Бизнес-приданое: чем компании радуют и мотивируют персонал

Бизнес-приданое: чем компании радуют и мотивируют персонал

Как бизнесу нанять лучших сотрудников, удержать их и вовлечь всей душой в производственные процессы? Мотивация персонала в наши дни стала настоящим искусством и превратилась в полноценную систему — с чётким планом, набором инструментов и показателями эффективности. Согласно исследованию сервиса Glassdoor, 57% соискателей при рассмотрении оффера придают значение набору привилегий, принятых у потенциального работодателя.

Посмотрим, из чего складывается сегодня мировая практика work perks, кто каких стандартов придерживается и чего нового способны придумать лидеры мирового бизнеса и те, кто наступает им на пятки.

Начнем с Google. Кажется, эта корпорация собрала в своём портфеле все возможные «плюшки» для мотивации сотрудников. Намеренно или нет, но ребята из Маунтин-Вью стремятся стать образцом для остального мира и в этом направлении. Так что в дальнейшем мы будем сравнивать программы поощрений других компаний с тем, что воплотил IT-гигант.

Медицинская страховка для большинства западных экономик — краеугольный камень. Развитой системы ОМС там нет, либо она покрывает мизерный уровень потребностей. Поэтому Google первым делом спешит позаботиться о расходах персонала на здравоохранение. В стандартную программу включены, помимо обычных врачей, услуги офтальмолога и стоматолога (не каждая компания даже в США идёт на то, что нам кажется привычным). А всего за $1000 в год, внесённых работником в виде франшизы, полис будет покрывать ещё и госпитализацию по любой причине (во многих странах госпитализация платная). При определённых условиях сотрудник Google может расширить программу на своих близких родственников. Кроме того, в штаб-квартире и крупных офисах корпорации есть свои медицинские учреждения, едва ли уступающие по качеству и оснащённости хорошей больнице.

Ещё Google заботится о ментальном здоровье персонала. Для этого разработаны специальные программы, а в кампусах дежурят психологи. Ну и, как положено IT-компании, разработаны приложения для помощи в этой сфере.

Многие транснациональные компании декларируют заботу о work-life balance — то есть балансе между работой и личной жизнью сотрудников. У Google на этот счёт такое правило: 20% своего времени инженер, программист или кто-то другой из штата может посвятить другим интересам или сосредоточиться на важных для него проектах. Работает ли подход на практике — вопрос спорный, но за попытку можно поставить зачёт. Кстати, образование и саморазвитие в корпорации ценят, поэтому готовы выделить до $12 тысяч сотруднику на обучение. А если он хочет освоить новый язык — человеческий или программирования — его и в этом финансово поддержат.

Google также регулярно приглашает всемирно известных специалистов на семинары, доклады и конференции. А ещё предоставляет сотруднику аж три месяца отпуска! Правда… неоплачиваемого (с оплачиваемыми отпусками на Западе вообще грустно, вы в этом позже убедитесь).

Оплачиваемый отпуск тоже есть. Вернее, право на него. Продолжительность и сумма зависят от должности, нагрузки и времени работы на компанию. Обычно она не превышает двух-трёх недель. А ещё Google отпускает сотрудниц(ков) в полноценный декрет (чем опять же могут похвастаться не все западные компании). Маме дадут аж 18 недель (больше давал только Twitter до прихода Илона Маска) на уход за ребёнком, папе — целых шесть недель. Нужно учитывать, однако, что для женщины сюда включён предродовой период.

Пожалуй, такие условия близки к работе на износ и вряд ли повышают лояльность персонала. Куда интереснее финансовые стимулы Google. В корпорации принята программа 401(к), и это база, без которой работодатель в США и Европе не имеет права считаться адекватным. Если совсем просто, речь о системе софинансирования пенсий. В корпорации из Маунтин-Вью она устроена так: на каждый доллар, отложенный сотрудником на (без)бедную старость, IT-гигант добавляет ещё доллар, пока сумма не достигнет $3 тысячи в год. Потом доля софинансирования составляет 50%, пока компания не перечислит $8250. Если верить открытым источникам об уровне среднегодовой зарплаты персонала Google без топ-менеджмента, на пенсию работнику корпорация не перечисляет и 10% его дохода. Уже через несколько лет сотрудник получает право собственности на эти накопления и может распоряжаться ими по своему усмотрению. Вишенка на торте — инвестиционный доход на эти средства достигает 9% годовых.

Еще из «плюшек», которыми Google заманивает на работу, — гибридная модель: два дня в неделю можно трудиться из дома и ещё четыре недели в году вообще не являться в офис. Правда, после пандемии ковида, кажется, что это не такой уж выдающийся бенефит.

