Модернизация отечественного пожарного лафетного ствола для нужд аэродромных деайсеров по программе импортозамещения

Компания «ПОЖТЕХСПАС» разрабатывает и производит лафетные стволы и роботизированные пожарные установки. Однако, мы решаем задачи, которые касаются не только противопожарного оборудования. Например, разрабатываем лафетные стволы для распыла противообледенительной жидкости для защиты воздушных судов. У наших изделий небольшой вес, простая конструкция, хорошие баллистические свойства, низкие потери в стволе.

Зачем воздушному судну нужна антиобледенительная установка

Для обработки поверхностей судна предназначена специальная машина — деайсер.

От работы форсунки лафетного ствола деайсера зависит качество обработки поверхности воздушного судна противообледенительными жидкостями, чтобы на поверхностях не было инея, снега, льда. То есть, всего, что так или иначе влияет на аэродинамические качества. Крайне необходимо, чтобы взлет не выполнялся до тех пор, пока не будет установлено, что все критические поверхности и датчики приборов свободны от налипшего снега, ледяного налета или других ледяных образований.

<i>Рис. Оператор деайсера обрабатывает поверхность воздушного судна дистанционно из защищенной кабины</i>
Рис. Оператор деайсера обрабатывает поверхность воздушного судна дистанционно из защищенной кабины

Форсунка лафетного ствола деайсера нужна для качественного нанесения защитного слоя. От настройки зависит очистка покрытия. Например, для удаления тонкого льда или инея форсунку дистанционно устанавливают в режим, обеспечивающий широкий конус распыления, а для влажного и тяжелого снега требуется мощная струя жидкости.

В состав противообледенительной жидкости входят химические присадки на основе гликолей, отрицательно влияющие на коррозионное состояние лафетного ствола. Металл изнашивается и ствол выходит из строя. Требуется замена. Поэтому возникают проблемы с запасными лафетными стволами и форсунками.

Проблемы с запасными частями для авиационных деайсеров из-за санкций

Большинство противообледенительных машин, авиационных деайсеров, которые работают в России – западного производства. Эти огромные машины называют «elephant» (слон). Служат они для претворения в жизнь концепции «чистого воздушного судна».

Европейские и американские деайсеры можно встретить в аэропортах Москвы («Домодедово», «Пулково»), Екатеринбурга, Новосибирска, Атырау, Бишкека, Челябинска. Это и популярные во всем мире шведские деайсеры safeaero-220, «Элефанты» датской компании Vestergaardи FMC LMD-2000 американского производства, разработанные фирмой «FMC Аэропорт Системз». Машины отличные и очень дорогие, стоят как маленький самолет. И все бы хорошо, если бы лафетный ствол для распыления противообледенительных жидкостей (ПОЖ) из-за износа и коррозии иногда не выходил из строя…

<i>Рис. Лафетный ствол деайсера, вышедший из строя, не ремонтируется и требует полной замены.</i>
Рис. Лафетный ствол деайсера, вышедший из строя, не ремонтируется и требует полной замены.

Электрические приводы лафетных стволов выходят из строя, главным образом, из-за износа и трения подшипников, из-за превышения расчетного срока эксплуатации.

Из-за трения в подшипниках возникает повышенная механическая вибрация. Неисправные подшипники ведут к выходу из строя всего привода и к повреждению обмотки статора. Привод практически не подлежит ремонту.

Повреждение корпуса привода может происходить из-за ударов, повышенных нагрузок, износа.

<i>Рис. Электрический привод лафетного ствола деайсера от компания Pittman Motors, корпорация Ametek, вышел из строя из-за износа механической части, в связи со значительным превышением срока эксплуатации.</i>
Рис. Электрический привод лафетного ствола деайсера от компания Pittman Motors, корпорация Ametek, вышел из строя из-за износа механической части, в связи со значительным превышением срока эксплуатации.

Металл лафетного ствола разрушается из-за коррозии, из-за усталостности.

<i>Рис. Лафетный ствол деайсера, вид изнутри, сколы из-за разрушения металла</i>
Рис. Лафетный ствол деайсера, вид изнутри, сколы из-за разрушения металла

Санкции не позволяют приобретать новые лафетные стволы. Приходится ремонтировать то, что есть. То есть, латать старое оборудование. Поэтому мы приняли заказ разработать свой лафетный ствол для нанесения противообледенительных жидкостей.

Что мы решили

Сделали как в шахматах — ход конем. Взяли и перешагнули через запретные барьеры. Поскольку мы создаем пожарные лафетные стволы для подачи пожаротушащих жидкостей – так почему бы не переделать обычный пожарный лафетный ствол и не использовать его для обработки поверхностей авиалайнера антиобледенителем? В конструкцию были внесены некоторые изменения, а форсунка деайсера заменена на специальный насадок, который мы приспособили для нанесения противообледенительной жидкости дистанционно.

<i>Рис. Лафетный ствол «ПОЖТЕХСПАС», на основе которого создавали оригинальный лафет с управляемым дистанционно насадком для распыла противообледенительных жидкостей и присадок</i>
Рис. Лафетный ствол «ПОЖТЕХСПАС», на основе которого создавали оригинальный лафет с управляемым дистанционно насадком для распыла противообледенительных жидкостей и присадок

Обработка труднодоступных поверхностей воздушного судна ПОЖ была затруднена для обычного лафета. Кроме того, металл подвержен коррозии, особенно если это жидкости на основе гликолей. Поэтому мы используем только нержавеющую сталь.

