Netflix: бизнес-модель и SWOT-анализ

Netflix: бизнес-модель и SWOT-анализ
Netflix: бизнес-модель и SWOT-анализ

Бизнес-модель Netflix представляет собой смесь подписки по требованию и бизнес-модели типа «все, что можно съесть». Компания Netflix в настоящее время является крупнейшим поставщиком потокового развлекательного контента на планете – и, возможно, именно она несет наибольшую ответственность за рост сериалов в последние годы.

Несмотря на то, что компании Netflix более 25 лет (1998 год), когда-то она была всего лишь службой проката DVD-дисков по почте, организация не остановилась во времени, как многие другие представители индустрии развлечений. Успех компании обусловлен именно способностью следовать тенденциям и нарушать стандарты.

Краткая история Netflix

Компания Netflix была основана в апреле 1998 года Марком Рэндольфом и Ридом Хастингсом в Калифорнии как одна из первых в мире компаний по онлайновому прокату DVD-дисков с небольшим (менее 1000 ед.) медиаконтентом.

Первоначально их деятельность заключалась в рассылке физических копий фильмов, сериалов, видеоигр и других мультимедийных материалов через стандартную американскую почтовую систему по модели «оплата за использование». В 1999 году они перешли на модель подписки. Чтобы заказать фильмы, пользователи заходили на сайт Netflix, выбирали название и оформляли заказ. После просмотра нужно было просто отправить DVD обратно.

Название Netflix представляет собой сочетание слов "net" - Интернет и "flix" - сокращение от слова "flick" - фильм. Начиная с проката DVD-дисков (физической отправки контента по почте), перешла к электронному каталогу фильмов доступному на сайте, чтобы пользователи могла смотреть их в любое время у себя дома.

Потоковое видео было запущено в 2007 году, имело всего 1 000 ед. видеоконтента, работало только на ПК и в браузере Internet Explorer и имело ограничение на 18 часов бесплатного просмотра в месяц в зависимости от подписного плана пользователя. В конце 2007 года у Netflix было 7,5 млн. зарегистрированных подписчиков.

К 2016 году Нетфликсом пользовались в 190 странах на 21 языке мира. В последующие годы компания получила премию "Оскар" за некоторые из своих фильмов. Трансформировав свою бизнес-модель, Нетфликс изменила и подход к потреблению видеоразвлечений.

Сегодня этот потоковый сервис стал реальностью, которая даже привлекла нескольких конкурентов с такими названиями, как Amazon Prime Video, Apple TV+ и HBO Max. Тем не менее Netflix остается абсолютным лидером в этом сегменте, имея более 180 млн. подписчиков по всему миру.

Кто собственник Netflix

Первым генеральным директором Netflix был один из ее основателей Марк Рэндольф. Однако перед самым началом роста компании он покинул этот пост, оставив его Риду Хастингсу, другому соучредителю. В настоящее время Хастингс является президентом компании и делит должность генерального директора с Тедом Сарандосом (Ted Sarandos), который также является главным операционным директором компании.

Миссия Netflix

"Netflix стремится развлекать весь мир. Независимо от ваших вкусов и места проживания мы предоставляем вам доступ к лучшим в своем классе телепередачам, фильмам и документальным фильмам".

Как Netflix зарабатывает деньги

Как уже говорилось, Netflix использует бизнес-модель, основанную на подписке. Это означает, что основной статьей дохода компании являются ежемесячные платежи. В мире насчитывается более 180 млн. платных подписчиков. Многие аналитики предполагали, что Netflix может увеличить свои доходы за счет рекламы, но провайдер потокового вещания отказался от этой идеи, объяснив, что это снизит качество обслуживания клиентов. В настоящее время Netflix предлагает три различных тарифных плана:

  • Базовый. За самую низкую плату вы получаете неограниченное количество фильмов и телепередач и можете смотреть контент на любом устройстве (ноутбук, телевизор, смартфон, планшет...), однако HD не предоставляется, и вы можете одновременно смотреть только на одном экране;
  • Стандартный. На этом тарифном плане доступно HD и можно одновременно включать два экрана;
  • Premium. Высший тарифный план Netflix предлагает контент в формате Ultra HD и возможность одновременного просмотра на четырех экранах.

Все планы могут быть отменены в любое время, а стоимость планов меняется в зависимости от страны.

Является ли Netflix прибыльной компанией?

