Селлеру на заметку: новые исследования

Селлеру на заметку: новые исследования

Знакомство с результатами исследований маркетплейсов российских и зарубежных аналитиков помогут селлерам развиваться не вслепую, с оглядкой лишь на конкурентов, а со стратегическим подходом. Об этом, а также о том, как провести собственное исследование рынка, рассказывают эксперты МПромо.

Реестр доверия к онлайн-площадкам составили совместно Центр развития перспективных технологий, Роскачество и Росаккредитация. В списке для исследований было 30 онлайн-площадок, включая крупные маркетплейсы. Проверки и тесты при участии тайных покупателей показали, что больше всего доверяют маркетплейсу Ozon. Среди положительных характеристик – широкий ассортимент, хорошее качество товаров, и, как следствие, высокий процент выкупа и низкий процент возврата. Наряду с этим, в истории Ozon не было зафиксировано утечек персональных данных пользователей, скандальных историй. Добрых слов заслуживает, по мнению исследователей, общая клиентоориентированность площадки.

Почти также высоко оценили клиенты Wildberries, «МегаМаркет» от «Сбера», «Яндекс Маркет», Lamoda, DNS, «Магнит» и Метро.

Основательность исследования подтверждает количество и многогранность критериев, по которым проверяли площадки – их почти 80, разветвленных по семи группам.

Варианты полезных мнений

Центр изучения потребительского поведения (ЦИПП) Роскачества проанализировал пользовательский опыт. В результате выяснилось, что каждый пятый из опрощенных покупателей попадал в спорные ситуации при покупках на маркетплейсах. Найти выход из них в 55% случаев помогали представители площадки. О случаях, когда проблему не удавалось решить ни с представителями маркетплейсов, ни с продавцами рассказали 35% опрошенных.

Сложности с обратной связью – проблема для потребителей. Продавцы нередко не дают обратную связь, либо не умеют ею управлять. На любой отзыв - положительный, отрицательный, нейтральный – обратную связь давать обязательно. Если не знаете как, научитесь или наймите профессионалов.

Исследование Market Papa называет важным критерием выбора товара на маркетплейсе для российских пользователей чужое мнение, другими словами - отзывы, оценки и рейтинги. Доказательство – 39% покупателей готовы не покупать понравившийся товар, если у него низкие оценки, 31% покупателей легко откажется от продукта, если отзывы отрицательные. При этом отзывы оставляют далеко не все – 51% опрошенных.

Почти 13% респондентов готовы рекомендовать магазин друзьям, если продавец предложит за это подарок или скидку.

Из опроса маркетингового агентства «Сервизория» следует, что максимально оперативно покупателям хотелось бы получать продукты питания, одежду и обувь, товары для здоровья и красоты. Остальное готовы ждать подольше.

По данным исследования компании IConText Group на конец 2022 года, 59% покупателей маркетплейсов – это жители крупных городов. Тенденция такая сложилась давно и меняется медленно. Чтобы продажи росли в регионах, а не только в городах-миллионниках, необходимо оттачивать логистику, доставку.

Импортозамещение – еще один фактор, который сильно влияет на работу маркетплейсов. Исследования рассказывают о некоторых сложившихся тенденциях при введении новых товаров на рынок. Так, для продуктов питания, шампуней, кремов, зубной пасты, бытовой химии узнаваемость нового бренда формируется около года. Одежда, обувь, мебель могут стать известными за полтора-три года. Указанный период привыкания к бренду во многом зависит от интенсивности рекламных кампаний.

Как провести исследование рынка самостоятельно

Чтобы иметь глубокое понимание того, кто ваши покупатели, ваш конкретный рынок и что влияет на решения о покупке и поведение целевой аудитории, проведите исследование рынка. Что можно узнать:

· К кому из конкурентов ваша целевая аудитория обращается за информацией, вариантами или покупками.

· Что в тренде в глазах вашего покупателя.

· Что за участники вашего рынка и каковы их проблемы.

· Что влияет на покупки и конверсии среди вашей целевой аудитории.

· Отношение потребителей к определенной теме, проблеме, продукту или бренду.

· Есть ли спрос на бизнес-инициативы, в которые вы инвестируете.

· Неучтенные или недостаточно удовлетворенные потребности клиентов, которые можно превратить в возможность продажи.

· Отношение к ценообразованию на конкретный продукт или услугу.

Где можно узнать ответы на эти вопросы? Прежде всего, в публичных источниках, так как это бесплатный, доступный материал для исследования рынка. Необходимо мониторить регулярно и анализировать с целью выяснения общих тенденций.

Например, опросы, которые публикуются в СМИ, посты в локальных сообществах в социальных сетях и комментарии в них, а также государственная статистика, данные которой представлены широко для каждого региона. В ней вы найдете все – от гендерного состава и возраста населения любого субъекта страны до средней заработной платы и стоимости продуктовой корзины. На эти данные можно и нужно ориентироваться селлерам при выборе продукта для продажи, при запуске рекламной кампании. Они меняются и за ними необходимо успевать менять собственные стратегии. Экономические отчеты банков, отдельных представителей бизнеса также предлагают полезную информацию о состоянии различных отраслей промышленности по всей стране, прогнозы по дефициту и профициту продуктов.

Начать дискуссию