Сумка, деньги и бандиты: как челноки 90-х формировали новую экономику
И рисковали жизнью, получая 100% чистой прибыли.
Лихие 90-е — период становления капитализма новой России. Кто-то его не пережил — а кто-то сделал состояние. Сегодня исследую истоки торговли в нашей стране на примере челноков и пытаюсь понять, к чему привело это явление. А о том, как заработать сейчас — в уютном сорванном пуше.
Предприниматели поневоле
Распад СССР и экономический кризис начала 90-х лишил привычной жизни миллионы людей — а часть из них в прямом и переносном смысле «вытолкнул на рынок». Вчерашние инженеры, учителя и врачи столкнулись с бедностью. Невыплата зарплат приобрела массовый характер, а реальные доходы населения снизились более чем в два раза.
Одновременно физическим лицам был разрешен беспошлинный ввоз товаров на сумму до $5 тысяч. Формально речь шла только о продукции «для личного пользования», фактически же был открыт канал для импорта. Новые участники рыночной экономики — часть от предприимчивости, часть в качестве вынужденной меры, чтобы кормить свои семьи — устремились с клетчатыми сумками в Польшу, Турцию, Прибалтику и Китай. В страну хлынул поток товаров из-за рубежа.
Миллионы челноков
Первое время челноки везли из России товары отечественного производства, продавали их за валюту и закупались дефицитом. Челночная торговля оказалась крайне выгодным делом — норма прибыли никогда не опускалась ниже 100%, а по ряду позиций доходила до 300%. К середине 90-х чаще стали ездить на закупки с наличными долларами. Требуемый стартовый капитал составлял от $500, довольно быстро появились люди, у которых оборот составлял десятки тысяч в американской валюте. Порядка 80% челноков составляли женщины.
Как правило, домой привозили одежду и обувь, электронику, игрушки, продукты питания, косметику, парфюмерию. Сбыт осуществлялся на вещевых рынках крупных городов — туда стекались как рядовые покупатели, так и оптовики из других регионов. Именно так появился знаменитый Черкизон.
Челноки обзаводились связями с поставщиками, стали организовываться в группы и выезжать шоп-турами. О том, как вывозили огромные баулы товара, потом слагали легенды: это были огромные мешки весом от 160 до 240 кг. Поставщики стали отгружать товар в кредит. Постепенно появились турбюро, занимающиеся отправкой автобусов на рынки приграничных стран, карго-компании, а для перевозки грузов стали использоваться чартеры. Иногда организовывалось сразу два рейса — один вез торговцев, а другой — их товар. Объемы были такие, что в 1993 году на Дальнем Востоке упал перегруженный товаром челноков Ту-154.
Лихие люди
Жизнь челноков была опасна. Рынки были полны криминальных элементов, ограбления автобусов и поездов стали нормой. На трассе могли убить из-за пояса-кошелька. «Братки» могли пройтись по всем вагонам и забрать все, что люди заработали. Нередко отбирали и товар. Один из многих примеров: в 1998 году недалеко от города Бугульма трое вооруженных напали на автобус с челноками, ограбили их и облили бензином, угрожая поджечь, после чего скрылись.
Не меньше проблем было и на таможне. В Гродно ходил рассказ о таможеннице, которая «потрошила» челноков и требовала за пропуск товара не менее $500. Опасность могла поджидать и в родном городе — все соседи и знакомые, как правило, знали о деятельности челноков. Если эти сведения попадали к бандитам, вполне можно было ожидать их визита домой.
Конец эпохи
Серьезный удар по челночной торговле нанесла девальвация рубля в августе 1998 года. Обороты резко упали, у многих торговцев образовались колоссальные долги. Удачей в то тяжелое время считалось реализовать товар хоть за какие-то деньги. Ситуация сказалась и на зарубежных поставщиках: к примеру, продажи на стамбульском рынке Лалели из-за ухода российских челноков сократились с $10 до $3 млрд год к году.
Выжить смогли немногие. Преимущественно в нише остались те, кто не имел долгов, и при этом перешел к крупным оптовым закупкам, более организованной и документально зафиксированной работе с поставщиками, открыл свои магазины либо нашел удачные каналы сбыта. Некоторая часть крупных челноков со временем перешла в туристический бизнес — и открыла Европу и другие регионы россиянам. В ограниченной форме феномен челночной торговли существует и сегодня, но в основном в приграничных регионах.
Так или иначе, челночный бизнес стал значимым этапом в формировании экономики постсоветского периода. Он действительно помог удовлетворить базовые потребности населения. Люди получили возможность приобрести относительно недорогие товары, пусть и далеко не всегда высокого качества, которые отличались разнообразием. В Москве на рынках одевалась и обувалась половина населения города — что уж говорить о российской глубинке.