Netflix не всегда была прибыльным бизнесом поскольку компания имеет огромную структуру затрат, и в начале существования нынешней бизнес-модели организации приходилось вкладывать значительные средства, чтобы создать ту коллекцию видеоконтента, которую она хотела предложить своим клиентам.

В 2018 году доход Netflix составил более 1 млрд долларов, что на 116% больше, чем в предыдущем году. В 2019 году компания получила доход более 1,8 млрд. долларов, что на 154% больше, чем в 2018 году. Ожидается, что в ближайшие годы денежный поток будет только увеличиваться. На сегодняшний день оценка Netflix составляет 155 млрд долл.

Канва бизнес-модели Netflix

Канва бизнес-модели Netflix
Канва бизнес-модели Netflix

Бизнес-модель Нетфликс основана на подписке. Это платформа потокового вещания, предлагающая видео по требованию. Нетфликс зарабатывает на трех тарифных планах с фиксированной платой, различающихся в зависимости от страны: базовый, стандартный и премиум. Новым пользователям предлагается один месяц бесплатной подписки. Рассмотрим бизнес-модели Netflix:

[1] Потребительские сегменты Netflix

Широкий круг пользователей любящих просмотр видеоконтента (фильмы, сериалы, шоу). Платформа Нетфликс рассчитана на широкий круг абонентов. Поэтому ее каталог охватывает самые разнообразные наименования, способные развлечь любителей фильмов, сериалов, документальных фильмов и шоу всех жанров, для всех возрастов и предпочтений. Сегментация клиентов осуществляется как по использованию платформы, так и по географическому признаку, но только для того, чтобы проверить, какой тип контента лучше всего подходит для каждой аудитории.

[2] Ценностные предложения и преимущества Netflix

Все ценностное предложение Нетфликс связано с тем, что компания предоставляет своим пользователям качественные развлечения 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Это предложение включает в себя:

  • Доступ к огромному каталогу продукции, содержащему материалы на любой вкус;
  • Потоковое вещание по требованию, круглосуточный доступ (без рекламы!);
  • Возможность просмотра в режиме онлайн;
  • Предложение персонализированных списков и рекомендаций, основанных на просмотренном контенте;
  • Оригинальный контент высокой четкости;
  • Учетные записи пользователей, позволяющие каждому члену семьи иметь персональный профиль;
  • Все это доступно с любого устройства, подключенного к Интернету.

[3] Каналы сбыта Netflix

Основными каналами Нетфликс, безусловно, являются:

  • Сайт;
  • Приложение;
  • Онлайн и офлайн реклама;
  • Социальные сети;
  • Сарафанное радио среди своих пользователей.

[4] Взаимоотношения с клиентами Netflix

Отношения с клиентами Нетфликс строятся прежде всего на самой платформе.

  • Платформа. Она удобна в использовании и, следовательно, позволяет пользователю настроить ее так, как ему удобно.
  • Алгоритм рекомендаций. Алгоритм, который предлагает контент на основе того, что обычно потребляют пользователи.
  • Электронная почта, чат и телефон.
  • Социальные сети. Netflix использует такие сети, как Instagram, Facebook и LinkedIn, для информирования аудитории о релизах и рекламных акциях. Кроме того, компания действительно "разговаривает" со своими пользователями, отвечая на большую часть комментариев в своих постах.

[5] Потоки поступления доходов Netflix

Потоки поступления доходов Нетфликс

  • Подписки

[6] Ключевые ресурсы Netflix

Ключевыми ресурсами Netflix являются:

  • Платформа;
  • Сайт и приложение;
  • Человеческие ресурсы: разработчики программного обеспечения, режиссеры и продюсеры;
  • Библиотека контента;
  • Алгоритм рекомендаций;
  • Бренд,
  • Киностудии, которые Netflix развивает для поддержки собственных творений.

[7] Ключевые виды деятельности Netflix

Основная деятельность компании Нетфликс направлена на предоставление пользователям наилучших возможностей для просмотра потокового контента. Это означает:

  • Инвестиции в технологии;
  • Найм и удержания талантливых сотрудников для поддержания высокой производительности своей платформы;
  • Внимание контентному предложению. То есть, помимо поддержания и расширения своей платформы на сайте и в приложениях, Netflix необходимо производить, отбирать, лицензировать и приобретать соответствующий контент, налаживать партнерские отношения и вести переговоры со студиями, производителями контента и кинокомпаниями;
  • Взаимодействие с клиентами для улучшения их опыта;
  • Развитие модели подписки. Netflix должна продолжать развивать свою модель подписки и ценовую стратегию, чтобы сохранить и увеличить свою клиентскую базу.

[8] Ключевые партнеры Netflix

Нетфликс имеет широкий круг ключевых партнеров. Среди них выделяются:

  • Медиапроизводители и телесети, которые лицензируют свой контент для Netflix;
  • Производители потребительской электроники, такой как Wii, X-Box, PlayStation, которые поставляют Netflix в комплекте со своими системами;
  • Amazon AWS, поскольку платформа Netflix полностью размещена на AWS;
  • Инвесторы;
  • Органы власти (регуляторы).

[9] Структура издержек Netflix

Структура затрат Нетфликс огромна, и именно поэтому в первые годы компания имела плохой денежный поток – новая бизнес-модель потребовала огромных инвестиций, чтобы достичь того положения, в котором компания оказалась сегодня. Эта огромная структура затрат включает в себя:

  • Производство фильмов, сериалов и других новых материалов;
  • Приобретение контента и прав;
  • Разработка алгоритма рекомендаций;
  • Обслуживание платформы;
  • Центры обработки данных для потокового контента;
  • Исследования, патенты и разработка программного обеспечения;
  • Amazon Web Services (AWS) и технологии;
  • Маркетинг, человеческие ресурсы и инфраструктура.

Конкуренты Netflix

  • Disney Plus. Disney Plus один из главных конкурентов, поскольку предлагает широкий спектр контента – от своих анимационных шедевров до франшиз Marvel, а также каталог Fox. Кроме того, здесь представлены классические фильмы, начиная с 1950-х годов;
  • HBO Max. HBO Max более чем 40-летний опыт работы и большое разнообразие оригинального контента, включая такие любимые зрителями программы, как "Гарри Поттер", "Игра престолов" и "Друзья";
  • Amazon Prime Video. Amazon Prime Video потоковая служба крупнейшей в мире торговой онлайн-площадки предлагает хороший выбор фильмов, отмеченных наградами, а подписчики могут загружать видео для просмотра в автономном режиме;
  • CBS All Access. CBS All Access имея многолетнюю историю, CBS предлагает интересный выбор оригинальных программ и популярных франшиз, а также футбольные матчи и шоу, например, вручение премии "Грэмми";
  • Hulu. Hulu обеспечивает доступ к сериалам основных сетей и кабельного телевидения, эксклюзивные права на большинство оригинальных сериалов FX и некоторые сильные оригинальные сериалы, такие как "Рассказ служанки" (The Handmaid's Tale);
  • Peacock. Peacock основан компанией NBC и предоставляет доступ к каталогу NBC Universal, включающему множество популярных комедийных и драматических сериалов. Некоторые сериалы NBC, которые ранее транслировались на Netflix, перешли на Peacock;
  • Apple TV+. Apple TV+ сервис с 2019 года подписал контракт с лучшими режиссерами, сценаристами и актерами на создание нового контента под маркой Apple;
  • YouTube TV. YouTube TV компания постоянно наращивает контент, предлагая больше каналов, чем любой другой конкурент, а также неограниченное хранилище. Доминирует в 75% случаев использования телефонов на базе Android во всем мире;
  • FuboTV. FuboTV второй по широте выбора каналов, уступая лишь YouTube, он включает в себя большое количество спортивных каналов, что делает его излюбленным выбором футбольных болельщиков;
  • Sony Crackle. Sony Crackle эта бесплатная служба потокового вещания компании Sony предлагает фильмы, телепередачи и даже некоторые оригинальные материалы бесплатно;
  • Showmax. Showmax это Netflix в Африке к югу от Сахары, контент которого ориентирован на африканских потребителей;
  • Curiosity Stream. Curiosity Stream это потоковая служба, ориентированная на любителей документальных фильмов и образовательного контента, с такими каналами, как Discovery, Animal Planet и The Learning Channel.

SWOT-анализ компании Netflix

SWOT-анализ компании Netflix
SWOT-анализ компании Netflix

Ниже приведен SWOT-анализ компании Нетфликс:

(1) Сильные стороны Netflix

  • Сила бренда. Netflix обладает сильным брендом и репутацией. В 2020 году он занимал 26-е место среди самых ценных брендов в мире, и при этом имел наибольший прирост стоимости с 2019 по 2020 год (72%). Кроме того, в 2019 году это был 4-й по значимости бренд;
  • Постоянный рост. В течение последних десяти лет компания Netflix постоянно растет, обеспечивая свое присутствие в 190 странах мира;
  • Большая клиентская база. Количество абонентов превышает 180 млн. человек, что обеспечивает компании сильные позиции на переговорах со студиями;
  • Высокого качества контент. Компания производит фильмы и телепередачи высочайшего качества, которые привлекают зрителей;
  • Гибкость и адаптивность. Модифицирует услугу в соответствии со спросом рынка и изменяющимися технологиями;
  • Гибкая ценовая политика. Планы Netflix предлагают отличные возможности по разумной цене. Это дешевле, чем кабельное телевидение или поход в кинотеатр, при более широком выборе.

