Недобросовестный арендодатель, или История с автосервисом

В 2014 году мы с двумя партнерами Даней и Лехой развивали сервисное направление. Делали сеть автостанций. Эта история произошла с одним из сервисов осенью того же года. Мы нашли подходящее помещение на северо-востоке Москвы. Оно было оборудовано подъемниками, мойкой, складским помещением, зоной отдыха персонала и клиентской зоной. Но у него был один серьезный недостаток. В производственной зоне сильно протекал потолок. Так как дело было осенью и предстояли холода, то этот косяк напрягал сильно. Собственник пообещал в течение месяца произвести ремонт. Поэтому мы согласились.

Позже возникла проблема. Мы отсидели месяц, затем второй. Шел уже третий. На улице было холодно, поэтому находиться в цеху становилось сложно. Мастера периодически уходили на больничный. Мы теряли деньги. А арендодатель не спешил делать ремонт.

Как-то мне звонит партнер Леха и сообщает, приближается день оплаты и что собственник в очередной раз на словах пообещал сделать ремонт. И я предложил ему не платить очередной взнос на аренду, чтобы воздействовать на арендодателя. Решили использовать такой рычаг.

Проходит три дня, снова звонок от Лехи..

– Привет! Звонил владелец помещения, выяснял, почему мы не оплатили аренду.

– Ты объяснил причину? Напомнил ему про ремонт?

– Да, конечно. Он в очередной раз пообещал, что сделает. Сказал, оплатите и сразу начну.

– Ну, он и до этого также обещал. Скажи ему, что оплатим сразу после ремонта.

– Ну, ок.

В общем, мы не стали платить.

Прошло еще два дня. Утро. Мне звонит наш управляющий сервисом и сообщает, что работники не могут попасть на территорию. Дверь опечатана, повешен замок. В соседнем помещении, где располагалась комната отдыха, сидит охранник.

– Понял, Валера. Отпускай ребят по домам. Позже созвонимся.

Я не исключал такой вариант развития. Надеялся, что обойдется, но допускал, что просто не будет.

Так и вышло, что собственник помещения предпочел эскалацию конфликта, попытавшись заломать нам руки. В принципе, то, что человек не выполняет взятые на себя обязательства, говорит о том, что от него можно ожидать проявление некорректного поведения и во многом другом.

Сразу позвонил другому нашему партнеру, обрисовал ситуацию, предложил встретиться и обсудить, найти варианты решения.

Все время до встречи меня переполняли противоречивые чувства. Был соблазн, не теряя времени оплатить аренду, так как понимал, что в заложниках оказались автомобили клиентов. Также хотелось позвонить и обматерить владельца помещения. Но при этом чувствовал, что ни первый, ни второй вариант не подходят. Нужно не поддаваться импульсу и поварить внутри.

Чуть позже мы собрались в кафе с Даниилом, моим вторым партнером.

– Вот гад! Мало того, что обещания не выполняет, так еще и работать не дает, мы теряем деньги.

– Дань, факт. Леха предлагал ему оплатить сразу после того, как он выполнит ремонт, который динамит.

– Да. Знаю.

– Слушай, тут еще фигня. В сервисе оказалось захвачено не только наше оборудование, но и клиентские тачки.

– Да блин. Не дай Бог сейчас кто-то из клиентов приедет и увидит, что помещение опечатано. Кипеш будет.

– Логично. Думаю, на это он также делал расчет. Что клиенты будут давить на нас, и мы будем сговорчивее.

Официант принес нам десерт, и мы на какое-то время замолчали. И тут мне в голову пришла идея.

– Даня! Я придумал, что можно сделать!

– Давай! Рассказывай.

– Короче, что собираешься делать сегодня вечером?

– Ничего особо. Домой к жене.

– Слушай, недалеко от сервиса же есть кинотеатр.

– Есть, а что?

– Вышел новый фильм со Сталлоне и Де Ниро «Забойный реванш». Пойдем на последний сеанс.

– Ты еще скажи на последний ряд. А смысл?

– Смотри, фильм заканчивается ночью. После этого едем на сервис, срезаем замки и вешаем свои. Ну, и фильм давно хотел посмотреть этот.

– А что, хорошая мысль!

– Еще вопрос с охранником…

– С ним не волнуйся. Я решу. Предложу ему выйти в туалет. Типа вышел, вернулся, а тут мы. Не думаю, что он грудью на амбразуру ляжет.

– Окей.

– Ладно, поеду я тогда еще в гараж, возьму болторез. Заодно замки поищу.

– Ну, я тогда заеду в супермаркет. Охранник-то весь день там сидит, голодный, наверное. Куплю колы, нарезок каких-нибудь.

На этом мы разошлись и встретились около кинотеатра через несколько часов. Фильм нам понравился.

