{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Сумка, деньги и бандиты: как челноки 90-х формировали новую экономику

И рисковали жизнью, получая 100% чистой прибыли.

Лихие 90-е — период становления капитализма новой России. Кто-то его не пережил — а кто-то сделал состояние. Сегодня исследую истоки торговли в нашей стране на примере челноков и пытаюсь понять, к чему привело это явление. А о том, как заработать сейчас — в уютном сорванном пуше.

Предприниматели поневоле

Распад СССР и экономический кризис начала 90-х лишил привычной жизни миллионы людей — а часть из них в прямом и переносном смысле «вытолкнул на рынок». Вчерашние инженеры, учителя и врачи столкнулись с бедностью. Невыплата зарплат приобрела массовый характер, а реальные доходы населения снизились более чем в два раза.

Одновременно физическим лицам был разрешен беспошлинный ввоз товаров на сумму до $5 тысяч. Формально речь шла только о продукции «для личного пользования», фактически же был открыт канал для импорта. Новые участники рыночной экономики — часть от предприимчивости, часть в качестве вынужденной меры, чтобы кормить свои семьи — устремились с клетчатыми сумками в Польшу, Турцию, Прибалтику и Китай. В страну хлынул поток товаров из-за рубежа.

Миллионы челноков

Первое время челноки везли из России товары отечественного производства, продавали их за валюту и закупались дефицитом. Челночная торговля оказалась крайне выгодным делом — норма прибыли никогда не опускалась ниже 100%, а по ряду позиций доходила до 300%. К середине 90-х чаще стали ездить на закупки с наличными долларами. Требуемый стартовый капитал составлял от $500, довольно быстро появились люди, у которых оборот составлял десятки тысяч в американской валюте. Порядка 80% челноков составляли женщины.

Как правило, домой привозили одежду и обувь, электронику, игрушки, продукты питания, косметику, парфюмерию. Сбыт осуществлялся на вещевых рынках крупных городов — туда стекались как рядовые покупатели, так и оптовики из других регионов. Именно так появился знаменитый Черкизон.

Челноки обзаводились связями с поставщиками, стали организовываться в группы и выезжать шоп-турами. О том, как вывозили огромные баулы товара, потом слагали легенды: это были огромные мешки весом от 160 до 240 кг. Поставщики стали отгружать товар в кредит. Постепенно появились турбюро, занимающиеся отправкой автобусов на рынки приграничных стран, карго-компании, а для перевозки грузов стали использоваться чартеры. Иногда организовывалось сразу два рейса — один вез торговцев, а другой — их товар. Объемы были такие, что в 1993 году на Дальнем Востоке упал перегруженный товаром челноков Ту-154.

В середине 90-х около 10 млн человек в России занимались челночной торговлей. Товары, которые они ввозили, составляли не менее трети российского импорта.

Лихие люди

Жизнь челноков была опасна. Рынки были полны криминальных элементов, ограбления автобусов и поездов стали нормой. На трассе могли убить из-за пояса-кошелька. «Братки» могли пройтись по всем вагонам и забрать все, что люди заработали. Нередко отбирали и товар. Один из многих примеров: в 1998 году недалеко от города Бугульма трое вооруженных напали на автобус с челноками, ограбили их и облили бензином, угрожая поджечь, после чего скрылись.

Не меньше проблем было и на таможне. В Гродно ходил рассказ о таможеннице, которая «потрошила» челноков и требовала за пропуск товара не менее $500. Опасность могла поджидать и в родном городе — все соседи и знакомые, как правило, знали о деятельности челноков. Если эти сведения попадали к бандитам, вполне можно было ожидать их визита домой.

Конец эпохи

Серьезный удар по челночной торговле нанесла девальвация рубля в августе 1998 года. Обороты резко упали, у многих торговцев образовались колоссальные долги. Удачей в то тяжелое время считалось реализовать товар хоть за какие-то деньги. Ситуация сказалась и на зарубежных поставщиках: к примеру, продажи на стамбульском рынке Лалели из-за ухода российских челноков сократились с $10 до $3 млрд год к году.