Треть импорта на спинах женщин с клетчатыми сумками и в поездах с риском для жизни. Норм че
Опять же, из моего личного опыта — мужчины либо пропадали и сутками пахали на заводах, чтобы заработать лишнюю копейку халтурой за кэш, либо жестко бухали («все пропало, просрали ссср»). Единственные кто мог взять себя в руки и кормить детей оказались женщины
Таковы реалии 90-х 🤷
такое время было, я помню родители периодически мотались с этими сумками
И в прямой кишке
Там не только в поездах. Там ещё и автобусы спальники были, почти в каждой области пока едешь в/из Москвы заходили местные смотрящие и брали мзду за проезд по их территории
Давно пора снять о челноках сериал — разойдется не хуже слова пацана
Вообще, о том времени многие не знают тк в нём не жили.
Мы не были классическими челноками - торговали товарами из соседних областей. Тогда каждая область была как мини-страна, со своими законами и товарами, так же многие ездили в Харьков за товаром, когда еще границы были открыты. Так вот, я успел поторговать мясом, бензином, автозапчастями, автомобилями, хозтоварами - меня еще учительница перед всем классом отчитывала за то, что я не книги читаю на выходных, а езжу с отцом торгую.
В старом «пирожке», в котором мы возили товар на рынок, не было радио или магнитолы - отец подключил кассетный магнитофон и мы его всю дорогу слушали - запомнилось больше всего Юрий Лоза и группа «Кино».
И это получилось бы интереснее
"Неприличные деньги" почти про это, неплохой но там всего две серии и перестали снимать
ну и по жестокости будет повыше
Это уж точно, точно для сюжета историй хватит...
https://youtu.be/EsW8mYb3LqE?si=n6htA33v0dAI6mqH
Вот они, «истоки»
кто пошустрее был поднялся на таком, возможностей бери не хочу, занял 500 баксов, закупился, продал в 2-3 раза дороже, повторил схему и так до мильонов, дальше компания Техношок, пельмени, банк. Классика
Да, а на полпути - арматурой по голове или нож к животу. Я знаю массу историй о челночестве из своей семьи - и это просто страшный сон. Надо было чемто детей кормить (меня в том числе) и выжить, вот мама и моталась в Белосток. Но пару раз только, и слава Богу.
А в 98-м те кто в этом бизнесе остался так прогорели, что суицидов и спившихся было хоть отбавляй. И это просто прекрасно, что такое время прошло
На больших объемах там угрожали часто, так что не только шустрость, но и отсутствие страха смерти)
Как правило, чем больше денег, тем больше было рисков, стать мертвым...
Легко рассуждать, сидя на диване с кофейком, или где-нибудь на релокации)
На самом деле челноки помогли и бизнесу в других странах тоже. Люди охреневали, сколько товара отгружают.
И да, самые ловкие смогли удержаться. Честно говоря, я многих из них знаю — чтобы удержаться надо было не пить и держать голову холодной
Какие страны, например?
Дерипаска в то время в 1994 осваивал в сибири алюминевый завод и ГЭС )
а "Дарья" Тинькова, "Магнит" Галицкого, " Лента" и "Пятерочка" появились уже в 1997-98гг, стартанув во время девальвации
У Тинькова сначала был "Техношок"
да, были дела ... настоящий капитализм. А не то болото, что сейчас.
Ну, эт ты загнул, капитализм. Дикий рынок!)))
«Некоторая часть крупных челноков со временем перешла в туристический бизнес — и открыла Европу и другие регионы россиянам.»
А кое кто из челноков еще умудрился открыть пивной завод, потом пельменный и банк (см. «Лучший финтех в мире»)😃
Потому что понимал что в бизнесе главное - дружить с правильными людьми. А не велся на всякие "атлант расправил плечи". ))
как же людям тяжело приходилось
Как хорошо было родиться после всего этого
а теперешние зуммеры ничерта не ценят.
Жесть обивали на начале статью
Интересные были времена, 200-300% стандартная накрутка на всякий электро-ширпотреб: антенны, пульты, батарейки. И всё продавалось! Непуганые были покупатели.
всегда интересно было, что они в них носят
Комментарий удален модератором
зато в 90х были самые модные шмотки
Раньше были времена, а теперь - мгновения!
Пройдёт немного времени, и про эти времена будут так говорить, пружина сжимается
@Татьяна Никанорова похожа не челнока: похоже, что на ней одновременно 10 свитеров одето :)
За этот период на условный Лалели было вывезено около 100 млрд. наличных долларов. Поэтому, когда в 1996 г. кто-то умный начал собирать на "выборы ельцина", то турки собрали около 3 млн. долларов. Автор не особо в теме : к 1998г. турки обленились и начали тупо перепродавать китайский товар, а тут еще и девальвация - все поехали в Китай. Кстати 1999 г. был очень удачным и прибыльным, не только у нас, но у всех конкурентов...
тяжелое было время
Уже пора сериалы снимать)
Думаю очень интересно было бы посмотреть, нынешнему поколению
Ох и время было, мы выживали как могли…
а мы жалуемся, что магазины позакрывались..
Такая ностальгия по этим клетчатым сумкам