Крупнейший провал в истории игрушек: как Toys R Us проиграла Walmart и Amazon
В середине 90-х компания контролировала 25% мирового рынка детских игрушек.
Игрушки вместо мебели
В 1948 году ветеран Второй мировой войны Чарльз Лазарус торговал мебелью в собственном магазине в Вашингтоне. Как-то раз он решил выложить на прилавок несколько детских игрушек — вдруг получится привлечь покупателей. Идея сработала: к концу дня все игрушки были раскуплены.
Лазарус повторил эксперимент. Постепенно игрушек в его магазине становилось все больше — а спрос не падал. Предприниматель понял, что нашел новую нишу. Он переориентировался на продажу игрушек и стал торговать только ими.
Деньги текли рекой — Лазарус буквально нащупал золотую жилу. Он закупал десятки и сотни тысяч игрушек и продавал их. Основной причиной его успехов стал послевоенный бэби-бум на Западе. В 1957 году он придумал новое название для своего бизнеса, уже превратившегося в сеть магазинов — Toys R Us («Игрушки — это мы»).
Расцвет Toys R Us
В течение более чем полувека с момента основания Toys R Us играла важную роль в создании игрушек, ставших для американских детей культовыми — например, Geoffrey the Giraffe. К продвижению активно привлекали звезд.
В 80-е, например, один из магазинов открывал звезда NBA Мэджик Джонсон — к зданию выстроилась огромная толпа из родителей и детей, мечтающих о новых игрушках. Магазины были настоящим раем для детей, «супермаркеты игрушек» — отдельное красочно оформленное здание, в котором у каждого ребенка разбегались глаза.
Империя Toys R Us неуклонно расширялась. В 1983 году компания запустила магазины одежды Kids R Us, а в 1996-м создали бренд для новорожденных Babies R Us. В 2001-м открыли флагманский магазин на Таймс-сквер в Нью-Йорке: площадь более 10 тысяч кв. метров, дом Барби в натуральную величину, огромные фигурки Лего и, самое главное — колесо обозрения высотой 18 м прямо в здании. Всего у Toys R Us было более полутора тысяч магазинов по всему миру.
В середине 90-х Toys R Us занимала 25% мирового рынка в своём сегменте
Вот только успех оказался непродолжительным. На рынке появились новые, «зубастые» конкуренты, с которыми компания справиться не смогла. Основатель оставил пост председателя совета директоров в 1998-м — это было весьма символично. В том же году крупнейшим продавцом игрушек в Америке стал Walmart. Крупные магазины начали расширять ассортимент игрушек и продавать их по более низким ценам.
Падение империи
В 1998 году Toys R Us попыталась запустить собственный онлайн-магазин Toysrus.com, но потерпела неудачу, особенно после того, как компания не смогла вовремя доставить подарки во время сезона рождественских покупок 1999 года.
Спустя пару лет Toys R Us заключила с Amazon десятилетний контракт, согласно которому Amazon получал $50 млн в год плюс процент от продаж, а Toys R Us становился эксклюзивным продавцом детских игрушек на платформе.
Хотя партнерство изначально было успешным, оно имело серьезные последствия для будущего Toys R Us — вместо того, чтобы строить свой собственный e-commerce, компания полностью зависела от Amazon в онлайн-продажах.
В конечном итоге Amazon нарушил условия контракта, позволив другим ритейлерам-конкурентам продавать игрушки, что ещё больше нанесло ущерб доле рынка Toys R Us. Растущая конкуренция привела к окончательному закрытию 146 магазинов Kids R Us. В 2005-м Toys R Us за $6,6 млрд купил конгломерат частных инвестиционных компаний, рассчитывавших вывести компанию на IPO. Но ничего не вышло.
В e-commerce компания попыталась зайти слишком поздно — в 2009-м приобрели Etoys.com и Toys.com, но особых успехов на этом поприще не достигли. В марте 2018-го Toys R Us объявила о ликвидации и окончательном закрытии своих 700 магазинов из-за накопившихся долгов. Рабочие места потеряли более 33 000 человек. Символично, что тогда же скончался и основатель компании — Чарльзу Лазарусу было 94 года.
Позднее права на бренд Toys R Us выкупила Tru Kids Brands, но полноценного «возрождения» так и не произошло. В конце 2022-го компания стала партнером универмагов Macy's и продавала игрушки в них. На международном рынке присутствие сохранили в качестве интернет-магазина.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал сорванный пуш — там я рассказываю о бизнесах в необычных нишах, трендах в диджитал и не только.
Больше материалов:
очередная компания на кладбище Nokia, Kodak, Yahoo...в нулевые много кто полег на поле боя
Комментарий недоступен
Полегли на поле боя? Эти ребята не просыпались даже от молотящего рокота строительства нового рынка новой реальности!
Ну лично по мне лучше покупать игрушки в оффлайн. Особенно те которые сейчас есть. Такое иногда дно попадается. Другое дело, что сфера онлайн продаж сейчас более развита.
Ребята как бы профукали момент. Основателю тогда уже было не до управления. А нанятый персонал с удовольствием себе бонусы рисовал.
98-м — это было весьма символично. В том же году крупнейшим продавцом игрушек в Америке стал Walmartтупо демпингом убили
По сути ряд ошибок менеджмента, особенно показательна история контракта с Amazon.
В офлайне покупаете в сетевых магазинах или отдельных точках?
Скорее всего меньше уделяли внимания маркетингу и аналитики, вот и застопорились с развитием.