых страдали люди, и громкие уголовные дела. Но на самом деле партнёрский бизнес – одна из самых простых форм, чтобы любой человек мог стать предпринимателем. Партнёрский бизнес не требует огромных вложений, в нём существует понятная модель, которую не нужно самостоятельно изобретать: ты входишь и уже знаешь, какие есть правила, как вести своё дело, у тебя есть определённая гарантия того, что всё получится. Он может стать действительно основой для народного предпринимательства. Мы видим стратегическую важность этого направления и будем восстанавливать его репутацию, чтобы все участники партнёрского рынка чувствовали себя в безопасности, понимали, по каким правилам надо играть.

Сергей Белоконев: Добавлю, что одна из задач РДО – привлечение экспертов, работа на ниве просвещения. Будем обязательно обозначать риски, которые могут быть не видны предпринимателям, но людям, которые занимаются политикой и безопасностью, более очевидны. Финансовый университет будет всячески содействовать и помогать РДО развиваться. Я считаю, что формируется отличная площадка для самореализации и роста предпринимателей.

Беседу провёл главный редактор «Газеты о России» Игорь Астранин

#RC_Group, #RC

Начать дискуссию