Мечтая об Аргентине

Люди в белых халатах

Когда я год назад впервые приехала в Аргентину, попала на крупнейшую забастовку медиков. Тогда я их и приметила: детишек в белых халатах. Они вышли из школьного автобуса возле розового президентского дворца и в сопровождении учительниц отправились в сторону пляшущих посреди перекрытой проезжей части задорных медсестёр и медбратьев. Я тогда почему-то решила, что дети — учащиеся медицинского колледжа.

Теперь я вижу детишек в халатах постоянно: в определённое время они заполняют тротуары, промаркированные табличками «Школьные тропинки». Родители ведут их домой или в школу, и полиция тоже бдит — аргентинцы с особым трепетом относятся к своим детям. А белые халатики носят почти все школьники от мала до велика. Чтобы сберечь форму. Поэтому и кажется, что школьники Буэнос-Айреса учатся в медицинских колледжах или в мед-, био-, химпрофиле. Хотя в столице чаще всего выбирают инженерию и английский язык.

Будущее Аргентины. Дети в белых халатиках. В основном белые дети, потомки европейских эмигрантов, — буквально блондины, белокурые, рыжие, кудрявые, голубоглазые. Это бросается в глаза. Контрастирует, например, с Бразилией.

Откуда взялось такое отличие?

Здесь следует сделать небольшое отступление и поговорить о президенте Хулио Архентино Роке.

Мечтая об Аргентине

Когда я год назад впервые приехала в Аргентину, меня впечатлил конный памятник на высоком пьедестале в центре столицы — эдакий гордый кондотьер на своём неукротимом жеребце. А ещё сильнее поразило обилие скабрёзных надписей на пьедестале — величавый монумент был измалёван большими красными буквами, и никто не спешил его отмыть.

Потом я узнала от учительницы из госшколы, что это памятник Хулио Архентино Роке и что этот президент был нехорошим человеком, военным преступником, устроившим геноцид индейцев-мапуче в Патагонии в конце XIX века. Цель Рока преследовал вполне благородную — поднять Аргентину до уровня современных прогрессивных развитых стран. Методы, как часто бывает, избрал совсем неблагородные. Президент Рока решил, что страна может стать «цивилизованной», только если обретёт «белое» лицо. То есть если буквально, по известной формуле, наполнится белыми христианами. С одной стороны, президент Хулио Архентино Рока активно приглашал в страну европейских мигрантов, подчёркивая, что государство готово всячески поддержать белых переселенцев-христиан. С другой стороны, он активно зачищал территорию, на которой будущие граждане «желательного» происхождения и вероисповедания могли бы развить как животноводство, так и агрикультуру.

Создал образ индейца как невежественного, жестокого, агрессивного врага и принялся истреблять коренное население на обширных плодородных равнинах, развернув против индейцев несколько военных кампаний.

Картина из музея изящных искусств Буэнос-Айреса: мапуче возвращаются после очередного набега с добычей, в том числе с похищенной белой женщиной
Картина из музея изящных искусств Буэнос-Айреса: мапуче возвращаются после очередного набега с добычей, в том числе с похищенной белой женщиной

В Аргентине не принято говорить, что здесь не любят вспоминать о мрачных эпизодах отечественной истории. Вспоминать любят, и делают это весьма экспрессивно: пишут на стенах, ходят на демонстрации, размалёвывают памятники, требуют справедливости. Говорят вслух, что думают о своих президентах, от Хулио Архентино Роки до Кристины Киршнер.

Выжившие индейцы Патагонии создали федерацию и требуют признания своих прав: живут в палатках возле Розового дворца и Дворца Юстиции и добиваются личной встречи с президентом. Полиция их не трогает.

На фотографиях палаточный лагерь федерации индейских племён Патагонии и флаг федерации у розового президентского дворца

А по улицам в белых халатиках шагает будущее страны. Так получилось (и государство не скрывает почему), что в Аргентине много потомков европейских мигрантов. Но также очень много потомков евреев, которые бежали сюда от погромов в Старом Свете и во времена Холокоста. Потомков армян, ведь Аргентина официально признала геноцид армян и поддержала армянских переселенцев из Турции.

Вообще в Аргентине много разных людей.

Два очень популярных слогана, намекающих на фашистскую диктатуру генерала Виделы: "Никогда больше" и "Благодарите, что мы требуем справедливости, а не мести"

Мальдонадо - современный аргентинский народный святой, погиб совсем недавно; активно боролся за права мапуче, однажды его обезображенное тело было найдено на улице, полиция заявила, что это дело рук коммунистов или бандитов; на листовке написано: "Все правительства пытают, убивают и похищают людей" - на фотографии Мальдонадо рядом с индейцем-мапуче

Начать дискуссию