Как «починить» мотивацию и работать в удовольствие

Я Руслан, разработчик сам и отец 17-летнего разработчика. Знакомые меня часто спрашивали: как мой сын поддерживает интерес к программированию и не теряет желание решать сложные задачи. Думаю, это мне как наставнику удалось сформировать у него правильную систему мотивации. Рассказываю об этом и о том, как помочь себе самому, даже если вы не программист.

Как «починить» мотивацию и работать в удовольствие

Мотивацией никогда не должен быть страх наказания.

Мотивацией всегда должно быть желание созидать и развиваться.

Как найти мотивацию и после изучения курсов начать программировать? Все чаще слышу этот вопрос от знакомых относительно своего сына. Он завершил курсы и перешел в промышленное программирование. Бывает, сидит за рабочим столом и разбирает сложный запрос, но меня не подпускает. Максимум – спрашивает совета, как у наставника, но не готовое решение. И несмотря на сложность задач, не бросает программирование.

Я сам разработчик 1С в Programming Store, и буду писать от лица наставника в программировании и родителя. Хочу разобраться, откуда же у сына такой высокий уровень мотивации. Материал будет полезен всем наставникам, родителям и тем, кто никак не может заставить себя начать делать сложные и объемные задачи.

Хороший — тот, кого хвалят

По образованию я учитель математики и информатики. Больше 6 лет проработал в школе. Был молод, опыт получал на практике. На лекциях тебе рассказывают одно, а в реальности в школе происходит совсем другое. Традиционно в классах есть ученики с хорошей и плохой успеваемостью. Наверное, всем знакомо, когда «хорошего» всегда хвалят, а «плохого» ругают и вечно указывают на то, как он плохо учится. Я по накатанной делал то же самое. Будучи еще учеником, прошел путь от «посредственного» до «хорошего», поэтому знаю все прелести обеих сторон.
Сделал наблюдение: чем больше меня хвалили, тем лучше я начинал учиться. В итоге окончил школу с почти с отличным аттестатом. Это знание начал использовать и в воспитании своих детей.

Как «починить» мотивацию и работать в удовольствие

Сделал хорошо — получи награду

Дофамин очень важен в нашей жизни. Любое действие мы выполняем в надежде получить вознаграждение в виде дофамина. Часто получаем его неправильно, об этом я подробно писал в другом материале. В большинстве случаев «правильный» метод получения дофамина связан с определенным усилием над собой. Тут есть небольшая загвоздка: у нас могут быть проблемы с получением этого вознаграждения после выполнения задач.

Причиной может быть то, что в детстве нас не научили получению правильного дофамина. Делаешь что-то «плохое», по мнению взрослых, и тебя ругают, а когда ты делаешь что-то «хорошее», то не получаешь никакой реакции. Знакомо? В результате не вырабатывается связь между «сделал хорошо» и «получи награду». При этом сохраняется установка: «лучше ничего не делай, иначе поругают в случае ошибки». Так мы получаем «безвольный овощ», который ничего не хочет делать.

Как «починить» мотивацию и работать в удовольствие

3 стратегических приёма: учим любить сложные задачи

Какой правильной стратегии придерживаться наставнику начинающего программиста или родителям? Не буду приводить общую теорию, ее несложно найти в сети. Дальше приведу практические моменты с позиции и родителя, и наставника.

1. Хвалите каждый день

Важно выработать привычку находить и проговаривать положительные моменты в действиях вашего ребенка. Похвала не должна превращаться в подхалимство и желание угодить ребенку. И похвала должна быть за реальное действие, без общих слов. Далее по нарастающей по сложности выполненных действий.

Пример с мытьем посуды: в начале мы просим помыть посуду – хвалим просто за то, что помыли. Во второй раз уже за то, что красиво уложили после мытья. В третий – какие же у нас чистые тарелки получились. Еще дальше – молодец, самостоятельно без напоминания помыл и убрал посуду. Будьте искренними. И дети, и взрослые чувствуют неискреннюю или дежурную похвалу.