(2) Слабые стороны Netflix

  • Авторские права. Компания обладает ограниченными авторскими правами, а права на контент, взятые у других студий, истекают через несколько лет, что позволяет получить доступ к контенту на других платформах;
  • Чрезмерная зависимость от американского рынка. Netflix работает по всему миру, но ее доходы в значительной степени зависят от североамериканского рынка (около 50% от общего объема). Кроме того, отсутствие оригинального контента в ряде стран снижает спрос на него за пределами Америки;
  • Высокие затраты. Глобальное присутствие компании требует огромных средств, что приводит к ежегодному росту ее задолженности. В апреле 2020 года задолженность компании составляла 14,17 млрд. долл;
  • Устойчивость. В отличие от других технологических компаний, таких как Amazon, Google и Apple, Netflix пока не использует возобновляемые источники энергии, что негативно сказывается на ее имидже;
  • Жесткое ценообразование. Netflix не предлагает широких возможностей для индивидуальной настройки, предлагая только три варианта тарифных планов. Кроме того, компания повысила цены на свои услуги, в то время как цены других потоковых сервисов значительно ниже.

(3) Возможности Netflix

  • Расширение на новые рынки (страны). Компания все еще может выйти на рынки многих других стран, где услуга не предоставляется, например Китая. Компания может наладить стратегическое партнерство на местном рынке, чтобы увеличить свое присутствие на новых рынках;
  • Бизнес-модель, основанная на рекламе. Netflix отказалась от этой традиционной бизнес-модели, однако многие другие провайдеры услуг получают миллиардные доходы от рекламы;
  • Тарифный план для мобильных телефонов. Компания может предложить более дешевый вариант тарифа для мобильных устройств, чтобы расширить свою деятельность на мировом рынке и более эффективно конкурировать;
  • Региональный контент на местных языках. Региональный контент на местных языках положительно зарекомендовал себя во многих странах;
  • Производство оригинального контента. Эксклюзивный контент может привлечь другие линейки продуктов, например, видеоигры или комиксы;
  • Годовая подписка. Годовая подписка со скидками по сравнению с ежемесячной оплатой может стимулировать пользователей переходить на годовые тарифные планы, что позволит избежать потери подписчиков, которых Netflix теряет, когда они отменяют подписку сразу после окончания просмотра любимых передач.

(4) Угрозы Netflix

  • Конкуренция. По всему миру увеличиваются сервисы потокового вещания, что мешает Нетфликс удерживаться в лидерах;
  • Цензура и регулирование. Некоторые жесткие государственные нормы могут сдерживать расширение бизнеса, например, ограничения на иностранный контент в Китае;
  • Пиратство. Тысячи людей по-прежнему находят способы загрузки пиратского контента, а многие одновременно пользуются одной учетной записью;
  • Насыщение американского рынка. Чрезмерная зависимость от Северной Америки может привести к перенасыщению рынка, а рост американской базы уже замедлился;
  • Взлом учетных записей. Количество взломанных учетных записей Netflix растет, и если это будет продолжаться, то это может привести к переходу пользователей к конкурентам;
  • Устойчивое развитие (выбросы углекислого газа). В наш век это серьезная угроза, а потоковое видео создает большой след в виде почти 1% глобальных выбросов – больше, чем аэрокосмическая промышленность. Это может заставить страны требовать сокращения потребления.

Заключение

Бизнес-модель Netflix полностью построена на подписке. В сервисе нет рекламы, поскольку компания боится таким образом потерять своих клиентов. Ориентация на клиентов и гибкость в политике позволяет Нетфликс выдерживать давление со стороны конкурентов.

Была статья полезнойй?
Да
Нет

Буду рад если вы оставите свой отзыв, комментарии и пожелания.

В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)

Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.

66
2 комментария

Как нетфликс рассчитывается с собственниками фильмов? Какая формула «кому сколько нужно заплатить»?

Правообладатели заключают договор с Нетфликсом в рамках которого Нетфликс выплачивает роялти