Методы исследований в электоральной социологии

Общая методология исследования электорального поведения связана с выявлением и критическим анализом модели избирателя, неявно присутствовавшей в классической теории демократии. С точки зрения последней избиратель — это лицо, свободно осуществляющее свой выбор на основе достоверной и полной информации о политических лидерах, их программах и адекватно оценивающее последствия своего выбора для себя лично и общества в целом

Н. А. Сысоева

Основная цель исследований — установление тенденций голосования, а не его точных итогов.

Качественные методы приобретают особое значение в последнюю декаду перед выборами, когда в связи с интенсивной работой штабов конкурентов ситуация меняется каждую минуту.

Экологический анализ

Исторически первым считается «экологический анализ». Его суть заключается в выявлении «экологических единиц», под которыми понимались специфические электоральные зоны, в пределах которых есть своеобразное сочетание природных, экономических, социальных, политических, социокультурных и других факторов, которое обеспечивает относительную устойчивость специфического распределения электоральных ориентаций.

Панельное исследование

Панельные исследования — это форма опроса, предполагающая повторяющийся сбор данных в одной и той же группе людей на одну и ту же тему через равные промежутки времени с целью контроля происходящих изменений в поведении потребителей под воздействием внешней среды. Частота повторяемости опроса, а также общая продолжительность исследования могут быть различными и зависят от сущности исследуемых процессов.

Чаще всего метод панельного исследования применяется в маркетинговых исследованиях.

Собственно «панелью» является группа респондентов, которая регулярно заполняет опросные листы. На основе изучения поведения этой группы пытаются выяснить предпочтения респондентов, как меняются их взгляды относительно кандидатов и что на это влияет.

Опросы

При подготовке вопросника и интерпретации результатов необходимо помнить о явлении раздвоения стереотипа. Речь идет о том, что сознание человека фиксируется на различных точках отсчета: индивидуально-прагматической и нормативно-одобряемой. Из этого следует, что оценивать одно и то же явление, высказывать то или иное мнение (в том числе отвечая на вопросы социолога) индивид может, отталкиваясь от любой из них. Следовательно, имея позитивную установку на какую-либо ценность, он, тем не менее, будет высказываться отрицательно, исходя из нормативно-одобряемого (из того, что принято), а не из собственного мнения. Названный аспект особенно важно учитывать при изучении общественного мнения по острым вопросам и проблемам, а также в случае, когда речь идет об оценочных суждениях. Сама формулировка вопроса может исподволь провоцировать респондента на ответ, соответствующий нормам социально желательного поведения.

Желательно уточнение результатов анкетирования методом стандартизированного интервьюирования. Это снимает недостатки двух методов:

  • Зачастую анкеты заполняются респондентами не индивидуально, а сообща, выражают мнения не индивидов, а малых групп, в акте же тайного голосования проявляется воля индивида.
  • Массовое интервьюирование — слишком дорогостоящий способ.

Еще одна проблема — «подмена» мнения респондентов, ведущая к искажению сведений о направленности и содержании общественных настроений. Или интервьюер побуждает респондента дать содержательный ответ в случаях, когда у последнего отсутствует собственная позиция. Или, наоборот, разнообразные взгляды респондентов по причине слабой осведомленности, непонимания вопроса, нежелания показать свое мнение сводятся интервьюером к кодовой позиции «нет ответа».

Э. Ноэль-Нойман нашла выход из подобной ситуации, разработав ставший знаменитым «железнодорожный тест»: разговор с соседом по купе в поддержку/осуждение некоего кандидата на выборах. Участие или отказ от «полупубличной» дискуссии (в пределах ограниченного пространства с ограниченным числом участников) позволяет выявить степень устойчивости электоральных ориентаций.

Экспертный опрос

Здесь сложно обнаружить какие-то особенности, отличающие электоральные исследования от исследований других сторон общественной жизни.

В отличие от массовых опросов населения, процедура опроса экспертов обычно носит ярко выраженный концептуальный характер, при котором дается однозначная оценка подлежащего прогнозу политического явления и/или события. Весьма эффективной оказывается процедура, когда эксперт отвечает, согласен он или не согласен с серией утверждений, отражающих определенную точку зрения о предмете исследования. Полученная информация является вполне надежной и в результате позволит эффективно спланировать стратегию и тактику избирательной кампании.

Еxit poll

Преимущества опросов на выходе с участков в день голосования:

  • Выяснение, «кто именно пришел на избирательные участки» (выявление «активного электората».
  • Установление того, «как проголосовал избиратель» (с учетом использования методических требований «повышения доверия» респондента к интервьюеру, позволяющих минимизировать число ответов, не соответствующих реальному голосованию).
  • Анализ результатов позволяет выявить факторы реального электорального поведения.

Последний пункт наиболее важен. Опросы на выходе с избирательных участков в определенной степени позволяют решить проблему несоответствия вербального и реального политического поведения, поскольку дают возможность дополнить анализ политических предпочтений рассмотрением результатов голосования. Политическое поведение можно плодотворно изучать только на оси сочетания анализа данных предвыборных опросов, электоральной статистики exit polls. Показатели exit polls помогают выявлять характеристики реального политического поведения избирателей по факту их участия в голосовании.

Задачи, решаемые с помощью данного метода:

  • Установить общественный контроль над участковыми избирательными комиссиями и другими органами, чтобы избежать возможной фальсификации результатов голосования.
  • Проверить правильность прогнозов итогов выборов.
  • После закрытия избирательных участков оперативно предоставить информацию для СМИ.
  • Исследовать различные социально-демографические характеристики электората того или иного кандидата и/или политической партии.