2. Не делайте акцент на неудачах

Мы привыкли, что в первую очередь указывают на наши ошибки. Еще в школе в тетради красным отмечают ошибки, и совсем не указывают, а где же у нас получилось хорошо или даже отлично, к чему стремиться. Ошибку нужно проанализировать и вынести уроки на будущее.

3. Объясняйте, зачем это надо

По идее, этот пункт должен идти первым, но я намеренно сделал его последним. Причина в том, что это, наверное, самая сложная часть. Ведь ребенок привык, что он всегда пьет из чистой посуды, зачем ему задумываться об этом. Тут нужно пользоваться их природной любознательностью. Практически всегда они сами изъявляют желание попробовать что-то сделать – важно ловить такие моменты.

Или поступить чуть хитрее: когда сами моете посуду заведите любую отвлеченную беседу, чтобы ребенок находился рядом. Есть вероятность, что, наблюдая за вами, он попросит попробовать. Если до этого вы уже успели отругать ребенка, то будет сложнее. Наверное, в первые разы придется просить о помощи. После чего должна быть «награда» в виде вашей поддержки за результат.

Начните постепенно применять эти приемы при общении с детьми и при обучении. Когда ребенок проявляет интерес к чему-то, то дайте ему шанс попробовать. Не ругайте за неудачи, а поддерживайте, если он начинает в себе сомневаться. Хвалите за результаты и не завышайте своих ожиданий. В начале будет получаться не очень и задача в том, чтобы научить и помочь в развитии.

Как «починить» мотивацию и работать в удовольствие

Как мотивировать себя и полюбить программирование (и любое другое дело)

Мой сын видел, что я, став программистом, стал спокойнее и свободнее. Такая мотивация работает даже лучше финансовой. Когда взаимосвязь между работой и удовольствием от её выполнения была сформирована, сын уже сам «рвался в бой», и ждал новых задач.

Как же быть тем, у кого связь между «сделал хорошо» и «получи награду» уже утеряна? Ответ простой: поговорить со своим внутренним родителем и использовать три приёма, которые я описал.

Хвалите себя за выполненную работу. Отмечайте какие-то свои удачные решения трудной задачи. Заведите дневник и отмечайте выполненные задачи, и внутренне похвалите себя за них. Еще как вариант для программистов — договоритесь проводить код-ревью с коллегами. И пусть каждый проверяющий не только отмечает, что надо подтянуть, но указывает удачные моменты. Так вы поймете, что вы тоже хорошо справляетесь со своей задачей.

Не зацикливайтесь на ошибках. Используйте их как хороший опыт на будущее. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Не думайте, что если вы ошиблись, вас отругают. Вы уже взрослый человек. Если вы все еще работаете там, где за ошибки ругают, тут надо задуматься, а нужна ли вам такая работа. Если же вы сами руководитель, то задумайтесь, правильно ли вы оцениваете ошибки своих подчиненных.

Если не можете приступить к задаче, подумайте: а зачем это надо? Я благодарен одному из своих бывших руководителей. Когда я пожаловался, что не могу начать сложную задачу, он предложил подумать о том, что результат работы принесет не только финансовое и эмоциональное удовлетворение, но и пользу другим. Мысль делать что-то не только для себя, но и для других, дает мне больше мотивации, пусть это и звучит пафосно.

Не важно, в какой вы роли – наставника или ученика, тезисы из материала применимы для обеих сторон. Главное, не бояться нового опыта и конструктивно относиться к своим и чужим ошибкам. А какие приёмы вы уже использовали при обучении своего подопечного или в самообучении? Помогло?

1616
1 комментарий

Хорошая статья, мне, как родителю, понравилась. Особенно вот этот момент: "И похвала должна быть за реальное действие, без общих слов. Далее по нарастающей по сложности выполненных действий." Другими словами, не нужно предъявлять завышенных требований - иначе не за что будет хвалить, не будет у ребенка удовлетворения и, как следствие, дальнейшей мотивации.

2
Ответить