Zara: бизнес-модель и SWOT-анализ

Zara, безусловно, нарицательное имя в мире моды. Компания привлекает различные взгляды в индустрии моды: одни называют бизнес-модель Zara революционной, а другие считают ее эксплуататорской и не оригинальной. Несмотря на это, компания, безусловно, успешна: в 2022 году стоимость бренда оценивается почти в 13 миллиардов долларов.

Zara: бизнес-модель и SWOT-анализ

Давайте разберем бизнес-модель Zara, историю компании и, самое главное, на то, как она зарабатывает деньги.

Краткая история Зары

Компания, известная как Zara, была основана в 1975 году Амансио Ортегой и Розалией Мера. Первоначально Зара называлась Зорба, но название было быстро изменено, так как оно носило то же название, что и местный бар. Первый магазин был открыт в Галисии расположенном в северной части Испании. Магазин специализировался на продаже моделей-двойников известных модных домов по низким ценам.

Компания открыла еще несколько магазинов по всей Испании в 1980-х годах, но не добилась по-настоящему массового роста. После того, как Амансио Ортега разработал концепцию «быстрой / мгновенной моды», сменил дизайн, производство и систему логистики и добился значительного сокращения производственного процесса и быстрее реагировал на изменения в моде премиум класса.

Эти изменения были в основном сосредоточены на основных принципах философии «мгновенной моды». К ним относятся:

  • Быстрое воспроизведение тренда за счет использования информационных технологий;
  • Значительное повышение производительности за счет практики групп (а не отдельных) дизайнеров, работающих над продуктами;
  • Они используют дешевые материалы для своей продукции;
  • Конкурентоспособное ценообразование за счет использования низкокачественных материалов и дешевой рабочей силы, которую обычно передают за границу в определенные страны из-за их более рентабельной (более дешевой) структуры заработной платы.

Кому принадлежит Зара

Zara принадлежит Industria de Diseño Textil Sociedad Anónima (Inditex), испанской многонациональной компании по производству одежды со штаб-квартирой в Артейхо, Галисия, в Испании. Inditex – крупнейшая группа фаст-фэшн в мире с рыночной капитализацией в 73,7 миллиарда долларов в 2020 году. Zara является крупнейшей дочерней компанией с 2007 магазинами в 96 странах, что составляет около 70% от общего объема продаж Inditex Group.

Миссия Zara

Миссия Zara заключается в том, чтобы

«давать клиентам то, что они хотят, и делать это быстрее, чем кто-либо другой».

Это прекрасно представляет ключевые ценностные предложения; возможность предоставлять дешевые, почти точные копии модных тенденций премиум класса и доставлять их быстро – практически за 15 дней от начала и завершения всего производственного процесса.

Как Зара зарабатывает деньги

Давайте посмотрим, как Zara зарабатывает деньги.

  • Выручка от розничных продаж. Говорят, что Zara продает более 450 миллионов товаров в год, и значительная часть этих продаж приходится на ее розничные магазины. Компания имеет тысячи торговых точек почти в 100 странах мира. В этих физических точках продаются мужская, женская и детская одежда и аксессуары, а также ряд других товаров, таких как косметические товары, обувь и парфюмерия.
  • Доход от онлайн-продаж. Онлайн-продажи также вносят значительный вклад в общий объем продаж Zara. Сообщается, что продажи электронной коммерции за 2022 год принесли 8,6 миллиарда долларов в общий доход от продаж. Это свидетельствует о продолжении устойчивого роста выручки от онлайн-продаж: 6,1 млрд долларов США в 2021 году, 4,8 млрд долларов США в 2020 году и 2,9 млрд долларов США в 2019 году. Компания планирует дальнейшее увеличение своего присутствия в Интернете и по-прежнему прогнозирует значительные возможности для роста.

Канва бизнес-модели Zara

Бизнес-модель Зара
Бизнес-модель Зара

Давайте взглянем на канву бизнес-модели Zara.

[1] Потребительские сегменты Zara

Сегменты клиентов Zara состоят из:

Женщины, мужчины, дети, ориентированные на тренды, но экономные модники. Бизнес-модель Zara предполагает предоставление удобной, но модной одежды и аксессуаров мужчинам, женщинам и детям. Основной сегмент клиентов – это люди в возрасте от 18 до 40 лет, которые следят за модой, разбираются в технологиях и заботятся об окружающей среде.

[2] Ценностные предложения и преимущества Zara

Ценностные предложения Zara состоят из:

Бренд может предоставить недорогую одежду и аксессуары к ним, которые имитируют современные тенденции высокой моды.

