Как бьюти мастерам защитить себя при работе с моделями

История о том, как модель выдавала работы бровиста за свои и к каким это привело последствиям.

Меня зовут Яна, я юрист, который прошел путь от работы в найме до свободного фриланса и возможности работать из любой точки света. Здесь я рассказываю о юриспруденции. Задать вопросы или просто наблюдать как живет и работает юрист среди пальм вы можете наблюдать здесь (inst: sokol03).

Моя клиентка визажист и бровист, разместила на своем рабочем аккаунте в запрещенной сети, объявление о том, что хочет реализовать классный образ, и ей требуется модель. Участие бесплатно.

Откликнулась девушка, в назначенный день ей сделали макияж и укладку, заламинировали и окрасили брови. Моя клиентка создала крутые кадры на свой Айфон, обработала их. Модель попросила скинуть то, что получилось, и мастер скинула, даже не подозревая, что после этого случится.

А случилось вот что: модель разместила в своем рабочем аккаунте, данные фото, к слову работала она так же бровистом, автора работ она не отметила. Далее фото были опубликованы на ее сайте, где она продает обучение для будущих бровистов, на сертификатах ее выпускниц, на рекламе ее услуг в лифте и в профиле для онлайн записи к ней на брови.

При чем о таком активном тиражировании, Автору сообщили ее же клиенты, что ее работа рекламирует совершенно другого человека.

Автор обратилась ко мне за консультацией, для того, что бы понять - являются ли эти фото объектом авторских прав, может ли она требовать прекратить их использование. Ситуация ужасно злила ее, ведь это она создала уникальный образ, она делала фото, и она собиралась использовать их в коммерческих целях. Она никак не ожидала, использование своих работ моделью, таким образом, обычно модели просто выкладывали фото в своих личных аккаунтах.

Я подтвердила, что созданные фото являются объектом исключительного права, мы обсудили законодательное подтверждение этому и свежую судебную практику по вопросу защиты права на фотографии.

Автор, заручившись уверенностью в правоте, решила начать с того, чтобы договорится с нарушителем, потребовать прекращения использования своих фотографий.

На требования модель ответила, что она изображена на фото, а это означает ее право использовать фотографии по своему усмотрению, а после заблокировала Автора во всех мессенджерах.

Конечно, это не решило проблему, а только усугубило. В данном случае, модель не могла ссылаться на статью 152.1. ГК РФ, поскольку дала согласие на съемку, знала о цели проведения съемки, не оплачивала «фотосессию» , вместо оплаты своего участия получила услугу.

Претензию направлять было бесполезно, если Нарушитель заблокировал Автора в мессенджерах, она явно не собиралась выполнять ее требования добровольно, поэтому было принято решение направлять иск в суд.

Какое-то время мы помучались с выяснением ее адреса регистрации, кто не знает, есть бот в ТГ, которым может помочь с этой информацией. После мы собрали все доказательства, исходники фото с уникальным идентификатором техники, которая использовалась при съемке выглядит это так:

Как бьюти мастерам защитить себя при работе с моделями

Сделали видеоскрины с сайтов , где использовались наши изображения , скрины фото, где нарушитель со своими ученицами и сертификатами об обучении.

Свежая судебная практика гласила, что заверение у нотариуса интернет-страниц необязательно, доказательства принимаются и в таком виде, позволяющем установить факт использования объектов интеллектуальной собственности.

Обозначили в иске все расходы Автора и размер компенсации, направили иск в суд.

Через 1.5 недели с Автором связался представитель Ответчика. Он занял позицию давления и прессинга. Говорил о том, что она занимается ерундой, что ничего у нее не выйдет. К слову обмолвился, что удалили все ее изображения, а значит она должна забрать иск, да поскорее.

Она передала мне его контакт, чтобы я связалась с ним. Сначала меня завалили вопросами из разряда:

- вы зарегистрировали право на изображения? (простите что? это же не товарный знак, не песня, на фото не регистрируется право)

- почему не отправили претензию? (потому что, досудебный порядок не является обязательным, а Ответчик отказалась в переписке удовлетворять требования Автора, нет смысла тратить время на претензию)

- мы уже все удалили, значит компенсацию выплачивать не должны (нет. поскольку факт нарушения авторских прав уже случился, в прошлое не вернуться и этого не изменить).

И от планки «заберите иск и не позорьтесь» мы дошли до планки «ладно, сколько денег вы хотите по мировому соглашению».

Мы обсудили с автором размеры компенсации, которые устроили бы ее, с учетом того, что будем достигать компромисса. Подсчитали все понесенные расходы и выдвинули наше предложение Ответчику. После дня возражений, о том, что это очень много, Ответчик все-таки согласилась.

Таким образом, цель достигнута малой кровью – нарушитель прекратил использование изображений (главная цель), автор возместила свои расходы и получила компенсацию без судебных тяжб.

После этого случая, мы составили соглашение о работе с моделями, по которому Автор может безопасно работать.

11
Начать дискуссию