Выходи во двор поиграть: фиджитал-инструменты для массового спорта

Когда термин «цифровизация» набил оскомину даже далеким от новых технологий людей, ему на смену органично пришел «фиджитал». Если вы никогда не слышали такого слова, то вы уже несколько лет, как в этом самом фиджитале не только живете, но и активно пользуетесь. Расплачиваетесь биометрией, сканируете qr-код вместо меню, заказываете продукты из магазина? Все это – фиджитал, то есть соединение физического и цифрового (physical + digital) пространства.

По прогнозам фонда «Leta Capital» и «Devar», в ближайшие 15–25 лет цифровая экономика достигнет не менее 50% мирового ВВП или 100–200 трлн долларов. Ключевой частью этого тренда эксперты называют проникновение интернета, и в России с этим показателем проблем нет – он составляет 88,2%. На начало 2023 года в нашей стране насчитывалось 127,6 млн интернет-пользователей.

Фиджитал довольно органично вошел во многие сферы жизни, в том числе и в спорт. В России, например, успешно функционирует Всероссийская Федерация Фиджитал Спорта (ВФФС).

Организация отвечает за развитие, продвижение и организацию массового спорта в формате функционально-цифрового многоборья. Поддержка и популяризация фиджитал-спорт в России позволяет современным спортсменам быть одинаково успешными как на спортивной площадке, так и в виртуальной вселенной.

Никита Нагорный, президент ВФФС, олимпийский чемпион по спортивной гимнастике
Никита Нагорный
Президент Всероссийской Федерации Фиджитал Спорта (ВФФС), олимпийский чемпион по спортивной гимнастике и член экспертного совета Всероссийского конкурса “Ты в игре”

Фиджитал в спорте – это не только профессиональный уровень и большие достижения. Многие могут вспомнить различные активности в VR-шлемах, но и это не показатель широты возможного применения таких технологий для ежедневного использования. Например, в номинации конкурса «Ты в игре» –«Трансформация в спорте», – в котором соревнуются проекты в области программного обеспечения, а также приложения, агрегаторы и другие цифровые решения для организации спортивной подготовки, анализа тренировочного процесса, продвижения спортивной культуры и вовлечения людей в активный образ жизни.

Одним из главных достоинств проектов является их доступность, то есть не надо приобретать какое-то дополнительное оборудование – все уже есть вокруг. Например, ребята из Рязанской области разработали фитнес-игру для мобильных устройств, главным преимуществом которой является инновационная технология отслеживания движений через нейросеть.

Одним из преимуществ приложения будет отслеживание выполнения упражнений через камеру при помощи нейросети, что не позволит пользователю отлынивать, а также будет выявлять ошибки в технике. Это уменьшит процент вероятности получения травм во время тренировок. И также у нас совершенно новая система мотивации благодаря включению игровых механик в тренировки».

Прохор Сытов, участник Всероссийского конкурса спортивных проектов «Ты в игре»

Их коллеги из Свердловской области предлагают выйти на улицу и ощутить себя королями площадок воркаута. Разработанное приложение является интерактивной инструкцией к уличным спортивным тренажерам, оборудованным специальными QR-кодами. То есть если раньше вы стеснялись зайти на спортивную площадку, то теперь точно будете знать – как и что там делать. Такой подход уже имеет успех.

«Так как проект реализовался на уже готовой инфраструктуре нового построенного парка общей площадью более 7 га, он сразу привлек к себе колоссальное внимание и интерес со стороны местных жителей и приезжих туристов. На сегодня количество загрузок приложения составляет более 2000 раз. При этом население города Верхний Тагил 10 000 человек. основная группа населения – молодежь с 14 до 26 лет, вторая значительная группа (как неудивительно) пенсионеры. И третья группа – мужчины с 35-45 лет. Количество обращений к приложению (использованию) постоянно увеличивается и сегодня составляет около 40 раз, что свидетельствует о количестве тренирующихся», – отмечает автор Даниил Неофитиди, подчеркивая, что их разработка позволяет повысить регулярность занятий физкультурой и спортом, вовлечь молодежь (за счет современных технологий), минимизировать неправильное использование оборудования и спортивные травмы.

Еще одним интересным фиджитал направлением занимается Илья Абросимов из Калининградской области. Речь о кибервелоспорте, сочетающем в себе цифровые технологии и классический велоспорт.

Соревнующиеся используют в качестве спортивного снаряда настоящий велосипед, установленный в умный станок, подключенный через компьютер или смартфон к сети интернет. Крутя педали, гонщик управляет аватаром-велосипедистом в многопользовательской компьютерной игре, где с помощью алгоритмов считывается прилагаемое усилие участника, воспроизводится аэродинамика и рельеф местности, а также рассчитывается скорость движения персонажа. Побеждает обладатель лучшего времени на финише. Сейчас у команды есть четыре комплекта оборудования, расположенные в областном центре, но цифровой формат соревнований позволяет проводить их синхронно в разных городах.

Илья Абросимов, автор фиджитал проекта из Калининградской области

Впрочем, если вы предпочитаете ментальные нагрузки физическим, то для таких эстетов есть цифровой чат-бот, который помогает обучить основам шахмат в увлекательной форме. Кажется, что уже таких-то приложений много, но авторы поставили перед собой задачу не только научить шахматам, но и не отбить желание ими заниматься после проигрышей.

Весь процесс происходит в форме чата, для более продвинутого уровня организованы 15-минутные тренировки. Конечно, шахматы сейчас стали более популярны (на это повлияло большее количество бесплатного контента различных высокопрофессиональных комментаторов и выход на экраны художественных фильмов про шахматы). Однако наш цифровой инструмент позволит вовлечь в шахматы, сравнить свой уровень с другими шахматистами без жесткого соревновательного отбора, то есть позволит понять нравится ли человеку вообще принимать участие в соревнованиях, позволит получать удовольствие от шахмат. В планах – взаимодействие с шахматными клубами различных регионов для освещения и выполнения юношеских разрядов, то есть выход в оффлайн.

Юлия Еськина, участник Всероссийского конкурса спортивных проектов «Ты в игре»

Какие проекты на стыке «цифры» и реальной жизни знаете вы?

Начать дискуссию