Zara: бизнес-модель и SWOT-анализ
Zara, безусловно, нарицательное имя в мире моды. Компания привлекает различные взгляды в индустрии моды: одни называют бизнес-модель Zara революционной, а другие считают ее эксплуататорской и не оригинальной. Несмотря на это, компания, безусловно, успешна: в 2022 году стоимость бренда оценивается почти в 13 миллиардов долларов.
Давайте разберем бизнес-модель Zara, историю компании и, самое главное, на то, как она зарабатывает деньги.
Краткая история Зары
Компания, известная как Zara, была основана в 1975 году Амансио Ортегой и Розалией Мера. Первоначально Зара называлась Зорба, но название было быстро изменено, так как оно носило то же название, что и местный бар. Первый магазин был открыт в Галисии расположенном в северной части Испании. Магазин специализировался на продаже моделей-двойников известных модных домов по низким ценам.
Компания открыла еще несколько магазинов по всей Испании в 1980-х годах, но не добилась по-настоящему массового роста. После того, как Амансио Ортега разработал концепцию «быстрой / мгновенной моды», сменил дизайн, производство и систему логистики и добился значительного сокращения производственного процесса и быстрее реагировал на изменения в моде премиум класса.
Эти изменения были в основном сосредоточены на основных принципах философии «мгновенной моды». К ним относятся:
- Быстрое воспроизведение тренда за счет использования информационных технологий;
- Значительное повышение производительности за счет практики групп (а не отдельных) дизайнеров, работающих над продуктами;
- Они используют дешевые материалы для своей продукции;
- Конкурентоспособное ценообразование за счет использования низкокачественных материалов и дешевой рабочей силы, которую обычно передают за границу в определенные страны из-за их более рентабельной (более дешевой) структуры заработной платы.
Кому принадлежит Зара
Zara принадлежит Industria de Diseño Textil Sociedad Anónima (Inditex), испанской многонациональной компании по производству одежды со штаб-квартирой в Артейхо, Галисия, в Испании. Inditex – крупнейшая группа фаст-фэшн в мире с рыночной капитализацией в 73,7 миллиарда долларов в 2020 году. Zara является крупнейшей дочерней компанией с 2007 магазинами в 96 странах, что составляет около 70% от общего объема продаж Inditex Group.
Миссия Zara
Миссия Zara заключается в том, чтобы
«давать клиентам то, что они хотят, и делать это быстрее, чем кто-либо другой».
Это прекрасно представляет ключевые ценностные предложения; возможность предоставлять дешевые, почти точные копии модных тенденций премиум класса и доставлять их быстро – практически за 15 дней от начала и завершения всего производственного процесса.
Как Зара зарабатывает деньги
Давайте посмотрим, как Zara зарабатывает деньги.
- Выручка от розничных продаж. Говорят, что Zara продает более 450 миллионов товаров в год, и значительная часть этих продаж приходится на ее розничные магазины. Компания имеет тысячи торговых точек почти в 100 странах мира. В этих физических точках продаются мужская, женская и детская одежда и аксессуары, а также ряд других товаров, таких как косметические товары, обувь и парфюмерия.
- Доход от онлайн-продаж. Онлайн-продажи также вносят значительный вклад в общий объем продаж Zara. Сообщается, что продажи электронной коммерции за 2022 год принесли 8,6 миллиарда долларов в общий доход от продаж. Это свидетельствует о продолжении устойчивого роста выручки от онлайн-продаж: 6,1 млрд долларов США в 2021 году, 4,8 млрд долларов США в 2020 году и 2,9 млрд долларов США в 2019 году. Компания планирует дальнейшее увеличение своего присутствия в Интернете и по-прежнему прогнозирует значительные возможности для роста.
Канва бизнес-модели Zara
Давайте взглянем на канву бизнес-модели Zara.
[1] Потребительские сегменты Zara
Сегменты клиентов Zara состоят из:
Женщины, мужчины, дети, ориентированные на тренды, но экономные модники. Бизнес-модель Zara предполагает предоставление удобной, но модной одежды и аксессуаров мужчинам, женщинам и детям. Основной сегмент клиентов – это люди в возрасте от 18 до 40 лет, которые следят за модой, разбираются в технологиях и заботятся об окружающей среде.
[2] Ценностные предложения и преимущества Zara
Ценностные предложения Zara состоят из:
Бренд может предоставить недорогую одежду и аксессуары к ним, которые имитируют современные тенденции высокой моды.
