Электоральная социология как отдельный мир

Социология необходима во многих сферах, в том числе и в политике. Начав изучать социологическое сопровождение электоральной компании, я удивилась, на сколько это интересно, как это отличается.

Электронная социология изучает факторы, которые определяют и оказывают влияние на человека и его участие в выборах.

Социологический анализ выборов необходим для прогнозирования, описания и объяснения участия человека в выборах, что влияет на его решения, на основе чего формируются политические предпочтения.

Зачем нужна социология в избирательных кампаниях?

  • Только благодаря социологическим методам возможно быстро, точно и недорого выявить политические предпочтения различных категорий населения, систематизировать по степени важности их основные проблемы, оценить явку на выборы, определить основные каналы распространения информации, выявить мнения и оценки населения о главных претендентах и ведущих политических партиях. Особенно важно иметь такую социологическую информацию в самом начале избирательной кампании.
  • Именно социологические методы позволяют обеспечить эффективную обратную связь в цепочке «избиратель — кандидат». Это достигается регулярными, систематическими опросами населения в течение всей кампании и позволяет оценить эффективность используемых электоральных технологий, скорректировать и внести необходимые поправки, а иногда кардинально изменить работу всей команды, выявить провалы в своей работе и успехи в работе соперников.
  • Социология позволяет обеспечить достаточно точный прогноз развития предвыборной ситуации и оценить шансы на победу.
  • Результаты исследования дают богатый материал для листовок, плакатов, дают темы для выступлений кандидата перед избирателями, позволяют разработать социально-психологический портрет основных претендентов в глазах общественного мнения (их сильные и слабые стороны).
  • Социологические опросы являются одним из элементов агитационно-пропагандистской работы и позволяют влиять на общественное мнение.

Электоральная социология решает следующие задачи:

  • Исследование явных и латентных функций элективных действий, определение принципов типологии элективных групп и механизма рационального выбора.
  • Своеобразие технологий организации избирательных кампаний, специфика использования материальных, финансовых ресурсов, значение и роль средств массовой информации нуждаются в изучении природы социальной мобилизации в элективном процессе.
  • Специфика отношений в целевых аудиториях избирателей, роль информационного и рекламного воздействия, соотношение между имиджем и действиями его носителей.

Полученные в рамках электоральных социологических исследований данные — это оружие в борьбе за информационную власть в ходе избирательной кампании. Но реализуются эти возможности не с помощью проведения одноразовых внесистемных социологических опросов, а в результате электорального мониторинга. Основная задача мониторинга — получение объективной карты электоральных предпочтений избирателей, вспомогательная — эффективное воздействие на весь ход предвыборной борьбы и выявление слабых мест в ведении собственной избирательной кампании.

В электоральных исследованиях социологов можно выделить два основных направления:

  • Всесторонний анализ ситуации в округе накануне выборов — основная задача — сбор информации об округе (численность населения; карты территорий; крупные предприятия и финансовые организации; здравоохранение и образование; существующие программы развития региона и т. д.) и избирателях (интересы, ценностные ориентации, политические предпочтения и т. д.) (временные границы 3-6 месяцев, реже — год, методы — работа со статистическими данными, опросы, фокус-группы и т. д.)
  • Обеспечение информационно-аналитической составляющей начавшейся избирательной кампании — основная задача — создание устойчивой обратной связи между организаторами избирательной кампании и электоратом с помощью а) осуществления наблюдения за действиями политических субъектов и конкурентов, б) проведения мониторингового исследования.

Электоральное поведение

На электоральное поведение влияют как структурные аспекты (социальные структуры, система политических институтов, общественные интересы и тд), так и ситуационные аспекты (сколько и каких альтернатив есть на выборах, какие вопросы внутренней и внешней политики сейчас наиболее актуальны для населения, экономическая ситуация в стране и перспективы экономического развития, особенности проведения выборов в стране).

Электоральное поведение в основе своей не рационально, а экспрессивно. Выбор детерминируется принадлежностью избирателя к большой социальной группе, а сам акт голосования фиксирует факт этой принадлежности.

Существует несколько теорий, относительно электорального поведения.

Рациональная теория. Для избирателя важно решение проблем качества жизни, окружающей среды, прав женщин, национальной безопасности. Снижается влияние долгосрочных факторов формирования политических предпочтений и усиливается влияние факторов краткосрочных, таких как влияние кандидата и позиции избирателей по отдельным проблемам.

