Беспилотники и стартап-проект: интуитивное управление одним и стратегическое планирование другого

Фрагмент тестирования перчатки для управления БПЛА DroneGlove

Второй проект из нашего цикла историй успеха участников акселераторов Офиса студенческого предпринимательства МФТИ – DroneGlove.

DroneGlove занимается разработкой интуитивно понятного устройства для управления БПЛА – эргономичной «перчатки» на руку, которая претендует прийти на смену классическим пультам управления коптерами. Команда прошла акселераторы «Туннельный эффект» и «Физтех.Аэро», став в последнем победителями. В предыдущих программах были создан MVP, сформирована и подана заявка на конкурс Студенческий стартап, результаты которого с нетерпением ждут все участники. Сейчас стартап-проект подал заявку в новый акселератор «Физтех.Идея» – команда планирует доработать технологию и привлечь инвестиции.

Игорь Кудряшов, руководитель проекта и студент Физтех-школы физики и исследований им. Ландау МФТИ, рассказывает, как DroneGlove решает проблему управления беспилотниками и зачем монетизировать увлечение робототехникой и инженерией.

Как в разработке проекта не забыть о потенциальном потребителе

Был риск ситуации, когда команда делает хороший инженерный проект, но людям это не нужно.

Идея проекта DroneGlove зародилась на одном из хакатонов еще на ранних курсах университета. Мы в том хакатоне победили и стали в свободное время – летом, когда нет учебы, экзаменов и сессий – развивать этот проект и стараться доделать MVP. Тогда появились частные заинтересованные лица, но не хватало общей экспертизы: мы проводили опросы среди малого числа потребителей и не сильно интересовались компаниями, которым это потенциально было бы интересно. Был риск ситуации, когда команда делает хороший инженерный проект, но людям это не нужно, потому что создатели забыли, образно говоря, спросить потребителя о том, что им реально нужно.

Когда мы пришли на «Физтех.Аэро», у нас уже был отлаженный работающий прототип. Его можно было демонстрировать, в том числе среди заинтересованных лиц были те, которые проверили перчатку на практике. Несмотря на то, что разработка содержала функционал, мы все-таки еще были не готовы к продаже.

В этом деле как раз помог акселератор: на него мы пришли уже с проверенным прототипом, но без четкого понимания аудитории. То есть у нас были B2C-клиенты и несколько B2B-компаний, которые нас знали, – казалось, что этого хватает. Уже в процессе акселерации мы начали смотреть на это шире, искать недостатки, которые должны быть исправлены, и желания потенциальных потребителей, которые нужно учесть. Это, конечно, сильно отразилось на развитии проекта, потому что у нас появилось больше времени и понимания того, куда двигаться и каких промежуточных целей достигать.

Формула предпринимательского опыта

«Обучая предпринимательству», тебе передают некоторый опыт, но в любом случае человек сам должен через пройти весь путь проб и ошибок. Готовой формулы для создания успешных проектов не существует, это очень индивидуально. Даже если идея очень хорошая, она может быть просто не нужна сейчас или условия могут не подходить для этого. Конечно, если оглядываться назад, надо было больше работы по планированию проводить до того, как началась разработка.

Когда попадаешь в предпринимательскую среду, тебя учат задавать себе правильные вопросы: нужна ли твоя разработка, почему твой продукт лучше, чем у конкурентов, например. Нам «на пальцах» объяснили, как и зачем составлять ценностное предложение, работать с клиентами, выстраивать связи и правильно преподносить свой проект. Всем этим мы до акселераторов занимались редко, от случая к случаю – теперь мы более активные и, что важно, продвинутые.

<i>Прототип DroneGlove</i>
Прототип DroneGlove

Распределение задач и ресурсов

Разные задачи у членов команды — это эффективная реализация проекта.

Наша команда состоит из трех человек: со мной работают Альберт Симонян, который занимается аспектами программирования и бизнес-аналитики, и Иван Степанов, инженер-электронщик. Мы все студенты МФТИ одного года обучения и с одной программы. Поэтому так сложилось, что у всех довольно похожие навыки. Несмотря на это мы стараемся иметь разные задачи, потому что это оказывается более эффективной стратегией. Кстати говоря, еще у нас, например, обучение не сильно связано с темой проекта, но почему бы и не попробовать.

В акселераторе прошлого года от Офиса студенческого предпринимательства мы участвовали с другим нашим проектом, уже из сферы медицинских технологий. Он не на такой готовой стадии, как DroneGlove, но мы стараемся находить на это время и уделять внимание обоим проектам – пока у нас получается.

Вопросы к предпринимательству

Существует стереотип, что придется выбирать: либо ты учишься, либо полностью занимаешься проектом.

Мне кажется, довольно часто к предпринимательству в студенческой среде отношение немного настороженное, но, если это не мешает вашему образовательном процессу то, в общем, нет возражений. Наоборот, вуз старается всячески поддерживать такие начинания: проводит акселераторы, привлекает экспертов, чтобы помочь студентам с проектами.

Еще одна особенность предпринимательства, в частности технологического, в том, что сейчас еще люди редко сталкиваются с такой темой, им это кажется обычно чем-то сложным. Существует стереотип, что придется выбирать: либо ты учишься, либо полностью занимаешься проектом так, что это даже может негативно отразиться на твоей карьере. В действительности получается ровно наоборот, потому что, когда ты совмещаешь учебу и науку с занятием своим проектом, они друг от друга выигрывают и работают взаимными катализаторами. Появляется дополнительная мотивация, связи с людьми из бизнеса и научной среды, открываются новые возможности.

В предыдущем интервью с соосновательницей и CEO проекта Anix – еще одного финалиста «Физтех.Аэро» – мы поговорили о том, в каком направлении движется команда после акселераторов и что нужно для того, чтобы преуспеть в своем деле, а также о двух религиях предпринимательства, процессе работы с идеей и ключах к успеху.

Новости техпреда, анонсы грантов и событий партнеров и еще больше полезного контента для стартаперов – в телеграм-канале Офиса студенческого предпринимательства.

22
Начать дискуссию