{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему алгоритмы Яндекс Go оптимизируют поездки не до конца, или как ездить дешевле

Собрался я ехать домой и вызвал такси, спрос оказался весьма серьезный и цена была прямо скажем не комфортная. Подумал подожду несколько минут, постою с коллегой поболтаю. Проверил через 10 минут, цена никак не менялась, при этом смотря на маршрут, я понимал, что маршрут Яндекс построил явно не оптимальный и в беседе в шутку прозвучала мысль скорректировать маршрут, и сделать это весьма просто, ставлю промежуточную точку в сторону, как мне показалось оптимального пути, и вуаля, первая же попытка привела к снижению стоимости на 400-500 рублей во всех тарифах, причем поездка оказалась по километражу меньше на 11 км, но по времени длиннее на 5 минут.

Нажал поехали, приехал водитель, я сел, проехал мимо промежуточной точки и приехал домой. Казалось бы, конец истории

Но стало интересно, как работает алгоритм изнутри, первое что сделал — посмотрел получасовой ролики на YouTube канале Yandex Go «Почему цена такая» (очень рекомендую, ролик клевый). Оттуда нам понадобится всего пара вещей, формула расчета стоимости, стоимость минуты и километра пути. В моем случае это Ростов-на-Дону, в видео Краснодар и Екатеринбург, плюс минус одно и тоже и возьмем 10 руб/км и 500руб/ч (или 8.3р/мин).

После, посмотрел какой маршрут строит Яндекс Такси, и разумеется логично было бы запрашивать этот маршрут у Яндекс Карт, что так и оказалось, маршрут Такси всегда строится на выдаче одного самого быстрого маршрута Яндекс Карт. (к слову сказать, Гугл показал тот маршрут, которым я в итоге и поехал, наверное просто меньше пробок «видит»).

Дальше этот маршрут с остальными характеристиками проходит через формулу подсчета стоимости и уже эта цифра показывается на экране. Если мы сравним два маршрута, в одном меньше км, в другом минут, то увидим следующий расклад:

Водитель — да, заработает больше за единицу времени, но и амортизация машины будет больше (почти на 40%, при разнице пути 11 км)

Пассажир — заплатит больше, притом, что «быстрее» ему может и не надо (5 минут разницы за 400 рублей)

Яндекс Такси — получит больше денег за более дорогую поездку, уменьшит время в пути водителя, чтобы он быстрее начал выполнять следующий заказ и никаких других затрат…

Причем, после этого случая, я несколько раз выбирал данный маршрут, да и другие маршруты с подобным не очевидным путем, и разница в стоимости было от 20 до 500 рублей. Т. е можно было бы подумать, что это забота о водителе, но тогда заработок в минуту должен всегда компенсировать амортизацию авто, а оно не всегда так. В итоге получается, что Яндекс Такси либо слепо верит тому, что показывают Карты, и только после этого считает цену поездки. Либо …

Забавно, но я бы и не обратил на это внимания, если бы Яндекс запретил в приложении выводить стоимость поездки по тому же маршруту не зависимо от промежуточных точек, ниже, чем изначально предложенная. Сделать конечно это не просто, да и это уже нарушение прозрачности алгоритмов.

Подводя итоги, кажется, что для Яндекса не составляет труда переписать пару сотен строк кода и передавать в формулу цены не один путь, а несколько и если находится вариант быстрый, но по дороже и чуть дольше, но подешевле, то пользователь об этом вероятно должен знать и иметь возможность выбрать.