[3] Каналы сбыта Зары
Каналы сбыта Zara состоят из:
- Розничные магазины и веб-сайт компании;
- Интернет-магазины партнеров;
- Социальные сети;
- Мобильное приложение;
- СМИ, реклама, информационные рассылки;
[4] Взаимоотношения с клиентами Zara
Взаимоотношения с клиентами Zara состоят из:
- Массовое обслуживание клиентов без персонализации. Ориентации на массовый сегмент клиентов с оперативным (транзакционным) обслуживанием без создания долгосрочных и персонализированных отношений с клиентами;
- Самообслуживание. Самообслуживание в Zara также является одним элементом взаимоотношения с клиентами, поскольку покупателям разрешено выбирать продукцию из доступного розничного каталога и покупать товары без необходимости значительной помощи, консультаций персонала;
- Обслуживание клиентов. Обслуживание клиентов является одним из наиболее важных секторов бизнес-структуры Зара, которая помогает клиентам решать любые вопросы и жалобы;
- Чувство общности. Социальные сети и фирменный стиль Zara передают постоянным клиентам чувство общности (сообщества) при покупке продуктов Zara.
[5] Потоки поступления доходов Zara
Потоки доходов Zara состоят из:
Продажи продукции в торговых точках и интернет-магазинах
[6] Ключевые ресурсы Zara
Ключевые ресурсы Zara состоят из:
- «Мгновенная мода» и скорость выводы новых моделей. Революционная бизнес-модель «мгновенной моды». Чрезвычайно короткие сроки и возможность быстро копировать последние тренды;
- Низкие расходы на оплату труда и материалы. Недорогие затраты на рабочую силу и дешевый материал для одежды;
- Интеллектуальная собственность;
- Персонал компании, преданный своему делу;
- Очень низкие расходы на рекламу всего 0,3% от общего дохода.
[7] Ключевые виды деятельности Zara
Основные виды деятельности Zara включают:
- Разработка и дизайн продукции;
- Производство;
- Доставка продукции и отгрузка;
- Обслуживание штаб-квартиры, торговых точек и онлайн-платформы;
- Маркетинг и реклама;
- Мониторинг трендов. Мониторинг новейших и самых популярных тенденций моды с использованием информационных технологий, в там числе социальные сети.
[8] Ключевые партнеры Zara
Ключевые партнеры Zara:
- Покупатели;
- Производители;
- Поставщики;
- Партнеры брендов от Inditex.
[9] Структура издержек Zara
Структура затрат Zara состоит из:
- Расходы на содержание офлайн и онлайн магазинов;
- Операционные расходы, такие как техническое обслуживание объекта, заработная плата сотрудников, судебные издержки, расходы на ИТ и т. д.;
- Затраты на маркетинг и рекламу;
- Исследования и разработки.
Конкуренты Зары
Вот некоторые из главных конкурентов бренда Zara:
- Shein. Shein – это китайский ритейлер фаст-фэшн, специализирующийся на продаже недорогой одежды с оптового рынка и широко представленный в Интернете. Он оценивается в 220 миллиардов долларов, что делает его самым ценным ритейлером модной одежды в мире в 2022 году;
- H&M. H&M – это шведская многонациональная компания по производству одежды, основанная в 2008 году и уступающая по размеру только Inditex. В настоящее время у компании открыто более 4800 магазинов по всему миру;
- Gucci. Gucci – это люксовый бренд высокой моды, предлагающий широкий ассортимент высококачественной одежды и аксессуаров, таких как сумки, обувь, украшения для дома и так далее. Согласно данным за 2019 год, объем продаж в 487 магазинах компании составил 9,6 миллиарда долларов;
- Forever21. Forever 21 – это многонациональный ритейлер «мгновенной моды», который продает одежду для мужчин, женщин и детей, а также другие аксессуары, такие как сумки, обувь, косметику, парфюмерию и так далее. Штаб-квартира находится в Лос-Анджелесе, Калифорния, и имеет 540 магазинов по всему миру;
- Uniqlo. Uniqlo – это японская компания по производству одежды, которая специализируется на дизайне, производстве и дистрибуции повседневной одежды. Компания была основана в 1973 году и насчитывает более 30 000 сотрудников.
SWOT-анализ Zara
Давайте взглянем на SWOT-анализ бизнес-модели Zara.
Сильные стороны Зары
- Низкая оплата труда. Бренд использует рентабельную структуру заработной платы в некоторых странах, в которые он переносит свой производственный процесс, таких как Бангладеш, Армения, Испания, Марокко, Турция и Португалия;
- Материалы низкого качества. Zara может использовать материалы более низкого качества, чем стандартные, которые можно было бы ожидать, что позволяет им значительно сэкономить;
- Низкие траты на маркетинг и рекламу. Компания тратит значительно меньше, чем основные конкуренты на маркетинг и рекламу. Это позволяет прежде всего создавать впечатление бренда люксовой моды, ощущение эксклюзивности и редкости;
- Выгодная локация магазинов. Розничные магазины Zara являются одним из ее самых сильных активов и расположены в лучших местах по всему миру;
- «Мгновенной моды». Бизнес-модель «мгновенной моды», которой управляет компания, позволяет им быстро копировать тенденции высокой моды и создавать почти точные копии, которые можно быстро продавать по более низким ценам;
- Экспертное понимание тенденций в моде. Способность компании использовать свое глубокое понимание тенденций моды через различные ИТ-решения, в том числе через мониторинг социальных сетей для быстрого обнаружения и копирования этих тенденций, что позволяет им производить более 11 000 различных предметов в год;
- Реализация товаров без дисконта. Компания может продавать 85% своей одежды и аксессуаров по полной цене, что намного лучше отраслевого стандарта в 60%;
- Сезонная продажа одежды. Zara производит большую часть своей одежды сезонно, и только от 15% до 25% предметов одежды производится заранее. Это позволяет компании реагировать на быстрые изменения тенденций в определенные сезоны и избегать остаточного непроданного инвентаря, что также помогает создавать искусственный дефицит и повышать цены на одежду.