Выжить смогли немногие. Преимущественно в нише остались те, кто не имел долгов, и при этом перешел к крупным оптовым закупкам, более организованной и документально зафиксированной работе с поставщиками, открыл свои магазины либо нашел удачные каналы сбыта. Некоторая часть крупных челноков со временем перешла в туристический бизнес — и открыла Европу и другие регионы россиянам. В ограниченной форме феномен челночной торговли существует и сегодня, но в основном в приграничных регионах.

Так или иначе, челночный бизнес стал значимым этапом в формировании экономики постсоветского периода. Он действительно помог удовлетворить базовые потребности населения. Люди получили возможность приобрести относительно недорогие товары, пусть и далеко не всегда высокого качества, которые отличались разнообразием. В Москве на рынках одевалась и обувалась половина населения города — что уж говорить о российской глубинке.

0
127 комментариев
Написать комментарий...
Донор интеллекта

Треть импорта на спинах женщин с клетчатыми сумками и в поездах с риском для жизни. Норм че

Ответить
Развернуть ветку
Слегка устал.

Опять же, из моего личного опыта — мужчины либо пропадали и сутками пахали на заводах, чтобы заработать лишнюю копейку халтурой за кэш, либо жестко бухали («все пропало, просрали ссср»). Единственные кто мог взять себя в руки и кормить детей оказались женщины

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Rustam
Автор

Таковы реалии 90-х 🤷

Ответить
Развернуть ветку
Vera Loginova

такое время было, я помню родители периодически мотались с этими сумками

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Михаил Анюков

И в прямой кишке

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Там не только в поездах. Там ещё и автобусы спальники были, почти в каждой области пока едешь в/из Москвы заходили местные смотрящие и брали мзду за проезд по их территории

Ответить
Развернуть ветку
Илья Савой
Один из многих примеров: в 1998 году недалеко от города Бугульма трое вооруженных напали на автобус с челноками, ограбили их и облили бензином, угрожая поджечь, после чего скрылись.-ну обворовали, зачем же бензином обливать...Люди видимо совсем голову теряли
Ответить
Развернуть ветку
Архитектор

Давно пора снять о челноках сериал — разойдется не хуже слова пацана

Ответить
Развернуть ветку
Ed R

Вообще, о том времени многие не знают тк в нём не жили.

Мы не были классическими челноками - торговали товарами из соседних областей. Тогда каждая область была как мини-страна, со своими законами и товарами, так же многие ездили в Харьков за товаром, когда еще границы были открыты. Так вот, я успел поторговать мясом, бензином, автозапчастями, автомобилями, хозтоварами - меня еще учительница перед всем классом отчитывала за то, что я не книги читаю на выходных, а езжу с отцом торгую.

В старом «пирожке», в котором мы возили товар на рынок, не было радио или магнитолы - отец подключил кассетный магнитофон и мы его всю дорогу слушали - запомнилось больше всего Юрий Лоза и группа «Кино».

Ответить
Развернуть ветку
34 комментария
Михаил Анюков

И это получилось бы интереснее

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Enikeev

"Неприличные деньги" почти про это, неплохой но там всего две серии и перестали снимать

Ответить
Развернуть ветку
Леон Лозик

ну и по жестокости будет повыше

Ответить
Развернуть ветку
Саша Антипов

Это уж точно, точно для сюжета историй хватит...

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коновалов
Ответить
Развернуть ветку
Донор интеллекта

Вот они, «истоки»

Ответить
Развернуть ветку
Mark

кто пошустрее был поднялся на таком, возможностей бери не хочу, занял 500 баксов, закупился, продал в 2-3 раза дороже, повторил схему и так до мильонов, дальше компания Техношок, пельмени, банк. Классика

Ответить
Развернуть ветку
Внучка Бобби Аксельрода

Да, а на полпути - арматурой по голове или нож к животу. Я знаю массу историй о челночестве из своей семьи - и это просто страшный сон. Надо было чемто детей кормить (меня в том числе) и выжить, вот мама и моталась в Белосток. Но пару раз только, и слава Богу.