Предлагаю залайкать пост, чтобы Яндекс обратил на это внимание:)

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Волков

Здравствуйте, Дмитрий! Я из Go. Приложение строит самый быстрый по времени маршрут. Спасибо за фидбэк! Подумаем над опцией альтернативных маршрутов

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Богданов

Перевожу: Подумаем над тем, как спрятать от пользователя возможность уменьшения цены путем проставления третьей точки маршрута.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Власенко
Автор

а с этим все просто, храним в кэше приложения несколько последних ответов сервера по цене, если совпадает локация и добавлены точки, то просто не показываем цену ниже, чем самая дешевая, чистим кэш после вызова такси. В десяток строчек могли бы сделать, но не сделали, а значит умысла злого скорее нету:)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Паньков

Вопрос: В браузере понятно как почитить кэш, а в приложении как?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Власенко
Автор

Это отлично! Но Я.Go по идее нужно выступать в роли агрегатора, и уравнивать спрос водителя и пассажира, а это решается балансом минут и км или же ценой и временем.

Т.е набор маршрутов вам отдает Я.Карта и вы их просто прогоняете через алгоритм цены, и уже принимаете решение в пользу водителя или пассажира, а то иногда в выдаче получается что никто от этого не выигрывает, кроме Вас:)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

А надо ли Яндексу, чтобы вы ездили дешевле?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Власенко
Автор

Конечно нет, но надо, чтобы алгоритмы были прозрачными, ибо на этот счет у них даже ролик есть.

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

Прозрачный алгоритм? Это который сразу на всю Москву и ближайшее окружение вешает повышенный спрос круглосуточно?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Вы с какой планеты, если это не тайна? Яндекс, прозрачные алгоритмы? Еще надо спросить почему когда дождь или еще что-то, то сразу Повышенный спрос. Ночью в 2 часа желающих ехать просто море-океан, самое время включить высокие спрос.
Ничто не заставит Я открыть все "тайны" или скорее реалии тарифо- образования ЯТ, никто и никогда.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Власенко
Автор

В честности механики "биржи" сомневаться как мне кажется не стоит, иначе сами подумайте, если бы в такси было много денег, то все бы прогеры и дизайнеры бросили свое смузи и пошли бы в такси, тогда бы было много предложения и либо загруженность такси бы упала, либо цена, чтобы увеличить спрос, и денег бы на смузи перестало хватать, и они бы ушли.

Как раз сомнений в том, что эту часть системы работает честно и хорошо, у меня лично нет. Сделать не честную биржу весьма сложно! Вы попробуйте

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Сугубо мое необъективное мнение - не согласен.

Ответить
Развернуть ветку
Киприан Лейн

Учитывая количество темных паттернов и откровенного кидалова, на которых яндекс уже попалился, резонно предположить, что более дорогой маршрут специально генерируется.
Еще хороший пример - когда нажимаешь на сохраненный маршрут из истории, а его конечная точка внезапно оказывается немного в другом месте, и к маршруту добавляется длинная поездка до ненужного разворота, а к цене добавляется еще 100 рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Власенко
Автор

Специально дороже это вряд ли, скорее либо просто не доработали систему, и не подумал об наследовании данных между сервисами, либо правда подумали что время это самое важное. Хотя иногда этот выбор вредит и таксисту и пассажиру.

Ответить
Развернуть ветку
Киприан Лейн

Это почему же вряд ли? Просто потому, что очень хочется верить в честность корпораций? :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Типичный таксист с чсв мнением — пассажир для таксиста, а не наоборот.

Ответить
Развернуть ветку
Victor

Но водитель то не обязан ехать по маршруту Яндекса. (Или уже обязан?)

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

В Москве отклонение от маршрута - штраф и баллы забирают. Даже если получилось в итоге быстрее и клиент доволен.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

Я рассказываю, что мне московские таксисты рассказывали.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

Я конечно, восхищаюсь вашими познаниями в том, что могут делать или не делать таксисты, но им я верю все же чуть больше, чем вам.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
NetSleeper

Я тоже таксист. Никаких штрафов за движение по другому маршруту нет.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Цена меньше не станет.

Ответить
Развернуть ветку
Массовик Затейник

Им пихую

Ответить
Развернуть ветку
Массовик Затейник
Ответить
Развернуть ветку
Sophia Kononova

Как ездить дешевле? на метро

Ответить
Развернуть ветку
Репенко Дмитрий

Думаю стоит не лайкать, а юзать пока лавочка не прикрылась))

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда