Facebook: Бизнес-модель и SWOT-анализ

Facebook: Бизнес-модель и SWOT-анализ

Бизнес-модель Facebook (организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации) – это многосторонняя платформа. Хотя "социальными сетями" называли себя и другие бренды, такие как MySpace или Orkut, справедливости ради следует отметить, что первым, кто превратил эту цифровую среду в успешную бизнес-модель, несомненно, является Facebook. За более чем 15 лет работы на рынке Facebook насчитывает уже более 3 млрд. пользователей по всему миру, и она продолжает активно развиваться и расти.

Несмотря на все спекуляции о поглощениях сервисов Instagram и WhatsApp, Марк Цукерберг, основатель Facebook, утверждает, что пользователи данных сервисов никогда не будет источником дохода сети. Даже потому, что это не будет финансово выгодно для ее собственного бизнеса. Но если это так, то какова же тогда бизнес-модель Facebook? Как Facebook зарабатывает деньги? Давайте рассмотрим это подробнее.

Больше, чем социальная сеть

По словам Цукерберга, когда он разрабатывал Facebook, у него не было стремления создать предприятие мирового масштаба. В отличие от этого, он лишь понимал, что в Интернете "можно найти практически все - музыку, книги, информацию, - кроме того, что важнее всего: людей". Сегодня под "зонтиком" Facebook находится еще несколько компаний. Среди них Instagram, WhatsApp, Oculus (технология виртуальной реальности), Moves (приложение для подсчета шагов) и другие.

Краткая история Facebook

История Facebook началась в 2003 году, когда основатели Марк Цукерберг, Эдуардо Саверин, Дастин Московиц и Крис Хьюз учились в Гарвардском университете. Вначале это был онлайн-сервис, где студенты оценивали внешность друг друга, под названием Facemash, но он был закрыт всего через два дня за нарушение некоторых правил. В январе следующего года они вчетвером создали thefacebok.com – социальную сеть для студентов Гарварда, где они могли размещать фотографии и личную информацию. По мере роста популярности сайт thefacebook.com был открыт для студентов других учебных заведений. К концу 2004 года на сайте зарегистрировалось более миллиона человек, и в том же году такие компании, как MasterCard, предложили оплачивать рекламу на сайте.

В 2005 году из социальной сети было убрано слово "the", и она стала называться просто Facebook, а к участию в ней были допущены старшеклассники и студенты за пределами США. Это позволило увеличить число пользователей сайта до шести миллионов.

В 2006 году зарегистрироваться в сети могли все желающие старше 13 лет. В 2008 году Facebook обогнал MySpace, а через четыре года стал публичной компанией, проведя первичное IPO и собрав 16 млрд. долларов, в результате чего его оценка достигла 102,4 млрд. долларов.

Кто владеет Facebook

Компания Facebook с момента ее основания принадлежит Марку Цукербергу через холдинговую группу Facebook Inc. После приобретения Instagram и WhatsApp Цукерберг решил, что лучше переименовать холдинг, чтобы отделить социальную сеть Facebook от группы. Так, в октябре 2021 года Facebook Inc. была переименована в Meta Inc., а Цукерберг стал ее генеральным директором и владельцем всех компаний группы.

Миссия Facebook

Миссия Facebook заключается в том, чтобы дать людям возможность создавать сообщества и сближать мир.

Как Facebook зарабатывает деньги

Основной статьей дохода Facebook является таргетированная реклама, что обусловлено преимуществами платформы, позволяющими рекламодателям выходить на целевую аудиторию благодаря информации, которую сеть собирает у своих пользователей. И, по словам Цукерберга, именно поэтому Facebook не имеет смысла продавать данные своих пользователей. Это было бы перерезанием собственного горла, поскольку платформа передала бы свой самый большой актив.

Козырь Facebook заключается в том, что он позволяет рекламодателям вкладывать деньги в нужную аудиторию. Имея более 3 млрд. профилей, компании могут добиться того, что их товары / услуги будут просматривать только 25-30-летние американки, имеющие высшее образование и заинтересованные, например, в замужестве.

Так реклама стала составлять от 97 до 99% доходов Facebook. Остальные примерно 3% составляют платежи, получаемые от игр и товаров, продаваемых на платформе, частных услуг социальной сети для бизнеса, а также других продуктов, предлагаемых каждым из брендов, входящих в группу Meta Inc., например, устройства виртуальной реальности Oculus.

