Как мы внедрили умный поиск с минимумом вложений в В2В-интернет-магазине

Все затраты составили 500 000р на год, а окупаемость по рассчётам составит более 1000% в год. Пока ждём результатов в денежках, но наши клиенты уже высоко оценили нововведение. Как сделали так и как можно лучше, рассказываю.

Итак, наша точка А:

  1. Стартовый оборот интернет-магазина составляет половину миллиарда за предыдущий год.
  2. Нет собственной команды программистов. Интернет-магазин "по подписке" - комплексное решение для онлайн В2В-продаж с личными кабинетами, индивидуальными ценами под разных клиентов.
  3. Все затраты на разработку в год составляют около 1 500 000 р/год со всеми допработами. Кстати, даже один айтишник в команде обошёлся бы дороже, особенно с учётом налогов.
  4. Более половины клиентов пользуются при заказе поиском. Не все, потому что у нас есть замечательный В2В-инструмент импорта спецификации, когда можно залить артикула списком.
  5. Недовольные поиском клиенты. Менее половины запросов пользователями оценивались как релевантные. Конечно, и сейчас есть запросы, по которым поиск "чудит", но их стало в разы меньше.
Вот так мы выглядели. Если хочешь искать - ищи, если не находится - забудь.
Вот так мы выглядели. Если хочешь искать - ищи, если не находится - забудь.

Какие ограничения были для реализации проекта?

  1. Безусловно, ограничение в денежках. В Яндекс трудятся сотни человек, в OZON и WB – тоже огромные команды. Среднему бизнесу это не под силу. Приоритеты вложений у бизнеса другие: проектные продажи, расширение склада и открытие новых филиалов.
  2. Ограничения от наших разработчиков. У них комплексное решение, делать индивидуальную разработку только под нас сложно, затратно и... просто им не подходит, из-за собственного видения работы сайта. Да, а вы что хотели, сервисы по подписке.

При этом сделать хочется пушку, иначе говоря требования к поиску высокие:

  1. Автоподсказки с категориями и популярными товарами
  2. Умная выдача товаров, чтобы сверху были трендовые позиции
  3. История запросов

Да, звучит как дорогущая новая разработка. Тут и настройка, и отслеживание трендовых позиций. А что, если мы скажем, что она нам стоила всего 260 000 рублей разово и по 21 000 руб/мес по подписке с поддержкой и доработкой? Всему виной внешний умный поиск, основанный на машинном обучении. Подрядчики по решению очень легко и быстро гуглятся, разве что оценка стоимости будет разниться.

И кстати, можно потратиться на внедрение ещё меньше, если у вас просто интернет-магазин, а не В2В-решение по подписке. Буквально 6 строк кода в коде сайта.

Наша точка Б:

1. Пользовательские уточнения, которые "добивают" запрос в поиске.

2. Автоподсказки с категориями, популярными товарами и "возможно, вы ищите".

3. Ранжирование выдачи по трендовым запросам. Самые популярные товары сейчас будут в начале.

4. Уменьшение нулевых запросов.

Вот что клиент видит сейчас, когда ищем товары.
Вот что клиент видит сейчас, когда ищем товары.

Ну и главный результат: нравится ли он нашим клиентам?

Мы попросили оценить наших сотрудников новый поиск, а затем и клиентов попросили оценить, как им новый поиск.

И не просто: "Оцените, как вам?" Мы просили клиентов тестировать запросы на сайте и по результатам проведённого тестирования клиент получал ценные подарки.

Вот такие ответы были
Вот такие ответы были

Кстати, во время теста мы нашли косяки, которые не замечали с нашими сотрудниками, и взяли на доработку.

По оценкам клиентов, наш поиск стал соответствовать по 86% запросов, вместо 49% ранее.

Рады? Очень.
Рады? Очень.

Итоговая оценка поиска у посетителей составила 9,1/10 — очень хороший результат для среднего бизнеса с минимальными вложениями.

Начать дискуссию