Бизнес-приданое: чем компании радуют и мотивируют персонал

Также Google активно привлекает соискателей бесплатной едой. В кампусах компании множество кафе, ресторанов, оборудованных мини-кухонь, словом, всё, чтобы сотрудник «редко оказывался на расстоянии 200 футов (60 м) от еды». Если этого недостаточно, корпорация часто проводит кулинарные мастер-классы для своего персонала.

Тем, кто хорошо поел, важно хорошо подвигаться. Практически в каждом офисе IT-гиганта есть фитнес-центры с тренажёрами и бассейнами. А если всё же такового нет, работодатель оплачивает абонементы в сторонние залы.

А ещё у Google есть поощрительная система золотых звёзд, где можно заработать награду, например, в виде похода на массаж. Причём этот поход сотрудник вправе передать коллеге в виде благотворительности.

Вообще, складывается впечатление, что Google прикладывает максимум усилий, чтобы работники не покидали офисы компании без крайней необходимости. Многие сотрудники, кстати, живут чуть ли не на территории кампусов, а им взамен — прачечные самообслуживания и бесплатные парикмахерские.

Но вот уж кто действительно «привязывает» работников к офису, так это Facebook (принадлежит корпорации Meta, экстремистской и всячески порицаемой). По территории штаб-квартиры в Менло-Парке рассредоточено более 1 тысячи велосипедов, на каждом этаже офиса есть велопарковки, а помимо велодорожек построена причудливая кольцевая развязка для поездок ради развлечения. Во второй четверг каждого месяца проводится весёлый День «на работу на велосипеде», участники которого получают в подарок разные атрибуты и оборудование для двухколёсного транспорта.

Если такой железный конь не подходит, Facebook предлагает бесплатный трансфер для сотрудников, проживающих в районе Кремниевой долины. Более 50 маршрутов с сотнями остановок, автобусы с регулируемыми сиденьями, розетками и Wi-Fi. Один минус — строгое расписание, не оправдаешься перед шефом за опоздание, мол, маршрутка не приехала.

У Facebook, разумеется, есть медстраховка, полностью покрывающая не только стандартные нужды сотрудника, но и лечение рака, аутизма или психологическую помощь. Но вот подключить к программе родственников — за дополнительную плату. А ещё в штаб-квартире в Менло-Парке располагается Wellness Center — по сути, огромная медицинская и стоматологическая клиника, предназначенная исключительно для своих (там даже иглоукалывание есть). Три эксклюзивных фитнес-центра с футбольным полем, соответствующим стандартам FIFA, — ещё один аргумент в борьбе за таланты.

На территории штаб-квартиры Facebook 40 ресторанов и кафе, большинством из которых управляют шеф-повара мирового класса. Веганские блюда, кошерные, индийские, мексиканские или старомодные рёбрышки — всё, чтобы работник не остался голодным (и не обанкротился — еда бесплатная).

С пенсионными программами всё примерно так же, как у Google. Зато как «расщедрился» Марк Цукерберг на декретный отпуск — целых восемь недель!

Схожие подходы к мотивации сотрудников и у других гигантов из Кремниевой долины. Разве что Apple в дополнение к пенсионной программе даёт скидки на покупку своих акций, а Tesla радует дисконтом до 35% на электромобили, путешествия и развлечения. Кроме того, Илон Маск ввёл в компании необычную практику «неограниченного отпуска» — работник действительно может отдохнуть, сколько пожелает в «рамках разумного». Впрочем, работодатель уверяет, что трудоголики персонал не злоупотребляет этой опцией.

В целом, система льгот и мотивации персонала у западного бизнеса держится на пяти–шести китах: софинансирование пенсий и материальная поддержка, комплексное медицинское страхование, забота о молодых родителях, плюшки (в буквальном смысле), спорт и образование. Редко какая корпорация, не говоря уже о компаниях поменьше, выходит за рамки этого (надо признать, немалого) набора привилегий.

Бизнес-приданое: чем компании радуют и мотивируют персонал

Что, кстати, характерно и для Европы. Лучшие работодатели континента, такие как Servier или BMW, готовы предложить примерно тот же пакет льгот, что и их заокеанские коллеги, только в различных вариациях.

Ожидаемо, самые сбалансированные программы мотивации могут себе позволить компании высокотехнологичного сектора. Чем ближе бизнес к производственной сфере или сфере услуг с низкой маржинальностью, тем сложнее ему выкраивать дополнительные средства на поддержку лояльности персонала. Особняком здесь стоят разве что сырьевые и энергетические структуры — у них всё на уровне IT-гигантов, что неудивительно в свете последних трансформаций на глобальном энергорынке.