Канва бизнес-модели Facebook

Бизнес-модель Фейсбук (2023)
Бизнес-модель Фейсбук (2023)

Посмотрим, как выглядит канва бизнес-модели Facebook:

[1] Потребительские сегменты Facebook

Потребительские сегменты выглядят так:

  • Пользователи. Они являются самым крупным сегментом потребителей Facebook и составляют треть населения Земли! Это все люди, которые имеют свои профили в сети и используют их для взаимодействия и общения с друзьями и другими людьми со схожими интересами по всему миру. Они ничего не платят Facebook и, следовательно, не несут прямой ответственности за доходы бизнеса. Однако именно они являются основой, которая делает Фейсбук интересной для тех, кто платит;
  • Предприятия и рекламодатели. Это сегмент, участвующий в получении доходов Facebook. Он включает в себя все бренды и компании, размещающие рекламу в социальной сети. Они платят за размещение рекламы своих товаров и услуг на платформе, что, с их точки зрения, позволяет привлечь более квалифицированную аудиторию. Благодаря информации, которую Facebook собирает у своих пользователей, компания может таргетировать рекламу на своей платформе, что позволяет брендам и компаниям просматривать свои объявления целевой аудиторией. В любом случае, несмотря на то, что эти компании являются поставщиками доходов, их интерес будет сохраняться только до тех пор, пока база неплатящих пользователей будет широкой и квалифицированной;
  • Разработчики. Это самый маленький сегмент клиентов, в который входят те, кто разрабатывает приложения и игры на платформе Facebook.

[2] Ценностные предложения и преимущества Facebook

Поскольку у Facebook три различных сегмента потребителей, каждый из них будет воспринимать ценность бренда по-разному. Поэтому давайте разделим ценностное предложение по сегментам:

  • Для пользователей. Поддержание связи с родными и близкими посредством размещения текстовых сообщений, фотографий, видео, а также взаимодействия через комментарии и прямые сообщения. Это особенно актуально для тех, кто много путешествует или живет далеко от своих близких. Еще одно преимущество – доступность развлечений и информации. Фейсбук полезен как тем, кто хочет развлечься жизнью своих знакомых, так и тем, кто использует его в качестве источника новостей и актуальной информации;
  • Для рекламодателей. Возможность проведения целевых кампаний, ориентированных на конкретную целевую аудиторию. Добиваясь большего проникновения в основную аудиторию, компании также получают большую вовлеченность в интересующий их сегмент потребителей. Еще одним важным моментом, особенно для малого бизнеса или молодых компаний, является то, что инструменты для размещения рекламы на Facebook достаточно просты, в лучшем стиле "сделай сам", что снижает необходимость нанимать кого-то для разработки собственного рекламного контента;
  • Для разработчиков. Широкий перечень возможностей для карьерного и профессионального роста через разнообразие инструментов для программирования приложений, игр и платёжной инфраструктуры. Кроме того, здесь имеется широкая сеть поставщиков рекламных услуг.

[3] Каналы сбыта Facebook

Основными каналами сбыта соцсети являются:

  • Собственный сайт и приложение, позволяющий пользователям вступать в группы по интересам
  • Другие продукты компании, например Instagram и WhatsApp,
  • Сарафанное радио.

[4] Взаимоотношения с клиентами Facebook

Взаимоотношения с клиентами Фейсбук:

  • Для пользователей - собственная платформа;
  • Для рекламодателей - сеть агентств по продажам услуг компании;

[5] Потоки поступления доходов Facebook

Доходы Фейсбук состоят из:

  • Доходы от платежей (процентное вознаграждение);
  • Доходы от рекламы (CPM и CPV).

[6] Ключевые ресурсы Facebook

Среди ключевых ресурсов Facebook:

  • Платформа, которая требует технологической инфраструктуры;
  • Пользователи, пользовательские сети, пользовательский контент;
  • Бренд Facebook.

[7] Ключевые виды деятельности Facebook

Ключевые виды деятельности Фейсбук:

  • Разработка и обслуживание платформы (в т.ч. хранение и защита данных и информации);
  • Обслуживание инфраструктуры, которая требуется сайту для поддержания его нормальной и оптимизированной работы в режиме 24/7;
  • Администрирование социальной сети;
  • Маркетинг и реклама социальной сети;
  • Найм и удержание талантливых сотрудников;
  • Продажи.

[8] Ключевые партнеры Facebook

Ключевые партнеры Фейсбук:

  • Создатели контента;
  • Разработчики для совместимых операционных систем, браузеров и оборудования;
  • Цифровые агенты влияния;
  • Предприятия и бренды, размещающие рекламу или осуществляющие прямые продажи на платформе;
  • Маркетинговые агентства.

[9] Структура издержек Facebook

Структура затрат Facebook состоит из:

  • Обслуживание платформы и хранением данных пользователей;
  • Маркетинг, реклама, продажи;
  • Исследования и разработки в области привлечения и вовлечения пользователей;
  • Поддержка клиентов;
  • Административные расходы международной компании.

Конкуренты Facebook

  • Snap. Snap Inc. – приложение для обмена фотографиями и видео, выпущенное в 2011 году, с 280 млн. активных пользователей в день. Оно очень популярно среди детей до 16 лет, поскольку контент исчезает за считанные секунды;
  • LinkedIn. LinkedIn – эта профессиональная сеть была создана в 2003 году. Ее целью является установление связей между рекрутерами, работодателями и потенциальными соискателями. Сайт является бесплатным, но имеет некоторые премиум-функции для более чем 600 млн. зарегистрированных пользователей;
  • Twitter (X). Twitter (новое название - "X") – бесплатный сервис микроблогов, основанный в 2006 году. Его 180 млн. пользователей могут публиковать короткие тексты, называемые твитами;
  • YouTube. YouTube – платформа для обмена видеоматериалами, позволяющая пользователям загружать, просматривать и обмениваться видео. Она была основана в 2005 году и насчитывает 2 млрд. постоянных пользователей, которые ежедневно просматривают более миллиарда часов видео;
  • Pinterest. Pinterest – эта социальная сеть предназначена для сохранения и поиска творческих идей. Социальная сеть была создан в 2009 году, и на сегодняшний день насчитывает около 480 млн. активных пользователей;
  • TikTok. TikTok – это приложение для социальных сетей, предназначенное для создания и обмена видеороликами или для прямых трансляций. Основанное в 2012 году, оно является самым новым и на сегодняшний день насчитывает более миллиарда активных пользователей.

