Как мы внедрили умный поиск с минимумом вложений в В2В-интернет-магазине
Все затраты составили 500 000р на год, а окупаемость по рассчётам составит более 1000% в год. Пока ждём результатов в денежках, но наши клиенты уже высоко оценили нововведение. Как сделали так и как можно лучше, рассказываю.
Итак, наша точка А:
- Стартовый оборот интернет-магазина составляет половину миллиарда за предыдущий год.
- Нет собственной команды программистов. Интернет-магазин "по подписке" - комплексное решение для онлайн В2В-продаж с личными кабинетами, индивидуальными ценами под разных клиентов.
- Все затраты на разработку в год составляют около 1 500 000 р/год со всеми допработами. Кстати, даже один айтишник в команде обошёлся бы дороже, особенно с учётом налогов.
- Более половины клиентов пользуются при заказе поиском. Не все, потому что у нас есть замечательный В2В-инструмент импорта спецификации, когда можно залить артикула списком.
- Недовольные поиском клиенты. Менее половины запросов пользователями оценивались как релевантные. Конечно, и сейчас есть запросы, по которым поиск "чудит", но их стало в разы меньше.
Какие ограничения были для реализации проекта?
- Безусловно, ограничение в денежках. В Яндекс трудятся сотни человек, в OZON и WB – тоже огромные команды. Среднему бизнесу это не под силу. Приоритеты вложений у бизнеса другие: проектные продажи, расширение склада и открытие новых филиалов.
- Ограничения от наших разработчиков. У них комплексное решение, делать индивидуальную разработку только под нас сложно, затратно и... просто им не подходит, из-за собственного видения работы сайта. Да, а вы что хотели, сервисы по подписке.
При этом сделать хочется пушку, иначе говоря требования к поиску высокие:
- Автоподсказки с категориями и популярными товарами
- Умная выдача товаров, чтобы сверху были трендовые позиции
- История запросов
Да, звучит как дорогущая новая разработка. Тут и настройка, и отслеживание трендовых позиций. А что, если мы скажем, что она нам стоила всего 260 000 рублей разово и по 21 000 руб/мес по подписке с поддержкой и доработкой? Всему виной внешний умный поиск, основанный на машинном обучении. Подрядчики по решению очень легко и быстро гуглятся, разве что оценка стоимости будет разниться.
И кстати, можно потратиться на внедрение ещё меньше, если у вас просто интернет-магазин, а не В2В-решение по подписке. Буквально 6 строк кода в коде сайта.
Наша точка Б:
1. Пользовательские уточнения, которые "добивают" запрос в поиске.
2. Автоподсказки с категориями, популярными товарами и "возможно, вы ищите".
3. Ранжирование выдачи по трендовым запросам. Самые популярные товары сейчас будут в начале.
4. Уменьшение нулевых запросов.
Ну и главный результат: нравится ли он нашим клиентам?
Мы попросили оценить наших сотрудников новый поиск, а затем и клиентов попросили оценить, как им новый поиск.
И не просто: "Оцените, как вам?" Мы просили клиентов тестировать запросы на сайте и по результатам проведённого тестирования клиент получал ценные подарки.
Кстати, во время теста мы нашли косяки, которые не замечали с нашими сотрудниками, и взяли на доработку.
По оценкам клиентов, наш поиск стал соответствовать по 86% запросов, вместо 49% ранее.
Итоговая оценка поиска у посетителей составила 9,1/10 — очень хороший результат для среднего бизнеса с минимальными вложениями.