Ну,а что же Азия? Бурно развивающийся регион, растущий по экспоненте потребительский спрос, огромные инвестиции и компании, масштабирующиеся в режиме «грибов после дождя». Это с одной стороны, а с другой — веками складывавшийся трудовой менталитет, строгая иерархичность и железная дисциплина. Так ли нужны системы мотивации при таких вводных?

Если посмотреть на лидеров японского или южнокорейского рынков, ответ однозначно положительный. Например, Samsung готов предложить всё то же, что и Google, только ещё и в дополнение к более высокой, если верить открытым источникам, зарплате.

Куда интереснее взглянуть на конкурента Samsung на местном рынке труда — корпорацию NAVER. Это своего рода южнокорейский «Яндекс» — поисковый портал, мессенджер и множество прочих цифровых сервисов. Помимо стандартного «гугловского» пакета привилегий, этот работодатель способен удивить своих сотрудников и соискателей.

Например, готов выдать кредит под 1,5% на 10 лет. Или порадовать премией в 50 тысяч вон (около $40) за каждый день отпуска, если сотрудник взял больше двух дней подряд. То есть буквально — доплачивает за продолжительный отдых. И если работник так увлёкся, что не уходил в отпуск на протяжении двух лет, ему добавят 15 дней на восстановление и перезагрузку. Кстати, корпорация утверждает, что установила договорные отношения с 40 курортами премиум-класса, чтобы её персонал отдохнул как следует по приемлемой цене.

Интересный подход у NAVER к пребыванию в офисе: сотруднику выделяется примерно по $5 тысяч раз в два года на оборудование рабочего места — то есть каждый сам выбирает себе ноутбук, монитор, ПК и прочую технику, какую сочтёт нужным. А ещё корпорация закупает компьютерные кресла за $3,5 тысячи и стоячие столы по запросу. Если члену команды потребовалось что-то заснять, например, записать видео для конференции или ролик для YouTube, к его услугам 12 студий, оснащённых профессиональным оборудованием.

Кстати, интересный эксперимент компания запустила по части времени пребывания в офисе. На принципах автономии, ответственности и доверия сотрудники сами выбирают, к какому часу приходят на работу. Диапазон с 6:00 до 22:00. Если любишь поспать — приходи попозже, и наоборот.

Бизнес-приданое: чем компании радуют и мотивируют персонал

А ещё так кажется, что NAVER готов доплачивать буквально за всё:

  • Каждому сотруднику ежегодно предоставляется индивидуальный рабочий бюджет в размере 3,6 млн вон ($2,7 тысячи) для повышения производительности (что бы это ни значило).
  • До 2,4 млн вон ($1,8 тысячи) выдают на изучение иностранных языков.
  • 1 млн вон ($765) ежегодно персонал получает на использование услуг своей же компании — заодно на практике узнают и оценят, над чем трудятся их коллеги.
  • Если работник организовал в офисе кружок по интересам (книжный клуб, кройку и шитье или какую-то робототехнику), ему ежегодно положены 360 тысяч вон ($272).
  • Неплохо расщедрилась компания по акции «приведи друга». Если сотрудник порекомендовал успешного соискателя, он вправе рассчитывать на премию до 5 млн вон ($3,8 тысячи).
Бизнес-приданое: чем компании радуют и мотивируют персонал

А ещё каждому работнику на Лунный Новый год и ещё один корейский праздник вручают подарочные сертификаты на $300.

Наконец-то молодые родители могут вдоволь позаботиться о малышах: в дополнение к положенному по закону году декрета NAVER добавляет ещё год. Потом ребёнка можно устроить в один из шести корпоративных детских садов, которые открыты до 22 часов.

И ещё одна приятная мелочь — для церемонии бракосочетания компания бесплатно предоставляет помещение с лучшим видом в своём 36-этажном офисе.

Для контраста ненадолго заглянем в Китай. В 2021 году мир облетела новость: монстр глобальной торговли, новатор e-commerce, один из архитекторов современной экономики КНР — Alibaba Group — расширила льготы для сотрудников. Теперь у них семь дней полностью оплачиваемого ежегодного отпуска, десять дополнительных дней декрета и 20 дней разового отпуска для тех, кто проработал в компании не менее десяти лет. Кроме того, один день в неделю члены команды могут работать из дома. А годовой бюджет на тимбилдинг увеличен на 50% — до 1200 юаней ($188) на человека. Всё в соответствии с философией Джека Ма: «найми троих, чтобы они работали за пятерых, а получали за четверых».

Начать дискуссию