Пост будет полезен тем, кто хочет пойти в продукт или уже в нем развивается. А также, если вы хотите нанять себе подобного человека, поможет вам в понимании навыков, какими должен обладать PMЗа 5 лет Я запустил 4 приложения в Google Play и раз 9 проходил этапы от идеи до запуска продукта на рынок. Благодаря чему совершил кучу ошибок, на которых научился не совершать их в будущем Ну, начнем же 🚀Чтобы понять, что же за роль такая — этот Product manager, лучше начать издалекаТолько сначала две вводных:Когда я говорю о роли, то имею ввиду не отдельного человека, а функцию. Один человек вполне может закрывать несколько функций и быть и основателем, и командой и менеджером.Продуктом я считаю все вокруг. Например — личный бренд это продукт, бизнес это продукт и любая услуга — тоже продуктИтак, возьмем наиболее частовстречаемые отношения в бизнесе — заказчик-исполнительОтношения заказчик-исполнительВ стандартной иерархии есть две роли — Заказчик и Исполнитель.В больших компаниях добавляются выделенные роли менеджмента, но это все еще решение одной и той же задачи — донести суть до исполнителя и проконтролировать результат.Отношения заказчик-исполнитель, но в большой компанииТут Директор часто выполняет роль генератора идей и только он понимает, почему принял то или иное решение 🙃Топ Менеджеры же в такой иерархии нужны для декомпозиции замысла директора на уровень задач и операций. Еще они распределяют ресурсы и считают экономическую эффективность будущего проекта 🤓Менеджеры среднего звена же будут брать задачи от Топ Менеджеров, инструктировать Исполнителей и контролировать результат их работы.А Исполнители делают только то, что им сказали, изредка проявляя изобретательность 🤐Это хорошая модель в условиях стабильности, где умные люди с MBA знали, как нужно делать. Сейчас же сложность (complexity) мира растет с каждым днем, и такой подход становится все менее выигрышным из-за узкого места в виде Директора. Нужно менять модель 🚀Меняем модельДля этого поменяем нашу организационную структуру и добавим еще одну роль Клиенты 😎Ведь именно они платят нам деньгиПринцип работы продуктовой командыНа этой схеме мы строим свою деятельность вокруг Клиентов❗А роль Продуктовой команды объединила в себе Исполнителей и Менеджеров.Продуктовая команда же — это самоорганизуемая единица, которая отвечает за превращение выделенных ресурсов в ценность для клиента 🤓Такая Команда умеет самостоятельно поставлять ценность для Клиентов через итерации 🔁А роль Администрации — это обеспечение нашей Команды ресурсами. Чтобы люди были сытые и довольные 🤗А что делать Основателям или “Боссам”?Как управлять, если Команды сами себе ставят задачи?А никак 😰Теперь задачи Основателей сместились с управления людьми на поиск таких людей, чтобы ими не нужно было управлятьА для того, чтобы людьми не нужно было управлять, придется вспоминать про ценности и культуру. Зато это очень сильно окупится в будущем. Но о культуре как нибудь потом…А теперь про Product Manager’aПосле того, как мы разобрались с устройством команды, мы плавно переходим к роли Product manager'а в команде такого типаEсли коротко повторить, то эта роль понадобилась тогда, когда главным в бизнесе стали клиенты и изучение их потребностей, закрывая которые можно извлекать выгоду.Исходя из этих вводных, потребность появилась не просто в создании бизнеса, а в управлении продуктом таким образом, чтобы максимально закрывать потребности клиентов.А если у бизнеса есть потребность в управлении продуктом, то под это рано или поздно появится специальная роль. И вот она — менеджер продукта 🔥Основная цель Product Management’a — это управлять продуктом таким образом, чтобы максимально закрывать потребности сегментов.А основная функция роли Product Manager (PM) — это максимизация ценности, которая присутствует в продукте 🚀Ценность — это степень, в которой продукт закрывает потребности пользователей, а именно решает проблемы клиентовТри определения выше и эту картинку я взял у Сергея Тихомирова Уж очень мне нравится его понимание продуктового менеджментаProduct Manager не управляет ни кем из команды, поэтому должен уметь договариваться и никого не обижать 🙃А еще он держит в голове картину бизнеса и помогает направить знания команды на создание наиболее подходящего продукта, за который клиент будет готов платить.