«Беги, Алиса, беги» - антиутопия в Стране чудес на сцене театра на Таганке

Премьера спектакля состоялась ещё 5 лет назад, через год он получил премию «Золотая маска» за лучшие костюмы. А спустя три года режиссёр мюзикла Максим Диденко покинул Россию из-за политических соображений.

Режиссёр в каждой работе прибегает к новым формам высказывания. В его копилке перфомансы, интерактивные онлайн-шоу, акции, иммерсивные спектакли и даже в виртуальной реальности. Этот мюзикл не стал исключением по изобретательности не только в декорациях, но и в интерпретации сказки Льюиса Кэролла.

По мимо нестандартного прочтения произведения, Диденко также адаптировал искусство Владимира Высоцкого. Спектакль был приурочен к его 80-летию. Песни с грампластинки по мотивам «Алисы в Стране чудес» вызвали в прошлом столетии резонанс, а сегодня использовались на сцене театра. В детскую сказку вплетены недетские смыслы, политический подтекст слышен в композициях «Про королевское шествие» или «Мы антиподы».

Спектакль начался с того, что зрителей заставляли встать, потому что начался суд над Алисой. В общем, взаимодействие с гостями любопытно обыграли. Четвертую стену неоднократно ломали: Гусеница перед песней сама предложила её исполнить, объяснив это «правилами жанра». Декорации передвигали мужчины в костюмах рабочих, подчеркивая, что все это декорации и сказка, а настоящие чудеса происходят на выходе из театра.

<p><i>Пресс-служба театра на Таганке/Ира Полярная</i></p>

Пресс-служба театра на Таганке/Ира Полярная

Алису играют сразу четыре актрисы. Три из них представляют её в разных возрастах, самой рассудительной и главной кажется средняя. Четвертая является тёмной стороной и выполняет роль антагониста. При чём чёрная она в прямом смысле слова. Даже лицо актрисы покрыто краской и со сцены блестят только глаза и рот. Она хочет выбраться из Страны чудес и править в реальном мире. Одна проблема - она не знает, где находится кроличья нора и только Алиса может привести её туда. Поэтому в её голове рождается хитрый план, чтобы Алиса захотела сбежать из тюрьмы и вывела её наружу.

<p><i>Пресс-служба театра на Таганке/Ира Полярная</i></p>

Пресс-служба театра на Таганке/Ира Полярная

На своем пути Алиса встречает старых друзей, которые очень изменились за это время. Из диалогов мы понимаем, что они уже не те сказочные персонажи и сама сказка тоже, об этом говорят жуткие декорации и костюмы. Они напоминают героев мультика Тима Бёртона - красивые и в то же время очень пугающие. Ростовые костюмы Мартовского Зайца, Белого Кролика, Чеширского кота, хвост Гусеницы и её гипнотизирующий комбинезон. Всё было детально выполнено и создавало общую картинку мрачности и сказки. На фоне всегда присутствовали видео-коллажи с анимационной Алисой в мрачных пейзажах. Юбка из ширмы, огромные кружки, картонная гигантская Алиса, разделенная на части тела - рождали ощущения психоделики.

<p><i>Пресс-служба театра на Таганке/Ира Полярная</i></p>

Пресс-служба театра на Таганке/Ира Полярная

Архаичность подчеркивает и музыкальная часть. Каждое движение героев сопровождается звуком скрипки или синтезатора, что нагоняет жути. Но даже в хаосе есть порядок, скрипачи, сидящие друг напротив друга, одеты одинаково - спортивные штаны и пиджак. В мюзикле музыкальные отступления играют ключевую роль, но разбирать слова песен часто было очень сложно. Музыка была громче, или актёры не чётко выговаривали слова, или всё вместе – не ясно. Смыслу это не мешало, он угадывался в танцах и декорациях во время этого.

Сюжет сказки перекликался с нашей реальностью - тут шутки про эмиграцию, бюрократию и наркотики. Вместе с тем страна чудес находится в другом измерении. В первой части она представлялась местом, куда приходят деятели искусств за идеями. Здесь они создают, но там их не понимают. Про это говорил Шляпник, что людям всегда нужно разжёвывать смысл. Они не могут погрузиться в таинственный мир художника и узнать его задумку, поэтому им нужен отдельный человек, который владеет «искусством всё объяснять».

Алиса, найдя выход наружу, понимает, что попадает в Россию. «Там мрачно и холодно» это как раз то, что нужно антагонисту - Алисе ночи. Вторая часть спектакля уже развеивает былые мотивы сказки и переносит в суровую реальность - непосредственно в Москву. Червонная королева стала червивая и действует под влиянием тёмной Алисы. Она выходит к подданным на облаке и в спортивном костюме. Её первый указ - запретить всё. Следующий – сделать список запрещённого. Единственная, кто готов бороться с этим режимом, наша Алиса или точнее наши три Алисы. Нам показывают её родителей, которые в прямом смысле летают в облаках, и как узнается, отдали дочь по обмену в Страну чудес и забыли. За это они когда-то получили телевизор и о возвращении Алисы узнали как раз, когда он пропал.

<i>Пресс-служба театра на Таганке/Ира Полярная</i>
Пресс-служба театра на Таганке/Ира Полярная

В этих декорациях зритель замечает, что шторы на окне идентичны кулисам на сцене. Режиссёр возможно намекал на то, что всё есть игра и спектакль. Родители, которые существуют только в границах квартиры наблюдают за происходящим через окно, как в театре. Там настоящая жизнь, в отличие от того, что показывает им «ящик». Они отдалены от реальности и телевизор единственный их проводник в неё.

Алиса хочет совершить революцию, но старые друзья примкнули к злу. На предложение встать против тоталитарного государства в лице королевы, они отвечают тем, что сначала бы сходили на банкет. «Революцию делают голодные животы», но их слишком мало. Банкет устраивается в честь награждения Гусеницы. Она теперь отвечает за театральное искусство в стране, однако ей нечего ещё показать, чему королева радуется - «Хорошо, что вы спектакль не поставили».

Революцию делают голодные животы

Алиса
<i>Пресс-служба театра на Таганке/Ира Полярная</i>
Пресс-служба театра на Таганке/Ира Полярная

По закону сказки добро побеждает зло и в конце Алиса сидит на большом стуле и к ней выходит актёр в огромной голове Высоцкого. Он как образ автора всё наблюдал и был рядом. Девочка боится: «а что если Алиса ночи вернётся?», но он отвечает, что сказка не оборвалась. Она будет повторяться по кругу, и можно даже предложить график: «к примеру по вторникам». Победа иллюзорна, зло никуда не исчезло, а просто решило отдохнуть. Этот порочный круг никогда не разорвать и нам вечно придется бороться с одной и той же Алисой ночи, только в разных обличиях. Название спектакля также отсылает к этому. В фильме “Беги, Лола, беги” героиня находится во временной петле, как и Алиса. Посмотреть в следующий раз психоделический забег актеров театра на Таганке вы сможете 22 августа.

Сходили бы на такой спектакль?
Да
Нет
Если был(а), пиши мнение в комментариях
4
4 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Похоже я живу в какой-то другой России.

Ответить

Наркомания какая-то....

Ответить