Подбор персонала - база без воды для начинающих

Как работает подбор персонала?

Подбор персонала — это действия, направленные на закрытие вакансии путем поиска подходящего кандидата.

В свою очередь система подбора персонала – это совокупность интегрированных и регулярно взаимодействующих или взаимозависимых элементов, созданная в конкретной организации для достижения определённых целей, связанных с подбором персонала.

Классический процесс подбора персонала состоит из нескольких базовых этапов:

  • Снятие заявки на подбор (название вакансии, основные требования, перечень задач, условия, ключевые показатели эффективности (далее KPI), причины открытия вакансии и другие данные, необходимые для формирования портрета кандидата и содержания самой вакансии).
  • Формирование профиля должности и вакансии (подробное описание должности в рамках конкретной организации и более простая формулировка для ознакомления кандидатов).
  • Планирование комплекса мероприятий по подбору (определение подходящих источников и методик подбора).

Система подбора персонала почти всегда различается в зависимости от отрасли и компании. Также такая система может иметь множество других формальных и неформальных этапов, адаптированных под конкретные цели и задачи организации.

Основные источники подбора персонала

Источник подбора персонала – то «место», где мы можем найти подходящих нам кандидатов. Глобально источники можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренний подбор осуществляется путем заполнения свободных вакантных мест за счет работников самой организации – например, с помощью кадрового резерва (база сотрудников, претендующих на какую-либо должность внутри компании); внешний – за счет ресурсов, пополняющихся вне организации. На сегодняшний день внутренние источники достаточно ограничены, на практике чаще используются внешние.

Внешние источники:

  • сотрудники компании (реферальные программы, информирование сотрудников об открытых вакансиях, репосты в социальных сетях и другое);
  • работные сайты (публикация объявлений, поиск подходящих резюме, запрос рекомендаций у отказавшихся кандидатов и другое);
  • собственная база резюме, состоящая из кандидатов, которые когда-либо откликались на вакансии компании или любая другая база;
  • социальные сети и мессенджеры (публикация объявлений на официальных страницах/аккаунтах компании, на страницах партнеров или других тематических группах в социальных сетях и мессенджерах, рассылка вакансий в личные сообщения, таргетированная реклама и другое);
  • интернет-маркетинг (корпоративный сайт компании или карьерный сайт, контекстная и другая реклама в сети интернет и другое);
  • наружная реклама (объявления, баннеры, реклама на транспорте и другое);
  • прямой поиск среди сотрудников конкретных компаний (например, через сайт компании-конкурента раздел «команда» и другое);
  • ВУЗы, учебные центры и другие учебные заведения (размещение объявлений, центры трудоустройства, предоставление мест для прохождения практики, проведение конкурсов среди студентов, ярмарки вакансий и другое);
  • взаимодействие с центрами занятости (информирование об открытых вакансиях компании);
  • конференции, event и другое (организация и проведение, участие в качестве спикера, проведение конкурсов и другое);
  • СМИ (объявления на телевидении, в газетах, на радио и другое);
  • кадровые агентства (услуги подбора, аутсорсинг, лизинг персонала и другое).

Основные методики подбора персонала

Методики подбора персонала – совокупность методов, способов и приемов практической реализации функции подбора персонала.

Методики подбора персонала:

  • скрининг (анализ заявки на подбор, учет специфики рынка и должности, поиск и первичный отбор кандидатов, телефонное интервью, формирование комплекта резюме кандидатов);
  • классический рекрутинг (детальный анализ заявки, формирование требований к кандидату, разработка описания вакансии, размещение вакансии, сбор откликов, телефонное интервью, проведение очных или online собеседований, различные оценочные процедуры, сбор рекомендаций, финальное собеседование с руководителем, закрытие вакансии);
  • прямой поиск или Executive Search (целенаправленный поиск специалистов среди свободных и занятых; формирование списка компаний, в которых ранее работали или работают подходящие кандидаты, выявление потенциальных кандидатов, разработка стратегии их привлечения, переговоры, закрытие позиции): охота за головами (HeadHunting) – привлечение конкретных сотрудников из других компаний, чаще топ-менеджмент; ловля менеджеров (Managment selection) – выявление наиболее успешных специалистов в отрасли или функциональных направлениях; поиск талантов (Sourcing) – поиск специалистов, владеющих уникальными знаниями и навыками.;
  • микс классического рекрутинга и прямого поиска (позволяется не терять время на ожидании откликов);
  • внутренний и внешний рекомендательный рекрутинг (взаимодействие с сотрудниками компании или членами профессиональных сообществ, партнерами, поставщиками, клиентами и другими);
  • нетворкинг (виртуальный рекомендательный рекрутинг в интернет-сообществах и другое);
  • прелиминаринг или Preliminaring (поиск талантов среди студентов и выпускников вузов и бизнес-школ).

Из чего формируется система подбора персонала

Процесс построения системы подбора персонала может быть стихийным и формироваться «по ходу дела», но гораздо более эффективно сразу учесть все детали и построить надежный механизм.

Этапы построения системы подбора персонала:

  • Выявление потребностей в персонале (анализ кадрового состава, анализ и систематизация должностей компании, формирование организационной структуру и разработка листа необходимого минимума, создание плана подбора персонала).
  • Определение подходящих источников и методик подбора персонала (анализ отрасли и целевой аудитории, соотношение разных групп должностей с разными источниками и методиками).
  • Организация контроля и мониторинга эффективности подбора персонала.
  • Формирование документации, необходимой для функционирования системы подбора персонала (внутренние положения, акты, приказы, инструкции и другое).
  • Планирование бюджета на подбор персонала в зависимости от групп должностей и источников.
  • Формирование шаблонов вакансий, телефонных интервью, очных собеседований, рассылок, офферов и другого для различных групп должностей и источников подбора персонала.

Система подбора персонала может состоять из множества взаимосвязанных элементов или быть достаточно однородной. Структура такой системы полностью зависит от целей, задач и возможностей бизнеса.

Список источников:

Данная статья была для Вас полезна?
Да
Относительно
Нет
Затрудняюсь ответить
Шеронова Кристина
HR в компании YES GROUP

Дарю методичку по подбору персонала и шаблоны, пишите в телеграм

4 комментария

Шаблоны вакансий эффективный инструмент в поиске кандидатов, помогает отсеивать на начальном этапе неподходящих претендентов

1
Ответить

Конечно, вакансия всегда должна быть, хотя бы с минимальным описанием

Ответить

Подбор персонала всегда интересный процесс , нужно уметь разглядеть подходящего кандидата

1
Ответить

А еще в идеале использовать кастомные инструменты для оценки

Ответить