[3] Каналы сбыта Зары

Каналы сбыта Zara состоят из:

  • Розничные магазины и веб-сайт компании;
  • Интернет-магазины партнеров;
  • Социальные сети;
  • Мобильное приложение;
  • СМИ, реклама, информационные рассылки;

[4] Взаимоотношения с клиентами Zara

Взаимоотношения с клиентами Zara состоят из:

  • Массовое обслуживание клиентов без персонализации. Ориентации на массовый сегмент клиентов с оперативным (транзакционным) обслуживанием без создания долгосрочных и персонализированных отношений с клиентами;
  • Самообслуживание. Самообслуживание в Zara также является одним элементом взаимоотношения с клиентами, поскольку покупателям разрешено выбирать продукцию из доступного розничного каталога и покупать товары без необходимости значительной помощи, консультаций персонала;
  • Обслуживание клиентов. Обслуживание клиентов является одним из наиболее важных секторов бизнес-структуры Зара, которая помогает клиентам решать любые вопросы и жалобы;
  • Чувство общности. Социальные сети и фирменный стиль Zara передают постоянным клиентам чувство общности (сообщества) при покупке продуктов Zara.

[5] Потоки поступления доходов Zara

Потоки доходов Zara состоят из:

Продажи продукции в торговых точках и интернет-магазинах

[6] Ключевые ресурсы Zara

Ключевые ресурсы Zara состоят из:

  • «Мгновенная мода» и скорость выводы новых моделей. Революционная бизнес-модель «мгновенной моды». Чрезвычайно короткие сроки и возможность быстро копировать последние тренды;
  • Низкие расходы на оплату труда и материалы. Недорогие затраты на рабочую силу и дешевый материал для одежды;
  • Интеллектуальная собственность;
  • Персонал компании, преданный своему делу;
  • Очень низкие расходы на рекламу всего 0,3% от общего дохода.

[7] Ключевые виды деятельности Zara

Основные виды деятельности Zara включают:

  • Разработка и дизайн продукции;
  • Производство;
  • Доставка продукции и отгрузка;
  • Обслуживание штаб-квартиры, торговых точек и онлайн-платформы;
  • Маркетинг и реклама;
  • Мониторинг трендов. Мониторинг новейших и самых популярных тенденций моды с использованием информационных технологий, в там числе социальные сети.

[8] Ключевые партнеры Zara

Ключевые партнеры Zara:

  • Покупатели;
  • Производители;
  • Поставщики;
  • Партнеры брендов от Inditex.

[9] Структура издержек Zara

Структура затрат Zara состоит из:

  • Расходы на содержание офлайн и онлайн магазинов;
  • Операционные расходы, такие как техническое обслуживание объекта, заработная плата сотрудников, судебные издержки, расходы на ИТ и т. д.;
  • Затраты на маркетинг и рекламу;
  • Исследования и разработки.

Конкуренты Зары

Вот некоторые из главных конкурентов бренда Zara:

  • Shein. Shein – это китайский ритейлер фаст-фэшн, специализирующийся на продаже недорогой одежды с оптового рынка и широко представленный в Интернете. Он оценивается в 220 миллиардов долларов, что делает его самым ценным ритейлером модной одежды в мире в 2022 году;
  • H&M. H&M – это шведская многонациональная компания по производству одежды, основанная в 2008 году и уступающая по размеру только Inditex. В настоящее время у компании открыто более 4800 магазинов по всему миру;
  • Gucci. Gucci – это люксовый бренд высокой моды, предлагающий широкий ассортимент высококачественной одежды и аксессуаров, таких как сумки, обувь, украшения для дома и так далее. Согласно данным за 2019 год, объем продаж в 487 магазинах компании составил 9,6 миллиарда долларов;
  • Forever21. Forever 21 – это многонациональный ритейлер «мгновенной моды», который продает одежду для мужчин, женщин и детей, а также другие аксессуары, такие как сумки, обувь, косметику, парфюмерию и так далее. Штаб-квартира находится в Лос-Анджелесе, Калифорния, и имеет 540 магазинов по всему миру;
  • Uniqlo. Uniqlo – это японская компания по производству одежды, которая специализируется на дизайне, производстве и дистрибуции повседневной одежды. Компания была основана в 1973 году и насчитывает более 30 000 сотрудников.

SWOT-анализ Zara

SWOT-анализ Zara
SWOT-анализ Zara

Давайте взглянем на SWOT-анализ бизнес-модели Zara.