А в 98-м те кто в этом бизнесе остался так прогорели, что суицидов и спившихся было хоть отбавляй. И это просто прекрасно, что такое время прошло

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Джимми Юрин

На больших объемах там угрожали часто, так что не только шустрость, но и отсутствие страха смерти)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Саша Антипов

Как правило, чем больше денег, тем больше было рисков, стать мертвым...

Ответить
Развернуть ветку
Маэстро торговли

Легко рассуждать, сидя на диване с кофейком, или где-нибудь на релокации)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Слегка устал.

На самом деле челноки помогли и бизнесу в других странах тоже. Люди охреневали, сколько товара отгружают.

И да, самые ловкие смогли удержаться. Честно говоря, я многих из них знаю — чтобы удержаться надо было не пить и держать голову холодной

Ответить
Развернуть ветку
Rustam
Автор

Какие страны, например?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Растин J.

Дерипаска в то время в 1994 осваивал в сибири алюминевый завод и ГЭС )
а "Дарья" Тинькова, "Магнит" Галицкого, " Лента" и "Пятерочка" появились уже в 1997-98гг, стартанув во время девальвации

Ответить
Развернуть ветку
Gullett ROSALEE

У Тинькова сначала был "Техношок"

Ответить
Развернуть ветку
AL

да, были дела ... настоящий капитализм. А не то болото, что сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kochetkov

Ну, эт ты загнул, капитализм. Дикий рынок!)))

Ответить
Развернуть ветку
Мальдивский трудоголик

«Некоторая часть крупных челноков со временем перешла в туристический бизнес — и открыла Европу и другие регионы россиянам.»

А кое кто из челноков еще умудрился открыть пивной завод, потом пельменный и банк (см. «Лучший финтех в мире»)😃

Ответить
Развернуть ветку
Rustam
Автор
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrew Simon

Потому что понимал что в бизнесе главное - дружить с правильными людьми. А не велся на всякие "атлант расправил плечи". ))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
kate.mully

как же людям тяжело приходилось

Ответить
Развернуть ветку
Nikita

Как хорошо было родиться после всего этого

Ответить
Развернуть ветку
AL

а теперешние зуммеры ничерта не ценят.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Горячев

Жесть обивали на начале статью

Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

Интересные были времена, 200-300% стандартная накрутка на всякий электро-ширпотреб: антенны, пульты, батарейки. И всё продавалось! Непуганые были покупатели.

Ответить
Развернуть ветку
Jenya Kazanenko

всегда интересно было, что они в них носят

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Кирилл Сушков

зато в 90х были самые модные шмотки

Ответить
Развернуть ветку
Митряев Денис

Раньше были времена, а теперь - мгновения!

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Пройдёт немного времени, и про эти времена будут так говорить, пружина сжимается

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Кот

@Татьяна Никанорова похожа не челнока: похоже, что на ней одновременно 10 свитеров одето :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Климов

За этот период на условный Лалели было вывезено около 100 млрд. наличных долларов. Поэтому, когда в 1996 г. кто-то умный начал собирать на "выборы ельцина", то турки собрали около 3 млн. долларов. Автор не особо в теме : к 1998г. турки обленились и начали тупо перепродавать китайский товар, а тут еще и девальвация - все поехали в Китай. Кстати 1999 г. был очень удачным и прибыльным, не только у нас, но у всех конкурентов...

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Козлов

тяжелое было время

Ответить
Развернуть ветку
Chucky Play

Уже пора сериалы снимать)

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Думаю очень интересно было бы посмотреть, нынешнему поколению

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Ох и время было, мы выживали как могли…

Ответить
Развернуть ветку
Павел Блахин

а мы жалуемся, что магазины позакрывались..

Ответить
Развернуть ветку
Влад Бадоев

Такая ностальгия по этим клетчатым сумкам

Ответить
Развернуть ветку
124 комментария
Раскрывать всегда