SWOT-анализ компании Facebook

SWOT-анализ Фейсбук (2023)
SWOT-анализ Фейсбук (2023)

Ниже приводится подробный SWOT-анализ компании Facebook.

( 1) Сильные стороны Facebook

  • Сильный бренд. Facebook уже входил в пятерку самых ценных брендов в мире. Сейчас компания занимает 13 место в мире, оцениваемое более чем в 35 млрд. долл.;
  • Диверсифицированный портфель активов в соцсетях. Диверсификация и приобретения других компаний позволяют Facebook защитить свои финансовые активы: WhatsApp, Instagram, Messenger, Oculus, Workplace, Portal и Calibra и т.д.;
  • Доминирование на рынке. Несмотря на сокращение числа пользователей, Facebook по-прежнему остается лидером в индустрии социальных сетей, насчитывая более 3 млрд. пользователей. Третье, четвертое и шестое места занимают соответственно WhatsApp, Messenger и Instagram, входящие в состав компании;
  • Лояльная клиентская база. Около 30% населения планеты пользуется Facebook и его семейными продуктами (Instagram, WhatsApp, Messenger), что ставит компанию в очень выгодное положение;
  • Хороший работодатель. Кадровая политика ставит Facebook в ряд лучших работодателей в мире, что позволяет привлекать и удерживать лучшие кадры;
  • Бренд лидера компании. Марк Цукерберг сегодня сам по себе является брендом. Его дальновидное руководство обеспечивает инновации, стабильность и устойчивость бизнеса;
  • НИОКР. Facebook является одним из мировых лидеров по объему инвестиций в исследования и разработки, направляя на инновации почти 20% своего общего дохода;
  • Маркетинговая стратегия. Facebook является очень мощным маркетинговым инструментом, поскольку охватывает 3 млрд. человек и позволяет размещать целевую рекламу. Именно поэтому от 97% до 99% ее доходов поступает от рекламы.

(2) Слабые стороны Facebook

  • Слабая защита персональных данных. Facebook сталкивается с некоторым снижением популярности и плохой репутацией из-за недостаточной защиты частной жизни и данных пользователей;
  • Чрезмерная зависимость от рекламы. Доходы бизнеса полностью зависят от социальных сетей (другие бренды работают в той же отрасли), и, как уже говорилось выше, реклама является основным источником доходов бизнеса, не оставляя места для других потоков доходов;
  • Фейковые новости. Facebook подвергается резкой критике из-за своей неспособности контролировать недостоверную информацию.

(3) Возможности Facebook

  • Расширение диверсификации портфеля активов. Facebook имеет потенциал и ресурсы для диверсификации своего портфеля, чтобы избежать чрезмерной зависимости от социальных сетей и рекламы. Также Фейсбук имеет возможность продолжать приобретать другие компании, даже из разных отраслей;
  • Интеграция с другими приложениями. Facebook может быть открыт для интеграции со многими типами приложений, такими как электронная коммерция, подкасты, игры и т.д.;
  • Другая аудитория. С помощью новых функций Facebook может привлечь и другие целевые сегменты, помимо технологически подкованной молодежи;

(4) Угрозы Facebook

  • Конкуренция. Число пользователей Facebook сокращается, и во многом это связано с конкуренцией как со старыми платформами, так и с новыми участниками;
  • Новые нормативные акты. С каждым годом появляются новые нормативные акты, которые могут нанести ущерб бизнес-модели Facebook, например, касающиеся безопасности данных, конфиденциальности пользователей, интеллектуальной собственности и т.д.;
  • Утечка персональных данных. В результате утечки персональных данных могут пострадать миллионы пользователей, поскольку персональные данные попадают в "dark net";
  • Цифровое налогообложение (DST – digital service tax). Этот новый налог ввели в Великобритании и в некоторых странах Евросоюза. Если подобный налог будет введен в других странах, это может поставить под угрозу прибыль Facebook;
  • Падение репутации. Утечки данных, фейковые новости, взломанные и/или фальшивые аккаунты и другие скандалы подпортили репутацию Facebook, что привело к снижению ее использования.

Заключение

Несмотря на все обвинения и споры, Facebook продолжает процветать. И хотя многие считают, что эта социальная сеть скоро прекратит свое существование, бренд и бизнес Facebook, как вы, заметили, продолжает развиваться инвестируя в новые подходы и бренды.

Была статья полезной?
Да
Нет

Буду рад если вы оставите свой отзыв, комментарии и пожелания.

В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)

Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.

77
Начать дискуссию