Шесть шляп мышления

Шесть шляп мышления

Шесть шляп мышления соответствуют шести видам мышления, связанным со стратегиями. Эдвард де Боно (1985) утверждает, что человеческое восприятие и мышление включают различные составляющие. Большинство людей формируют в себе лишь узкие мыслительные способности, из-за чего их мышление ограничено. Де Боно уверен, что, выделяя и используя различные подходы к мышлению, люди могут добиться более высокой производительности и лучшего взаимодействия

Когда следует применять модель

Модель шести шляп мышления побуждает нас переходить от привычного нам мыслительного процесса к более широкому, который помогает нам в полной мере понимать всю сложность принимаемых решений и видеть возможности, упускаемые при традиционном мышлении, так как теперь важные решения можно рассматриватьв разных перспективах. Основная идея этой модели заключается в том, что люди принимают более качественные решения, если их подтолкнуть к тому, чтобы они вышли за рамки привычного мышления. Этот прием помогает внести в чисто рациональный вариант принятия решений необходимую эмоциональную составляющую. Поэтому при его применении людей поощряют думать творчески и не следовать проторенными путями. К тому же этот прием можетбыть использован и для ускорения процесса принятия решений

Как следует пользоваться моделью

Шесть шляп мышления можно «надевать» не только при проведении совещаний, семинаров или «мозговых штурмов», но и в одиночку — каждым человеком. Каждая шляпа мышления относится к определенному стилю мышления. Если группа использует, например, голубую шляпу, это означает, что в данный момент на каждом ее участнике «надета» именно такая шляпа.

Де Боно выделяет следующие шесть шляп мышления

Белая (фактическая). Надев такую шляпу, человек может сфокусироваться на имеющихся фактах. Проанализируйте информацию и посмотрите, что можно из нее узнать и усвоить.

Красная (эмоциональная). Выбрав этот вид шляпы, можно рассмотреть проблему в интуитивной и эмоциональной плоскостях. Постарайтесь представить, как другие люди эмоционально реагировали бы на такую проблему, и попытайтесь понять, чем обусловлены такие реакции.

Черная (критическая). Если вы остановились на шляпе этого цвета, это означает, что вы сейчас уделяете основное внимание негативным аспектам решения. Подходите к такому анализу осторожно и занимая оборонительную позицию: а почему это будет работать? Укажите недостатки рассматриваемого плана.

Желтая (позитивная). «Надев» эту шляпу, человек должен думать позитивно. Посмотрите на все оптимистически и постарайтесь увидеть преимущества данного решения.

Зеленая (креативная). Когда на вас «надета» шляпа этого цвета, вы должны думать творчески. Чтобы найти хорошие варианты решения проблемы, ваше мышление не должно быть скованно рамками привычного.

Голубая (контрольная). Эту шляпу «надевает» человек, который председательствует на совещании или ведет семинар. Этот лидер при необходимости вмешивается в процесс и определяет, когда следует сменить шляпу.

Выводы

Эта модель помогает использовать различные виды мышления, т. е. позволяет рассмотреть проблему в разных перспективах. Де Боно утверждает, что ключом к успешному применению этой модели является преднамеренная сфокусированность участников на одном том же аспекте проблемы входе обсуждения. По результатам этого обсуждения надо выбрать вариант, который лучше всего подходит данному этапу. Поэтому обсуждение может начинаться с одной шляпы, «надеваемой» для задания целей и формулировки задач, а затем переходить на другую, когда надо узнать реакцию и мнение других заинтересованных лиц. Преднамеренно выбирая соответствующий фокус обсуждения на каждом этапе, все участники оказываются одновременно сконцентрированы на одном и том же аспекте проблемы и поэтому могут более тесно сотрудничать в поисках решения.

1
Начать дискуссию