Как приватизировать правильно?

В 1990-х годах была проведена приватизация больших компаний страны, и периодически всплывает вопрос о справедливости принятых в то время решений, и даже сами новые собственники этих компаний периодически предлагали какой-то "справедливый" налог или оценку или другие механизмы "компенсации". Напишу всего 2 пункта, как можно было бы "закрыть" этот вопрос с пользой для общества и для самих предприятий.

Первое - Производительность труда. Выбираем схожие компании в отрасли и ставим условие, что все приватизированные компании должны находиться в Топ 20% по производительности на человека. Эта оценка будет в районе 50 тыс долларов на человека в год, при средней в стране - 30 тыс, а, скажем, в той же Германии этот показатель 100 тыс, т.е не сильно заоблачные требования.

Второе - Оплата труда. И снова такое же условие - Топ 20% в отрасли. В цифрах это будет 110+ тыс руб. при медианной зарплате в 50 тыс по стране.

Разумеется, очевидная схема обойти требования: нанять компанию-подрядчика и там установить какие угодно другие условия труда, не будет работать, поскольку эти 2 критерия распространяются и на них. Исключением могут являться разве что не профильные занятия, вроде подряда на строительство зданий, уборку помещений и пр. Нарушать условия на период их действия можно, но не 3 года подряд: в первом году были сложности, во втором начали исправлять, в третьем исправили.

Какой итог? Общество получает костяк якорных компаний-работодателей со значительно выше среднего условиями труда, с желанием внедрять инновации и строить безопасное высокотехнологичное производство, потому что иначе производительность труда не растет. Развиваются регионы, куда за условиями труда тянется население. Компании по итогу становятся технологичнее, конкурентнее и растут в капитализации, что хорошо и для собственников.

Как это измерять? Берем разницу между средними показателями индустрии, и показателями предприятия и считаем, что эта разница - заслуга менеджмента предприятия, которая направлена в пользу общества. Суммируем эту разницу за все года и как только она становится равна оценке компании на момент приватизации с учетом инфляции, к компании перестают предъявляться специальные требования.

В такой схеме хорошо и то, что можно вычислить вклад всех прошлых лет, и возможно какие-то компании при достойном управлении уже с лихвой отплатили обществу, а каким-то нужно потрудиться еще десяток лет...

22
2 комментария

Интересный подход! Хочу прояснить несколько моментов:
1) Какое наказание будет за невыполнение требований? Национализация?
2) Есть ли какие-то мысли насчет оценки стоимости предприятия на момент приватизации? Ведь если она была сильно занижена (например в случае сговора) то выполнить условия будет слишком легко.

Ответить

1) Зачем национализировать, продать с молотка на аукционе и либо новый собственник получит компанию с условиями, либо "неотработанную часть денег" нужно будет передать государству.

2) да куча способов, главно чтобы хотелось, а так, можно посчитать выручку за первые 3 отчетных периода после приватизации и по ней восстановить стоимость. Можно взять стоимость активов компании, добавив стоимость нанятого персонала и заключенных контрактов. А можно и вовсе посчитать от текущей, с учетом "завышенного относительно среднего в отрасли" роста капитализации. И в конце взять скажем среднее из оценок.

Ответить