В перспективе результаты «exit poll» следует рассматривать, прежде всего, как элемент общественного контроля за деятельностью государственных организаций во время проведения выборов.

Фокус-группа

Область применения в электоральных исследованиях. Может быть проверено качество разработанной социологической анкеты, определены особенности восприятия имиджа кандидата определенной социальной группой, оценена понятность предложенного лозунга и так далее.

В отличие от электоральных социологических исследований фокус-группа не дает количественных оценок состояния общественного мнения или динамики электоральных предпочтений, так как небольшие по составу группы не отвечают научным критериям репрезентативности выборки. Вместе с тем фокус-группы оказывают неоценимую помощь в получении качественных сведений о настроениях, сложившихся в обществе, понимании тенденций и причин формирования таких настроений, а также проверке спонтанной реакции участников обсуждения на конкретную информацию, суждения, события

Прогнозирование

Электоральное прогнозирование является разновидностью прогнозирования социального и принципиально от него не отличается. Здесь также можно выделить методы двух разновидностей: 1) «статистические — трендовые», позволяющие выстраивать математические модели; 2) «интуитивные — экспертные», позволяющие писать прогнозные сценарии. Поэтому вряд ли имеет смысл подробно расписывать применяемые прогнозистами методики и технологии.

Сложная совокупность социальных механизмов требует «сконструировать» для построения нулевой модели ценностно-мотивационные, структурные, организационные, временные и пространственные измерения соответствующих предметов исследования — социокультурные, культурно-исторические, социоэкономические параметры. Причем построение модели может осуществляться любым методом исследования реальности, а не только средствами социологии.

Наряду с экстраполяционными математическими технологиями используются также технологии спекулятивные, основанные на интуитивных рассуждениях, причем они также могут включать в себя достаточно сложные расчеты, основанные на количественных данных.

Механизмы, изучаемые и используемые при построении нулевой модели, также применяются для получения прогнозов реакций на каждое из предполагаемых действий по продвижению как своего кандидата, так и его соперников.

Наибольшее внимание уделяется рейтингам участников. Под рейтингом понимается индивидуальный числовой показатель достижений или оценки популярности, авторитета какого-либо лица или организации, их деятельности. Неустойчивость предпочтений и сложная структурированность российского электората вынуждает обращаться сразу к нескольким способам выяснения рейтинговых позиций:

  • «Укол» — построение рейтингового ряда на базе данных, полученных после ответа на один вопрос (напр., «Кто из политических деятелей является для Вас наиболее авторитетным?», «Если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то за кого бы Вы проголосовали?»), ответы на который дают общие представления об отношении электората к ведущим субъектам политического поля. Самым неудачным вариантом является вопрос: «В какой мере доверяете следующим кандидатам (партиям)?», поскольку служит копией, заимствованной из западной социологической практики, и не вполне отвечает особенностям отечественной политической культуры.
  • «Весы» — основан на разности отношений при использовании двух вопросов («За кого бы Вы проголосовали, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье?» и «За кого бы Вы не проголосовали ни при каких обстоятельствах?»).
  • «Сито» — используется набор вопросов, основанных на следующих индикаторах: степень узнаваемости лидера; уровень авторитетности; возможность быть избранным; оценка его действий и программных заявлений и т. п.

Моделирование

Моделирование в социологии — метод исследования соц. явлений и процессов на их моделях, т. е. опосредствованное изучение соц. объектов, в процессе которого они воспроизводятся в вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей получать новое знание о предмете исследования.

Модель исследуемого объекта представляет собой систему материальных или идеальных выраженных в знаках элементов или их комбинацию, находящуюся в отношении подобия к объекту исследования и воспроизводящую структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами.

Наиболее существенными свойствами моделей являются следующие: модель и оригинал всегда находятся в известном субъекту познания объективном соответствии; в процессе познания модель замещает объект и сама становится объектом исследования; модель в определенном отношении в упрощенной форме воспроизводит объект исследования; она служит познанию объекта моделирования, средством получения новой информации об объекте; знание, полученное на модели, может быть перенесено на оригинал.

Классическая модель «воронки причинности», адаптированная к современной российской реальности, выглядит так:

  • Базовый уровень — показатели, охватывающие специфику страны в целом: социальные размежевания, политические традиции, особенности переходного периода, институциональный дизайн.
  • Политические ценности и ориентации, позиции избирателей по отдельным проблемам.
  • Ретроспективная и перспективная оценки конкретных политических сил и кандидатов, участвующих в выборах.
  • Факторы, непосредственно влияющие на голосование: установки по отношению к конкретным кандидатам и политическим партиям.

Использование компьютерных технологий

В свете данных положений можно выделить три ведущих направления взаимодействия социологии как науки с Интернетом: 1) трансформация инструментария прикладной социологии; 2) изменение системы воспроизводства профессиональных и научных кадров, в первую очередь в сфере высшего образования; 3) активное освоение научно-теоретических наработок зарубежной науки, в том числе и внедрение новой «протодисциплины» — «компьютерной социологии».

В ходе избирательных кампаний Интернет выполняет весьма разнообразные функции (информационную, коммуникационную; политико-имиджевую, политико-рекламную, политико-маркетинговую, политико-мобилизационную, политической социализации электората; контрольную).

Полезная литература о методологии социологических исследований:

  • https://studfile.net/preview/1669796/
  • https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/pn281rjhr0/92248625.pdf
  • http://lib.ysu.am/disciplines_bk/b8dfe000fed35e7949c6287d8f6736b6.pdf
Начать дискуссию