Будущее цифровизации процессов для застройщиков

Последние пять лет наша proptech-команда (с англ. яз. производное от двух слова property «недвижимость» и technologies «технологии» — прим. ред.) улучшает метрики в сфере недвижимости благодаря внедрению ИТ-решений. Интерес к цифровизации растет давно, а среди девелоперов только сейчас начинает становиться значимым. Можно сказать, происходит эволюция — из застройщиков компании превратились в девелоперов, а теперь стремятся стать цифровыми девелоперами. У них появляется желание не просто заказывать цифровые решения на стороне, а создавать их самостоятельно. В этом вопросе системность и экспертизу можно подсмотреть в работе сильных ИТ-компаний.

Крупные участники рынка демонстрируют, что основным конкурентным преимуществом становится эмпатичный подход к покупателям недвижимости. Для них уже важно не просто приобрести голые метры, а получить ощущение комфорта, эстетики и доступ к тому уровню инфраструктуры, который соответствует их образу жизни. Подобный подход оказывает всё более глубокое влияние на рыночный спрос.Такая тенденция требует от застройщиков быстрого и системного подхода — нужно глубже изучать потребности клиентов, их проблемы, формулировать, проверять и снова формулировать гипотезы. Старый подход к принятию бизнес-решений на основе интуиции девелопера перестает быть эффективным.

ИТ-департаменты девелоперов

Сейчас разработку сайтов и приложений в основном курирует отдел маркетинга. Но уже в ближайшем будущем мы увидим растущий интерес к созданию полноценных ИТ-департаментов у застройщиков. В них будут входить продуктовые команды, состоящие в том числе из системных аналитиков, аналитиков данных и архитекторов решений. Такие команды повлияют на процессы в компании: гипотезы будут тщательно изучены, начнется сбор метрик, и окончательное решение станут принимать на основе данных. Это изменит конечный продукт, повысит его показатели и качество.

На рынке усилят позиции компании, которые акцентируют внимание на изучении и внедрении гибких методологий, таких как agile (с анг. яз. «гибкий» — методики для гибкого управления проектами в команде разработки), и будут перенимать опыт успешных цифровых компаний, например «Яндекс» и «Тинькофф».

Можно говорить о нескольких направлениях развития цифровизации девелопера. Наша команда видит перспективу, в первую очередь, в искусственном интеллекте, больших данных и предиктивных (прогностических) моделях. Именно поэтому мы делаем ставку на эти инструменты в сервисе по управлению коммерческой недвижимостью Renda.

Искусственный интеллект

Застройщики всё чаще обращают внимание не только на внутренние характеристики жилья, но и на поведенческие особенности потенциальных покупателей. Мы предлагаем анализировать такие аспекты, как предпочтения и интересы людей, их общественные связи и повседневные привычки. Например, куда они ходят, какие мероприятия посещают, с кем общаются. Подобный подход уже успешно применяется в рекламных системах, когда поисковик следит за нашими действиями в интернете и предлагает подходящий контент на основе интересов. Аналогичную механику можно и нужно пробовать использовать в недвижимости. Анализируя данные с помощью нейросетей и моделей, мы можем предсказать сценарии поведения и сделать персональное предложение каждому потенциальному покупателю недвижимости, жилой и коммерческой.

Сейчас для полноценной реализации такого подхода требуется много усилий и ресурсов, длительная подготовка, полномасштабный сбор данных, но скоро ситуация может измениться. Рынок движется в этом направлении, а мы тщательно прорабатываем готовые решения для интеграции, чтобы ускорить процесс.

Хотя сегодняшние технологии еще не позволяют реализовать эту концепцию в полной мере, совсем скоро это станет возможным. Мы движемся в этом направлении, адаптируя наш успешный опыт в других отраслях, таких как финтех и онлайн-продажи.

Будущее цифровизации процессов для застройщиков

Предиктивная модель

Мы внедряем предиктивную аналитику в управление коммерческой недвижимостью, осознавая, что при аренде коммерческих помещений люди выбирают не только площадь и стоимость, но и гораздо более важный аспект — количество целевых посетителей. Наша цель — подсчитать текущий трафик, сегментировать его и сохранить цифровой след гостей, а также спрогнозировать изменение трафика к ключевым датам или изменение состава арендаторов. Собственникам и управляющим компаниям это поможет эффективно сдавать свои помещения, а арендаторам — прогнозировать трафик, используя цифровой след в рекламных целях.

Предиктивная аналитика — это способ автоматизированного анализа данных для корректного прогнозирования и планирования событий. Она помогает заранее подстроиться под возможные изменения, избежать рисков и предсказать ключевые показатели

В случае с новым жилым комплексом, когда помещения еще пустуют и трафик минимален, прогнозирование изменений в трафике становится критически важным. Потенциальные арендаторы должны видеть картину того, как может измениться трафик со временем и какой будет целевая аудитория. Именно такие знания должны помогать в принятии решений на каждом шаге развития бизнеса, от идеи открытия оффлайн-точки до управления трафиком в процессе работы.

Давайте рассмотрим пример работы предиктивной модели на конкретном кейсе. Потенциальный арендатор помещения под кофейню в торговом центре анализирует трафик, но и для принятия решения об аренде трафика недостаточно. Предиктивная модель сервиса подсветит, что через шесть месяцев неподалеку откроется фитнес-клуб и трафик точки вырастет на 1000 целевых посетителей в день. Теперь у арендатора больше информации, чтобы принять решение с минимальными рисками. Сервис Renda, который мы сейчас тестируем, способен собирать эту информацию и таргетировать рекламу для конкретных бизнесов, что позволит арендаторам привлекать больше целевой аудитории.

Управление коммерцией как конкурентное преимущество

В последнее время наблюдается тенденция, когда застройщики перестают продавать коммерческую недвижимость и начинают управлять ею самостоятельно. Это связано не только с прибылью от сдачи помещений в аренду, но и с заботой о жителях. Контролируя арендаторов и защищая резидентов от нежелательных алкомаркетов, ослепительных неоновых вывесок и безвкусного дизайна, застройщики стремятся улучшить имидж жилого комплекса, развить внутреннюю инфраструктуру и экосистему. Так поступают не только крупные, но и региональные застройщики, например «Мармакс» в Рязани. Девелоперы устанавливают дизайн-код и определенные стандарты для арендаторов. В случае отклонения от этих стандартов заключенные договоры могут быть расторгнуты.

Мы уверены, что этот тренд будет набирать обороты. Именно поэтому запускаем свой стартап Renda, который будет управлять полным циклом обслуживания коммерческой недвижимости, привлекать арендаторов, создавать партнерские связи и прогнозировать трафик. Мы изучили рынок и внедряем механизмы привлечения дополнительного конверсионного трафика и целевой аудитории.

Сейчас мы находимся на стадии пилотного проекта, который уже запустили в России, а к концу 2024 года планируем выйти на международный рынок. Наша цель — завоевать Азию как один из самых быстрорастущих рынков в сфере недвижимости, а также проникнуть на рынок Арабских Эмиратов.

Источник: журнал «Движение», июнь 2024 г.

Начать дискуссию