Слабые стороны Зары
- Низкие траты на маркетинг и рекламу. Компания очень мало инвестирует в маркетинг, и эта стратегия может в итоге иметь неприятные последствия, поскольку ее конкуренты инвестируют в рекламу как минимум в 10 раз больше, чем Zara;
- Система дистрибуции товаров. Централизованная система распределения (известная как Cube) подвергает производственный процесс риску возможных сбоев в доставке продукции из-за отсутствия дублирующих систем;
Возможности Зары
- Увеличение e-commerce. Бренд должен улучшить свое присутствие в Интернете и закрепиться в секторе электронной коммерции модной одежды;
- Глобализация бизнеса. Zara должна стремиться к достижению большей глобальной значимости, чтобы выжить в растущей конкуренции со стороны как местных, так и глобальных конкурентов.
Угрозы Зары
- Локализация бизнеса. Поскольку значительная часть продаж Zara реализуется в Европе, это оставляет ее открытой для усиления конкуренции со стороны растущей популярности некоторых ее конкурентов на континенте;
- Конкуренция. Неспособность Zara получить значительную долю рынка за пределами Европы и Китая сделала ее открытой для растущего числа глобальных конкурентов;
- Небезопасные условия труда. Zara обвиняли в совершении различных трудовых нарушений, таких как эксплуатация труда, небезопасные условия труда и даже детский труд;
- Нарушение авторских прав. Бизнес-модель «мгновенной моды», которая включает копирование последних тенденций высокой моды у других дизайнеров, была сочтена вопиющим нарушением прав на товарные знаки. Это привело к тому, что компания была вовлечена в различные судебные процессы по поводу предполагаемых нарушений прав на товарные знаки, а также скандалы с подражанием моде;
- Увеличение стоимости сырья и труда. Быстрое увеличение стоимости сырья, а также затрат на рабочую силу может нанести ущерб бизнес-модели Zara и сделать ее неустойчивой;
- Слабое e-commerce. Относительно слабое присутствие в Интернете с точки зрения продаж через электронную коммерцию может означать, что компании не удастся завоевать значительную долю рынка розничной онлайн-торговли.
Заключение
«Мгновенная мода» стала одной из самых значительных революций в модной индустрии прошлого века. Zara была в авангарде этого движения на протяжении почти пяти десятилетий и продемонстрировала сильный рост, а также потенциал для дальнейшего развития. Несмотря на то, что компания занимает большую долю рынка в Европе, у нее все еще есть возможность конкурировать за более широкую глобальную клиентскую базу, а также использовать постоянно расширяющиеся возможности, предлагаемые электронной коммерцией.
Английская версия статьи опубликована 14.04.2023.
В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)
Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.
История успеха небольшой компании, которая стала крупным подрядчиком на большом строительном объекте.
Сейчас при разработке у проектов есть целый блок, посвящённый кибербезопасности: компании не хотят получать штрафы за утечку персональных данных, терять деньги и доверие клиентов. Рассказываем на примерах кейсов, с какими задачами по кибербезу обращаются крупные компании.
Самое интересное, что прямо сейчас присходит в AI-отрасли – это гомерически смешная ситуация с новой нейросетевой моделью Grok 3. «Самый умный интеллект в мире», как выяснилось, не очень хорошо относится к своему создателю – и у Маска, видимо, от этого дичайше подгорает. В этой статье мы разберем на скриншотах неуклюжие попытки xAI пофиксить ситуац…
В этой статье расскажем, как мы в агентстве Soroka Marketing помогли компании Global Steklo получать заявки из Яндекс.Директ и приводить клиентов, которые готовы заказать стеклянные перегородки для душевых стоимостью от 60 тыс. руб.
Банкротство физических лиц — это реальный способ избавиться от долгов и начать жизнь с чистого листа. Однако не все знают, что в некоторых случаях долги могут не списать. Понимание возможных причин отказа и правильная подготовка помогут вам избежать неприятных сюрпризов и пройти процедуру успешно.