Сильные стороны Зары

  • Низкая оплата труда. Бренд использует рентабельную структуру заработной платы в некоторых странах, в которые он переносит свой производственный процесс, таких как Бангладеш, Армения, Испания, Марокко, Турция и Португалия;
  • Материалы низкого качества. Zara может использовать материалы более низкого качества, чем стандартные, которые можно было бы ожидать, что позволяет им значительно сэкономить;
  • Низкие траты на маркетинг и рекламу. Компания тратит значительно меньше, чем основные конкуренты на маркетинг и рекламу. Это позволяет прежде всего создавать впечатление бренда люксовой моды, ощущение эксклюзивности и редкости;
  • Выгодная локация магазинов. Розничные магазины Zara являются одним из ее самых сильных активов и расположены в лучших местах по всему миру;
  • «Мгновенной моды». Бизнес-модель «мгновенной моды», которой управляет компания, позволяет им быстро копировать тенденции высокой моды и создавать почти точные копии, которые можно быстро продавать по более низким ценам;
  • Экспертное понимание тенденций в моде. Способность компании использовать свое глубокое понимание тенденций моды через различные ИТ-решения, в том числе через мониторинг социальных сетей для быстрого обнаружения и копирования этих тенденций, что позволяет им производить более 11 000 различных предметов в год;
  • Реализация товаров без дисконта. Компания может продавать 85% своей одежды и аксессуаров по полной цене, что намного лучше отраслевого стандарта в 60%;
  • Сезонная продажа одежды. Zara производит большую часть своей одежды сезонно, и только от 15% до 25% предметов одежды производится заранее. Это позволяет компании реагировать на быстрые изменения тенденций в определенные сезоны и избегать остаточного непроданного инвентаря, что также помогает создавать искусственный дефицит и повышать цены на одежду.

Слабые стороны Зары

  • Низкие траты на маркетинг и рекламу. Компания очень мало инвестирует в маркетинг, и эта стратегия может в итоге иметь неприятные последствия, поскольку ее конкуренты инвестируют в рекламу как минимум в 10 раз больше, чем Zara;
  • Система дистрибуции товаров. Централизованная система распределения (известная как Cube) подвергает производственный процесс риску возможных сбоев в доставке продукции из-за отсутствия дублирующих систем;

Возможности Зары

  • Увеличение e-commerce. Бренд должен улучшить свое присутствие в Интернете и закрепиться в секторе электронной коммерции модной одежды;
  • Глобализация бизнеса. Zara должна стремиться к достижению большей глобальной значимости, чтобы выжить в растущей конкуренции со стороны как местных, так и глобальных конкурентов.

Угрозы Зары

  • Локализация бизнеса. Поскольку значительная часть продаж Zara реализуется в Европе, это оставляет ее открытой для усиления конкуренции со стороны растущей популярности некоторых ее конкурентов на континенте;
  • Конкуренция. Неспособность Zara получить значительную долю рынка за пределами Европы и Китая сделала ее открытой для растущего числа глобальных конкурентов;
  • Небезопасные условия труда. Zara обвиняли в совершении различных трудовых нарушений, таких как эксплуатация труда, небезопасные условия труда и даже детский труд;
  • Нарушение авторских прав. Бизнес-модель «мгновенной моды», которая включает копирование последних тенденций высокой моды у других дизайнеров, была сочтена вопиющим нарушением прав на товарные знаки. Это привело к тому, что компания была вовлечена в различные судебные процессы по поводу предполагаемых нарушений прав на товарные знаки, а также скандалы с подражанием моде;
  • Увеличение стоимости сырья и труда. Быстрое увеличение стоимости сырья, а также затрат на рабочую силу может нанести ущерб бизнес-модели Zara и сделать ее неустойчивой;
  • Слабое e-commerce. Относительно слабое присутствие в Интернете с точки зрения продаж через электронную коммерцию может означать, что компании не удастся завоевать значительную долю рынка розничной онлайн-торговли.

Заключение

«Мгновенная мода» стала одной из самых значительных революций в модной индустрии прошлого века. Zara была в авангарде этого движения на протяжении почти пяти десятилетий и продемонстрировала сильный рост, а также потенциал для дальнейшего развития. Несмотря на то, что компания занимает большую долю рынка в Европе, у нее все еще есть возможность конкурировать за более широкую глобальную клиентскую базу, а также использовать постоянно расширяющиеся возможности, предлагаемые электронной коммерцией.

Статья была полезной?
Да
Нет

Английская версия статьи опубликована 14.04.2023.

В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)

Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.

1111
Начать дискуссию