Важные моменты в извещении о закупке

На эти пункты стоит обратить внимание, когда просматриваете извещение и готовитесь к участию в закупке
На эти пункты стоит обратить внимание, когда просматриваете извещение и готовитесь к участию в закупке

1. Характеристики товара.

Оценка характеристик товара - это фундаментальный аспект анализа любой закупки. Все же, иногда возникают ситуации, когда характеристики товаров сформулированы неоднозначно, либо, наоборот, подробно прописаны для каждого товара. Это происходит по разным причинам и, следует отметить, не всегда потому, что заказчик "ждет своего поставщика".

Заказчик, как правило, не может знать всех тонкостей каждой детали объекта закупки. Это обязанность сотрудника контрактной службы, который, в свою очередь, не всегда может разбираться в деталях всех номенклатурных групп, представленных на предприятии. Именно здесь ваша роль как эксперта приобретает особое значение.

Часто заказчики обращаются к поставщикам, которые являются профессионалами в своей сфере, с просьбой подготовить обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и выявить технические особенности объекта закупки. Важно отметить, что законодательством, в частности Федеральными законами № 44-ФЗ и 135-ФЗ, запрещены согласованные действия между заказчиками и участниками закупок, однако консультации и советы всегда приветствуются.

Помогайте заказчикам сформулировать техническое задание, избегая включения таких формулировок, которые могли бы ограничить участие других поставщиков. Вместо этого предоставьте заказчику информацию о вашем товаре и помогите ему понять, в чем заключаются преимущества и недостатки вашей продукции. Так Заказчик будет иметь реальное представление о товаре, который ему необходим.

И, самое важное, не указывайте в вашей заявке характеристики, которых нет у вашего товара, или "подходящие с некоторыми оговорками". По какой-либо второстепенной характеристике ваш товар может не соответствовать потребностям заказчика. И даже если вы выиграете контракт, указав то, что хочет заказчик, вам следует помнить, что заказчики часто обращаются за экспертизой при приемке товара. Таким образом, существует значительный риск получения отказа в приемке товар, который вы предложите заказчику. Поиск заменяющего товара с необходимой или улучшенной характеристикой может оказаться непростой задачей или даже невыполнимой. А замена на тот, который нужен заказчику в итоге выльется в крупные убытки.

2. Место поставки.

На практике возникают ситуации, когда заказчик ошибается в указании места поставки товара. В договоре может быть указан юридический адрес заказчика, а не адрес склада, куда фактически необходимо доставить товар. Складские помещения часто размещаются за пределами города. Если руководствоваться только юридическим адресом, то можно оказаться перед офисным зданием в центре города, куда фура просто не сможет подъехать. Более того, в таких местах часто отсутствует возможность разгрузки и хранения крупногабаритных товаров. Бывает, что ошибка в месте поставки выявляется заранее, и заказчик имеет возможность внести необходимые изменения в документацию еще на этапе подаче заявок. Однако, если вы не проверите данную информацию и заключите контракт, считая, что ошибка несущественна, это может повлечь за собой серьезные финансовые и организационные трудности.

Конечно, в некоторых случаях можно попытаться взыскать с заказчика убытки, обосновав их его ошибкой. Однако для этого потребуется много времени, усилий и дополнительных финансовых ресурсов. Это может оказаться долгим и тяжелым процессом, который лучше избежать, предостерегаясь от ошибок в начале.

Существует еще ряд неочевидных моментов в документации, на которые стоит обратить внимание, например, срок поставки или выполнения работ в извещении и проекте контракта, расценки в сметах, документы по дополнительным требованиям.

Так же есть ряд внешних факторов, про которые иногда забывают тендерные специалисты. Например, документы по компании, которые загружены в личном кабинете в ЕРУЗ и которые необходимо актуализировать вручную, комиссии площадок, про которые не сказано в извещении, но, если вы подаете заявку в последний момент, а средства блокируются при нажатии кнопки «подать заявку» и их нет на счете – ваша заявка не уйдет заказчику и многое другое.

Об этом и другом напишу в следующих статьях.

Успешных и легких Вам закупок!

Начать дискуссию