Это небольшие кроссфункциональные команды, которые самостоятельно могут провести исследования и выкатить востребованный продукт на рынокТак что же нужно знать человеку на этой роли, чтобы разумно управлять продуктом?Как и во всех специальностях — чем больше тем лучше. Ведь создание продукта это очень сложный процесс.В этой профессии сочетается психология, знание рынков и экономики, дизайна, технологий, продаж, менеджмента и, что наиболее важно — умение договариваться с людьми 🤔А если есть возможность влиять на каждый из этих элементов, то это вообще пушка 🔥🔸Первый навыкПонимать, как формируются потребности у клиентовЧтобы создавать продукт, нужно понимать:Какие “работы”(Jobs) есть у наших клиентов сейчас и с кем мы конкурируем?Какие “работы” мы убиваем и каких конкурентов “увольняем”?Что является триггером, по которому наши клиенты попадают в тот контекст, в котором возникает “работа”?К какому состоянию хотят прийти наши клиенты? Какой результат они хотят получить, столкнувшись с “работой”?Будет 🔥 если вы умеете отвечать на эти вопросы и знаете, как их добыть в поле🔸Второй навыкЧто нужно сделать, чтобы закрыть потребности клиентов и извлечь с этого прибыльСледующий этап после исследований это то, каким способом мы будем решать проблемы клиентов.Как мы построим опыт клиента с наших продуктом?Какую архитектуру и бизнес процессы мы выстроим вокруг этого опыта взаимодействия?Нужен ли нам дизайн или написание кода для решение проблемы клиента?После ответов на вопросы выше остается прикинуть, будет ли сходиться наша экономика и есть ли смысл двигаться дальше🔸Третий навыкКакая команда и процессы нам понадобятся для создания продукта?Чем дальше от первого навыка, тем шире компетенции продакта должны бытьЭтот шаг уже больше про найм и управление проектом так, чтобы он от идеи превратился в продукт и стал приносить ценность клиентам и деньги компании.Конечно, Product Manager может не заниматься Project Management’ом и наймом, но эти процессы лучше понимать, чем не понимать 🤔Отдельно выделил продумывание команды поддержки (или отдела заботы, как его любят называть последнее время) и бек офиса. Ох, как часто я сталкиваюсь с тем, что функционал для клиента завезли, а инструменты натройки и управления этим функционалом не продумали 🙈🔸Четвертый навыкКак правильно донести до клиентов информацию о созданной ценностиЭто уже больше поле маркетинга и рекламыМожно доносить информацию о созданной ценности как при создании целого продукта — где чаще применяется реклама, пиар и продажи 📢Так и при добавлении небольшого функционала — а это уже ближе к онбордингу внутри продукта 📲🔸Пятый навыкИзмерение результатов и выводы о последующей стратегии продуктаДля того, чтобы двигаться дальше нужно понимать, подтвердились ли наши первоначальные гипотезы о продукте или функционалеТут я бы процетировал Морейниса🙃Есть две известные фразы: «Управлять можно только развитием» и «Управлять можно только тем, что можно измерять». Из них можно сконструировать хороший принцип: «Развитие — это только то, что можно измерять».Следовательно, навыки пятого уровня больше стратегические и аналитические, потому что наш продукт выходит на этап ростаВ этот этап я бы добавил выстраивание процессов по работе с гипотезами и создание продуманной аналитики внутри продуктПодведем итогиКаждый Product Manager по своему уникаленНапример, мое основное направление — дизайн и проектирование клиентского опыта (UX+CX). И, соответственно, опыт управления продуктом у меня сейчас построен через эту призму ✅А у моей коллеги Александры в нашем проекте Brainstormers опыт работы B2B Machine Learning Product manager в Mail.Ru (уже VK). И призма ее продуктового опыта и знаний очень сильно отличается от моего 🙃Так что, не нужно уметь все вышеперечисленное в моем посте, чтобы быть классным продактом. Классным продактом вас делают те ошибки, которые вы совершили и извлекли из них опыт. Именно из этого опыта в большинстве своем состоят продакты и их ценность 🥰Крутые продакты могут очень хорошо работать с любым бизнесом, потому что понимают первопричины проблем и решений, которые у любого бизнеса часто очень похожи. Такие мини CEO со своим набором инструментов и крутых практикПишите, готов буду пообщаться с вами и поотвечать на вопросы 💫Меня зовут Илья Плужников 👋Продуктовый дизайнер, который рассказывает о создании продуктов через рисунки и JTBD⚡#bizdev #productmanagement #productdevelopment #business #consulting