Социологическая теория. Выбор избирателя определяется принадлежностью к большим социальным группам.

Социально-психологическая теория. Избиратель солидаризируется с партией, воспринимаемой в качестве референтной группы.

Когнитивная модель электорального поведения. Основывается на принципе интеграции информационного влияния окружающей среды и когнитивных способностей индивида (в первую очередь — на работе человека с информацией политического характера).

Когнитивная модель базируется на следующих трех положениях:

  • Человек может делать электоральный выбор только в информационной среде, в которой представлены различного рода сообщения (о приближающихся выборах, о дате их проведения, о степени их значимости, о вступающих в конкурентную борьбу кандидатах, их предвыборных заявлениях и т. п.). Эта среда, создаваемая различными коммуникаторами, формирует объективное смысловое, символическое поле, влияющее на находящихся в нем индивидов.
  • Человек должен обладать определенной «внутренней информацией» — распознавать информацию о ведущейся предвыборной кампании, различать представленных на политической арене кандидатов, партии и выражать свое отношение к происходящему.
  • Существуют особые когнитивные механизмы «стыковки» внешней и внутренней информации, которые обеспечивают восприятие, понимание, оценку поступающей информации, дают человеку возможность интерпретировать ожидания других людей, создают ощущение необходимости реагировать, принимать решения. В таких механизмах соединяются до конца не осознаваемые ментальные процессы и активность, контролируемая сознанием мыслительная деятельность.

Кертман перечислил базовые для понимания природы предвыборного прогнозирования в нашей стране «истины»:

  • Респонденты всегда склонны преувеличивать свою готовность к участию в выборах, поскольку такое участие является социально одобряемым поведением.
  • Многие избиратели принимают решение о том, за какую партию голосовать (если речь идет о голосовании по партийным спискам) в последние дни избирательной кампании или даже непосредственно на избирательных участках. Это связано прежде всего с тем, что у большинства избирателей устойчивые партийные предпочтения еще не сформированы.
  • Россияне склонны в существенно большей мере ориентироваться в своем электоральном выборе на фигуры политических лидеров. Это обусловлено и слабостью партийных привязанностей, и недоверием к программным декларациям партий, и некоторыми фундаментальными характеристиками российского массового сознания. Следствием же такой склонности к персонализированному восприятию политики оказывается прежде всего повышенная неустойчивость электоральных предпочтений.
  • В России всегда существует достаточно высокая вероятность того, что какой-то возникший накануне общенациональных либо региональных выборов политический проект окажется весьма успешным.
  • Отвечая на вопросы о своих электоральных намерениях, респонденты далеко не всегда демонстрируют абсолютную искренность. Некоторые предпочитают давать социально одобряемые — в их представлении — ответы: заявлять о намерении проголосовать за наиболее сильную и «респектабельную» партию, в наиболее позитивном свете представляемую СМИ.

Мотивы в электоральном поведении

В социально-психологической плоскости выделяются осознанные (целерациональные и ценностно-рациональные) и неосознанные (аффективные) мотивы.

В рамках качественно-количественного анализа электорального поведения эти общие положения переводятся в систему «критериев — показателей»:

  • Интерес к выборам (критерий) — знание законодательства о выборах; знакомство с биографиями и программами кандидатов; участие в предвыборных мероприятиях; знакомство с информацией СМИ (показатели).
  • Компетентность выбора — знание законодательства о выборах; знание политической ситуации; знание программных положений партии; информированность о предвыборной кампании; политическая активность.
  • Отношение населения к политическим институтам общества — демократичность проведения выборов; степень свободы действия; социально-классовая принадлежность избирателей.
  • Ответственность избирателей — степень гражданского долга избирателей; иерархия выбираемого органа представительной власти в политической системе страны.

В социально-политической плоскости учитывают следующие факторы, оказывающие решающее значение на характер электорального поведения:

  • Объективные: социальное происхождение избирателей; социальная принадлежность тех или иных групп избирателей (их социально-экономический статус); социальное окружение (влияние неформальных и формальных групп); пол, возраст избирателей; национальный состав избирательного корпуса; религиозность; внутренняя и внешняя политическая обстановка страны; географические условия.
  • Субъективные — специфика политической культуры, манипуляторское воздействие партий и организаций, выражающих их социальную и политическую стратегию; психологическое давление СМИ.
22
реклама
разместить
Начать дискуссию