Диего Веласкес. Сдача Бреды. 1634 -- 1635 гг

Диего Веласкес. "Сдача Бреды" или "Копья"
Диего Веласкес. "Сдача Бреды" или "Копья"

La rendición de Breda o Las lanzas, холст, масло, 307х367, Музей Прадо, Мадрид, Испания

«Сдача Бреды» или «Копья», — картина Диего Веласкеса, написанная в 1634—1635 гг. Изображает сцену передачи ключей голландского города Бреды его губернатором главнокомандующему испанских войск 5 июня 1625 года. Второе название полотна — «Копья» — обусловлено тем, что почти четверть холста занимает изображение копий испанской армии, составляющее важную часть композиции. Картина находится в Прадо.

Сцене передачи ключа от крепости, изображённой на полотне, предшествовала многомесячная осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. В Восьмидесятлетней войне Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами, протестантская часть которых отделилась от испанской короны, создав Утрехтскую унию. Амброзио Спинола, используя паузу, возникшую в Тридцатилетней войне, осадил крепость. Осада Бреды была с военной точки зрения крайне рискованным и абсолютно бесполезным предприятием, основной целью которого являлось поднятие духа войск, но с политической точки зрения имела большой эффект. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой.

На картине изображён обмен ключами, произошедший через три дня после подписания 5 июня 1625 года голландской капитуляции. Следовательно, в центре внимания катины находится не сама битва, а примирение. В центре картины в прямом и переносном смысле находится ключ, передаваемый Юстианом Нассауским Амброзио Спиноле. Эта батальная цена отличается своей статичностью и сентиментальностью, поскольку Веласкес не изображает на картине кровопролитие и жестокость, связанные с битвами.

По свидетельству очевидцев, оба [Спинола и Нассау] спешились, и Спинола ожидал прибытия Юстина в окружении свиты и офицеров знатного происхождения. Затем губернатор явился со своей семьёй, родственниками, и учениками военной академии, оказавшимися запертыми в городе во время осады. Спинола приветствовал и обнял своего побеждённого противника с добрым выражением лица и с ещё более добрыми словами, в которых восхвалял его мужество и стойкость во время затянувшейся обороны.

Чрезвычайное уважение и достоинство, проявленные Спинолой по отношению к голландской армии, воспеваются в «Сдаче Бреды» Спинола «запретил своим солдатам издеваться над побеждёнными голландцами или иным образом оскорблять их, и, согласно сообщению того времени, он сам приветствовал Юстина». Картина демонстрирует проблески человечности, которые легко могут быть уничтожены во время войны, и высоко оценивает внимание Спинолы к Нассау и голландской армии.

Отношения Веласкеса со Спинолой делают «Сдачу Бреды» особенно исторически достоверной. Изображение Спинолы, несомненно, точное, и память Спинолы о битве способствовало тому, с какой точки зрения Веласкес написал каритну. Веласкес «желал в своей скромной манере воздвигнуть памятник одному из самых гуманных полководцев того времени, придав постоянство его истинной фигуре способом, секрет которого был только у него одного».

Тем не менее, Веласкес допустил одну примечательную ошибку: вероятно, следуя описанию Спинолы, он нарисовал голландский флаг принца (Prinsenvlag), приспущенный на картине за головой Юстина Нассауского, в знак приветствия победивших испанцев, как горизонтальный триколор синего, красного и белого цветов (сверху вниз). На самом деле флаг имел другие цвета - оранжевый, белый, синий (через несколько лет оранжевый сменили на красный).

44
Начать дискуссию