После поехали в сервис. Без проблем срезали и поменяли замки. Друг что-то сказал охраннику. Тот согласился и стал собираться домой. Я вручил парню пакет с закусками и попросил не торопиться сообщать о нашем визите.

Все прошло гладко.

Управляющему сервиса я сообщил, где мы спрятали ключи и сказал, чтобы утром ребята выходили на работу. Но на следующий день звонок Валеры меня разбудил.

– Привет! У нас тут кипиш. Приехал Михалыч – владелец помещения, с ним несколько человек и еще менты. Ходят орут. Персонал кошмарят.

– Валера, блин. Успокойся сам. Ребят успокой. Сейчас придумаю что-нибудь. Перезвоню скоро. Держись.

Я мог оказаться в сервисе только часа через три. Чтобы не терять время, позвонил в офис и отправил на сервис нескольких ребят. Поехали начальник клиентского отдела Кирилл. Мужик тертый, ранее имевший судимость. Начальник отдела закупок Андрей, в прошлом сотрудник УБЭП. И наш юрист Руслан с договором аренды и документами на оборудование.

Дома я успел сделать доверенность на представление нашего юр лица, а потом с водителем выдвинулся на сервис.

По дороге позвонил Кирилл:

– Слушай, я на месте. Тут менты требуют, чтобы мы покинули помещение.

– Кирюх, посылай их. Скажи, что это спор хозяйствующих субъектов, и менты не имеют права вмешиваться. Забалтывайте их. Скоро буду.

На месте оказалось, что ребята контролируют ситуацию. А ко мне сразу подошел владелец помещения.

– Что это значит, объясните?

– Лучше вы объясните, зачем нужен этот цирк? Обещали сделать ремонт, нужно было сделать и отношения бы не осложнились.

– И что теперь?

– А теперь мы не будем платить. Мы вам оплатили два месяца. Вы обещание не выполнили. Теперь два месяца платить не будем, найдем новое помещение и уедем.

– Так не пойдет. Оплачивайте аренду сейчас, я сделаю ремонт, и все будем в выигрыше. Не осложняйте.

– Мы ходим по кругу. Предлагаю закончить. Вы все равно сделать ничего не сможете. Полиция не имеет права вмешиваться. Вы можете подать в суд, но во-первых, процесс потребует времени, а во-вторых, взыскать все равно по итогу ничего не сможете, на нашем юрлице нет имущества. Выдохните.

Некоторое время ушло на препирательства. Но по итогу Михалыч и его группа поддержки уехали.

Мы за день нашли охранников: две смены по два человека. И, тем самым, обезопасили себя.

Михалыч еще какое-то время повозмущался, несколько раз приезжал на сервис, но резких движений не предпринимал.

Мы установили тепловую пушку в ремзону, просидели еще два месяца. За это время нашли хорошее помещение на замену и в итоге выехали.

От соседей мы узнали, что Михалыч несколько раз таким же образом закрывал сервис, кидая арендаторов на оборудование (т.к. не у всех были документы на него).

Почему мы выбрали захватить помещение? Позже, анализируя ситуацию, я понял, что в тот момент это решение было оптимальным.

Выбрав вариант оплатить аренду и самостоятельно сделать ремонт помещения, мы бы проиграли в будущем. Во-первых, показали бы владельцу помещения, что давить на нас – эффективный метод. Во-вторых, не получили бы гарантий вложенных нами в ремонт средств. Собственник в любой момент мог пересдать улучшенное помещение дороже. Опыт «эффективного решения вопросов» у него уже был бы.

Оплатить аренду и продолжать настаивать на ремонте, также, как по мне, был не оптимальный выход. Во-первых, мы бы проявили слабость позиций, пойдя под давлением на изменившиеся условия. Во-вторых, поняв, что мы ничего сделать не можем, собственник, тем более, вряд ли бы сделал ремонт.

Можно было оплатить неоплаченные дни и переехать. Но, во-первых, не факт, что это сработало бы. Рычаги находились в руках арендодателя, и как он повел бы себя дальше – не известно. Был риск, что продолжил бы общение с позиции силы. Тем более, были ситуации, когда собственник помещения присваивал оборудование арендаторов.

Так что, пойдя по пути захвата помещения, мы, по сути, ничем не рисковали. Главное было оперативно и аккуратно перехватить контроль. Полиция вмешиваться в этот конфликт не имеет право. Это спор хозяйствующих субъектов. Рассматривать его может лишь суд. Судебный процесс вполне вероятно мог затянуться и в это время мы бы продолжали пользоваться помещением. Взыскать через суд арендодатель ничего бы не смог. Имущества на юрлице не было, оно использовалось только для аренды. И, в общем, продолжать сотрудничество с этим контрагентом дальше не имело смысла. Доверия не было, ситуация была не стабильна. Поэтому нам требовалось время, только на то, чтобы спокойно найти замену помещения.

Начать дискуссию