Почему мы не умеем продуктивно спорить?
Давайте рассмотрим 4 причины, которые мешают нам продуктивно не соглашаться.
Разногласия играют очень значимую и недооценённую роль в нашей жизни, и необязательно они должны быть деструктивными.
Различия во мнениях, несовпадающие точки зрения необходимы нам, потому что они помогают нам думать и развиваться. Разногласия показывают, когда наше мышление возможно отклоняется от верного курса, разногласия расширяют наше видение, когда в процессе дискуссии появляются новые идеи и ценные мысли, которые мы раньше не рассматривали.
Самое главное — помнить, что между здоровыми, продуктивными разногласиями и деструктивными спорами существует большая разница. Но большинство из нас никто не учил навыкам продуктивного несогласия.
Давайте разберем причины, которые мешают нам продуктивно не соглашаться.
Причина 1: Эволюция человека
Любое несогласие может представлять собой сложность, поскольку наш мозг эволюционировал таким образом, что воспринимает ее как угрозу. Мы чувствуем стеснение в груди, пульс учащается, кровеносную систему переполняют гормоны стресса. Наш мозг получает химические сигналы, которые говорят: «На меня нападают». Активируется состояние «бей или беги».
Когда мы находимся в деструктивном конфликте, наша способность мыслить явно исчезает, мы теряем возможность понять позицию другой стороны, увидеть ситуацию со стороны. Это мешает нам быть открытыми для других точек зрения, и вместо этого мы чаще всего сосредотачиваемся на защите собственных позиций.
Как правило, наша реакция проявляется либо в обороне и агрессии (борьба) , либо в отступлении и избегании (бегство) . Такие реакции были вполне логичны в рамках нашей эволюции. Однако в современном мире ни одна из этих реакций нам не помогает. И нам важно научиться управлять заложенными в нас природой механизмами.
Причина 2: Социально-культурные нормы
Все мы являемся продуктом нашего воспитания, хотим мы того или нет, и это оказывает значительное влияние на то, как мы реагируем на конфликты. Модели поведения в конфликтах мы получаем в процессе воспитания, усваивая допустимые образцы социального поведения, получаемого сначала в семье, а затем в других социальных группах (детский сад, школа, секции, и др). Нас с раннего возраста приучают избегать разговоров, которые могут привести к конфликту.
Быть конфликтным — плохая репутация! В результате у людей формируется социальный стереотип: конфликт — нежелательное явление, его лучше избегать.
Наиболее привычный опыт в конфликтах — это обиды, напряжение, страх, непонимание, безнадежные попытки доказать свою правоту и т.п. А что, если мы можем научиться делать это продуктивно?
Если мы говорим о бизнесе, то социальные нормы могут быть усилены организационной культурой. Во многих компаниях большое внимание уделяется гармонии и умению ладить с коллегами. Давайте признаем, действительно большинство из нас предпочитает работать в гармоничной обстановке, где дружелюбная и приятная атмосфера. Однако продуктивные разногласия и хорошие рабочие отношения не являются взаимоисключающими — и то, и другое может существовать вместе.
Гармония на рабочем месте переоценена и она душит честную критику и поощряет вежливую похвалу в адрес плохих идей.
Например, руководство компании Amazon поощряет внутренние разногласия и считает, что «гармония на рабочем месте переоценена» и она «душит честную критику и поощряет вежливую похвалу в адрес плохих идей».
Новые идеи всегда рождаются в разногласиях, профессиональном структурированном обсуждении всех факторов ситуации, при этом важно сохранять уважение к достоинству других людей.
Причина 3: Страх негативных последствий
К сожалению, многие из нас склонны к негативному мышлению, и поэтому наше воображение рисует нам сюжеты с самыми негативными последствиями. Например, если я явно не согласен с моим начальником, он может уволить меня… или… например, если я не поддержу решение друга, я рискую испортить с ним отношения. Мы так боимся вступать в спор и выражать несогласие, что часто отступаем, отказываемся от своего мнения, лишь бы избежать конфликта.
Нам приятнее, когда с нами соглашаются, а не спорят, и приятнее соглашаться, особенно с теми людьми, отношения с которыми нам дороги, потому что не хотим создавать напряжение в них.
Конечно, важно принимать во внимание и то, в какой форме и как мы проявляем несогласие. Если мы выражаем несогласие в неуважительной и агрессивной форме, нападаем с обвинениями на собеседника, конечно, наши страхи негативных последствий воплотятся в жизнь.
Поэтому нам проще перестраховаться и избежать продуктивных разногласий и правды, особенно если мы чувствуем, что не обладаем достаточными навыками для этого.
Причина 4: Отсутствие навыков
Продуктивное несогласие — это образ мысли, набор навыков, действий, умение не соглашаться так, чтобы в споре рождалась истина, понимание, чтобы разногласия не переросли в деструктивный конфликт, а способствовали укреплению отношений.
Вышеперечисленные три причины объясняют, почему многие из нас не практикуют и не развивают его в достаточной степени. Отсутствие практики и навыков подпитывает наш инстинкт играть безопасно и не рисковать.
Чтобы развить поведенческие навыки продуктивного несогласия, прежде всего необходимо создать в отношениях, в партнерствах, в коллективе и организации договоренности и такую атмосферу, в которой не только нормально, но и ожидаемо не соглашаться друг с другом ради укрепления и гармонизации отношений, повышения эффективности и результатов.
Отсутствие практики и навыков подпитывает наш инстинкт играть безопасно и не рисковать.
Основное внимание должно быть направлено на достижение взаимопонимания, при котором удовлетворяются потребности обеих сторон, и оба участника делают то, что лучше для отношений, бизнеса, группы. Никогда не следует стремиться доказывать, кто прав, и искать кто виноват.
Разногласия могут быть весьма продуктивными, если управлять ими, воздерживаясь от критики, обвинений, нападок, при этом, проявляя уважение к чувствам и достоинству других людей. Мы можем извлечь максимальную пользу из разногласий, только если мы умеем правильно не соглашаться друг с другом.