Подбор персонала - база без воды для начинающих
Как работает подбор персонала?
Подбор персонала — это действия, направленные на закрытие вакансии путем поиска подходящего кандидата.
В свою очередь система подбора персонала – это совокупность интегрированных и регулярно взаимодействующих или взаимозависимых элементов, созданная в конкретной организации для достижения определённых целей, связанных с подбором персонала.
Классический процесс подбора персонала состоит из нескольких базовых этапов:
- Снятие заявки на подбор (название вакансии, основные требования, перечень задач, условия, ключевые показатели эффективности (далее KPI), причины открытия вакансии и другие данные, необходимые для формирования портрета кандидата и содержания самой вакансии).
- Формирование профиля должности и вакансии (подробное описание должности в рамках конкретной организации и более простая формулировка для ознакомления кандидатов).
- Планирование комплекса мероприятий по подбору (определение подходящих источников и методик подбора).
Система подбора персонала почти всегда различается в зависимости от отрасли и компании. Также такая система может иметь множество других формальных и неформальных этапов, адаптированных под конкретные цели и задачи организации.
Основные источники подбора персонала
Источник подбора персонала – то «место», где мы можем найти подходящих нам кандидатов. Глобально источники можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренний подбор осуществляется путем заполнения свободных вакантных мест за счет работников самой организации – например, с помощью кадрового резерва (база сотрудников, претендующих на какую-либо должность внутри компании); внешний – за счет ресурсов, пополняющихся вне организации. На сегодняшний день внутренние источники достаточно ограничены, на практике чаще используются внешние.
Внешние источники:
- сотрудники компании (реферальные программы, информирование сотрудников об открытых вакансиях, репосты в социальных сетях и другое);
- работные сайты (публикация объявлений, поиск подходящих резюме, запрос рекомендаций у отказавшихся кандидатов и другое);
- собственная база резюме, состоящая из кандидатов, которые когда-либо откликались на вакансии компании или любая другая база;
- социальные сети и мессенджеры (публикация объявлений на официальных страницах/аккаунтах компании, на страницах партнеров или других тематических группах в социальных сетях и мессенджерах, рассылка вакансий в личные сообщения, таргетированная реклама и другое);
- интернет-маркетинг (корпоративный сайт компании или карьерный сайт, контекстная и другая реклама в сети интернет и другое);
- наружная реклама (объявления, баннеры, реклама на транспорте и другое);
- прямой поиск среди сотрудников конкретных компаний (например, через сайт компании-конкурента раздел «команда» и другое);
- ВУЗы, учебные центры и другие учебные заведения (размещение объявлений, центры трудоустройства, предоставление мест для прохождения практики, проведение конкурсов среди студентов, ярмарки вакансий и другое);
- взаимодействие с центрами занятости (информирование об открытых вакансиях компании);
- конференции, event и другое (организация и проведение, участие в качестве спикера, проведение конкурсов и другое);
- СМИ (объявления на телевидении, в газетах, на радио и другое);
- кадровые агентства (услуги подбора, аутсорсинг, лизинг персонала и другое).
Основные методики подбора персонала
Методики подбора персонала – совокупность методов, способов и приемов практической реализации функции подбора персонала.
Методики подбора персонала:
- скрининг (анализ заявки на подбор, учет специфики рынка и должности, поиск и первичный отбор кандидатов, телефонное интервью, формирование комплекта резюме кандидатов);
- классический рекрутинг (детальный анализ заявки, формирование требований к кандидату, разработка описания вакансии, размещение вакансии, сбор откликов, телефонное интервью, проведение очных или online собеседований, различные оценочные процедуры, сбор рекомендаций, финальное собеседование с руководителем, закрытие вакансии);
- прямой поиск или Executive Search (целенаправленный поиск специалистов среди свободных и занятых; формирование списка компаний, в которых ранее работали или работают подходящие кандидаты, выявление потенциальных кандидатов, разработка стратегии их привлечения, переговоры, закрытие позиции): охота за головами (HeadHunting) – привлечение конкретных сотрудников из других компаний, чаще топ-менеджмент; ловля менеджеров (Managment selection) – выявление наиболее успешных специалистов в отрасли или функциональных направлениях; поиск талантов (Sourcing) – поиск специалистов, владеющих уникальными знаниями и навыками.;
- микс классического рекрутинга и прямого поиска (позволяется не терять время на ожидании откликов);
- внутренний и внешний рекомендательный рекрутинг (взаимодействие с сотрудниками компании или членами профессиональных сообществ, партнерами, поставщиками, клиентами и другими);
- нетворкинг (виртуальный рекомендательный рекрутинг в интернет-сообществах и другое);
- прелиминаринг или Preliminaring (поиск талантов среди студентов и выпускников вузов и бизнес-школ).
Из чего формируется система подбора персонала
Процесс построения системы подбора персонала может быть стихийным и формироваться «по ходу дела», но гораздо более эффективно сразу учесть все детали и построить надежный механизм.
Этапы построения системы подбора персонала:
- Выявление потребностей в персонале (анализ кадрового состава, анализ и систематизация должностей компании, формирование организационной структуру и разработка листа необходимого минимума, создание плана подбора персонала).
- Определение подходящих источников и методик подбора персонала (анализ отрасли и целевой аудитории, соотношение разных групп должностей с разными источниками и методиками).
- Организация контроля и мониторинга эффективности подбора персонала.
- Формирование документации, необходимой для функционирования системы подбора персонала (внутренние положения, акты, приказы, инструкции и другое).
- Планирование бюджета на подбор персонала в зависимости от групп должностей и источников.
- Формирование шаблонов вакансий, телефонных интервью, очных собеседований, рассылок, офферов и другого для различных групп должностей и источников подбора персонала.
Система подбора персонала может состоять из множества взаимосвязанных элементов или быть достаточно однородной. Структура такой системы полностью зависит от целей, задач и возможностей бизнеса.
Список источников:
Дарю методичку по подбору персонала и шаблоны, пишите в телеграм
Шаблоны вакансий эффективный инструмент в поиске кандидатов, помогает отсеивать на начальном этапе неподходящих претендентов
Конечно, вакансия всегда должна быть, хотя бы с минимальным описанием
Подбор персонала всегда интересный процесс , нужно уметь разглядеть подходящего кандидата
А еще в идеале использовать кастомные инструменты для оценки