И еще нужно было решить вопрос дистанционного управления лафетным стволом из защищенной операторской кабины. Управление с пульта должно защитить оператора от высокой температуры обливочной жидкости Тип-I. Именно такую жидкость, нагреваемую до 90о С, используют для снятия обледенения, снега, инея. Кроме того, химические продукты типа этиленгликоля, пропиленгликоля или диэтеленгликоля, применяемые в жидкостях Тип II, III, IV, опасны для здоровья человека. Страдает зрение, дыхательные пути. А ведь они являются обязательными для обработки поверхности воздушного судна, так как защищают от наземного обледенения.

Определение главных критериев качества

Мы поставили задачу и определили главные критерии, которыми руководствовались при создании лафетного ствола, так необходимого для обслуживания воздушных судов в наших аэропортах.

Главные условия для создания антиобледенительного лафетного ствола, которые мы обозначили для себя:

  • Точность подачи жидкости
  • Поворот ствола в двух плоскостях
  • Дистанционное управление
  • Адаптация под любое крепление на стреле машины

Мы поставили задачу и определили главные критерии, которыми руководствовались при создании лафетного ствола, так необходимого для обслуживания воздушных судов в наших аэропортах.

Главные условия для создания антиобледенительного лафетного ствола, которые мы обозначили для себя:

  • Точность подачи жидкости
  • Поворот ствола в двух плоскостях
  • Дистанционное управление
  • Адаптация под любое крепление на стреле машины

Филигранная точность подачи жидкости для обработки

Определили и добились выполнения мер предосторожности для регулирования распыления насадком чтобы дистанционное управление обеспечило поток жидкости струей или конусом. Это нужно, чтобы антиобледенитель не попал куда не надо. Важно, чтобы он обязательно был нанесен на критические поверхности крыльев, горизонтального стабилизатора, руля высоты, фюзеляжа. В этом случае ПОЖ используется экономно. Попадание ее в дренажные отверстия или во внутренние области систем управления минимизируется.

Поворот ствола в двух плоскостях

Движение ствола вправо-влево и вниз-вверх. Это требуется для удобства нанесения антиобледенителя, чтобы распыляемая ПОЖ доставала все труднодоступные критические места.

Безопасное дистанционное управление распылом

Облив поверхности ВС производится из защищенной кабины. Ручное управление также имеется, но применяется крайне редко. Только в случае установки на машины, оборудованные открытыми операторскими кабинами либо в аварийных случаях.

<i>Рис. Управление распылом противообледенительной жидкости из открытой кабины</i>
Рис. Управление распылом противообледенительной жидкости из открытой кабины

Технические решения

Применение шариковых соединений на потоконаправляющих патрубках ствола позволило уменьшить сопротивление нагрузки и снизить мощность мотор-редукторов. Это дало возможность достичь высокой точности позиционирования и задать широкий диапазон скоростей. Решения позволили задавать лафетному стволу сложные траектории перемещения, необходимые для точного нанесения противообледенительной жидкости на критические поверхности авиалайнеров.

Зигзагообразная форма пожарного ствола, которую использовали для нанесения жидкостей и присадок, позволила облегчить манипулирование стволом и значительно упростила задачу управления распылом.

Перспективы модернизированного лафетного ствола для нужд аэродромных деайсеров западного производства

В условиях санкций получение «родных» лафетных стволов для шведских safeaero-220, датских противообледенительных спецавтомашин фирмы Vestergaard, американских FMC LMD-2000 фирмы «FMC Аэропорт Системз» и других – весьма затруднительно и затратно. Отечественный лафетный ствол производства челябинской компании «ПОЖТЕХСПАС» способен заменить абсолютно все типы лафетных стволов для деайсеров западного производства. Мы адаптируем крепления лафетного ствола под любую модель деайсера.

Более подробно о конструкции лафета, управлении, технических особенностях и характеристиках можно ознакомиться на нашем сайте.

88
17 комментариев

Добрый вечер! Просьба уточнить какие неисправности конкретно бывают у родного лафетного ствола деайсера, не могли бы вы их перечислить?

3
Ответить

добрый день, спасибо за вопрос,
в основном это истечения срока эксплуатации, исходя из этого проблемы, связанные с этим: уставший металл, ржавчины, вышедшие из строя приводы и прочее.

1
Ответить

А как вы регулируете распыл жидкости, то есть можно ли сделать направленную струю для смывки льда и как сделать конус, для разбрызгивания противообледенительной жидкости?
Настройка делается автоматически или надо останавливать машину и менять насадок?

2
Ответить

добрый день,
спасибо за вопрос.
Насадок лафетного ствола позволяет регулировать распыл струи, не прекращаю подачу ПОЖ.

1
Ответить

В чем разница между форсункой лафетного ствола противообледенительной установки и специальным насадком лафетного ствола, который вы модернизировали

2
Ответить

добрый день,
форсунки бывают разные, по сути отличается конструктив:
- форсунка, как правило, имеет отверстие посередине,
- насадок имеет посередине штор, а распыление струи происходит по краям насадка; Это сделано для управлением распылом струи от сплошной до распыленной без прерывания подачи ПОЖ.

1
Ответить

В какой период обычно работают деайсеры, только зимой?

У вас на картинке показана работа в зимний период с открытой площадки, каким образом происходит управление лафетным стволом без защиты от воздействия вредных веществ?

1
Ответить