7.8 Ревность

7.8 Ревность

РАЗМЫШЛЕНИЕ РЕВНОСТИ

Цели:

1) понять функции, психологическую структуру ревности;

2) Научиться разлагать свою ревность на эмоциональные составляющие, совершать интроспекцию ревности и изжить её;

3) уметь вести психоаналитический дневник своей ревности с целью её угашения.

Социальная функция ревности

Общество культивирует ревность. Неревнивого человека считают умственно неполноценным и даже морально дефективным. Ревность ставит на автомат контроль полового поведения людей, связанных сексом или любовью. Она загоняет в клетку семьи тех, кто рассматривает семью как рабство. Ревность в её лёгкой форме способствует некоторой безопасности и как бы способствует соблюдению тех обязательств, которые люди дают друг другу, соглашаясь жить вместе. Ревность стоит на страже супружеской верности, поддерживая принцип принудительной любви.

Средства, которые использует ревность, разнообразны, от упрёков, самоизоляции, брани, взаимных унижений, до применения кодекса закона. Уже в законах Хаммурапи (Вавилон по тем временам был передовым правовым государством по сравнению с другими восточными деспотиями) имелась статья, наказывающая за супружескую измену законным методом: женщину и её соблазнителя следовало по решению суда бросить живыми в воду и утопить. Традиции, требующие избиения камнями изменницы, а мужчину освобождающие от наказания, в некоторых арабских странах сохранились по сегодняшний день и это уже шаг назад в равенстве полов по сравнению с кодексом Хаммурапи.

Если отвлечься от норм уголовных кодексов и обратиться к нормам морали, то считается допустимым оскорблять и презирать нарушительницу верности. Во многих странах законы, фиксирующие права человека, не действуют внутри семьи, где ревность правит свой бал, охраняя респектабельность семьи и внешнее достоинство супругов.

Судебная практика России при убийстве рассматривает ревность (физиологический аффект), как смягчающее обстоятельство. Общество стремится усилить социальную функцию ревности, поручая ей контроль нравов.

Исполняя положительные социальные функции, ревность приобретает самостоятельность и может стать как всякая эмоция источником конфликта, враждебности и даже трагедии. Хроническая ревность может деформировать отношения и личности членов семьи. Поэтому ревность должна быть изжита саногенным мышлением. Она должна стать только сигналом об определённых изменениях в отношениях, но не регулятором отношений. Человеческие отношения должны регулироваться Благом и Разумом.

Переживание ревности

Является ли ревность естественной спутницей любви? Может быть, верно:

"Ревнует, значит, любит";

"Ревность - приправа к любви, иначе мы умерли бы со скуки";

"Ревность - яд для любви";

"Ревность — чувство, которое возникает в ответ, что тебя не любят".

И наоборот: "Я его люблю, но он меня ужасно ревнует!", "Большинство супружеских убийств, происходит из ревности. Ревность это убийца!". Кто программировал поведение Отелло, когда он душил Дездемону? Ревность как эмоция взяла на себя управление поведением и в результате - варварское убийство.

Ревность — это переживание, которое сопровождает мысль о реальной или воображаемой потере любви; она возникает в ситуации соперничества, конкуренции, нарушения обладания, принадлежности, фрустрации некоторых потребностей (неудовлетворения, не обязательно полового), вымещения неудачи, потери престижа, стыда за другого, ущемление достоинства.

Ревность - не отдельная эмоция подобно обиде или стыду. Это специфическая организация многих эмоций, связываемых в сознании ревнивца с любовными отношениями. В качестве ревности может выступать любое отрицательное переживание, которое связывается ревнивцем с идеей потери любви или измены. Такие эмоции как обида, зависть, ущемлённое достоинство, отвращение, гнев, стыд, оскорбление, потеря власти ревностью организуются в некоторую целостность, которая именуется ревностью. Этот коктейль чувств структурируется на основе чувства потери любви и приводит к действиям, в которых человек чаще всего раскаивается

Ревность как защитное поведение

Страдание всегда возбуждает защитные действия. Ревнивое поведение можно рассматривать как защиту от тех эмоций, которые переживаются в ревности. В момент, когда человек, страдающий от ревности, впадает в гнев, энергия тонких эмоций, таких как: обида, стыд, лишение любви, оскорбление, переносятся в грубую, в более древнюю и примитивную сферу души, психические механизмы которой существуют от века. Гнев впитывает психическую энергию в себя, и тонкие эмоции теряют свою силу. Это уменьшает страдание от ущемлённого достоинства и потери любви. В гневе происходит утоление ревности.

Гнев и агрессия имеют определённые цели - это нанесение страдания жертве или козлу отпущения. Объектом, на который канализируется гнев и агрессия, является наиболее эмоционально значимый человек, каковым является любимый и виноватый. Поскольку в ревности сознание суживается, то пробуждаются древние примитивные механизмы обращения с виновным. Ревность, проявляющаяся в гневе и агрессии, погружает нашу душу в глубь тысячелетий нашего архетипа и активизирует самые худшие, культурно непригодные, вытесненные механизмы реагирования. Степень регрессии при ревности определяется в той мере, в какой ревность берёт управление поведением и мышлением на себя, отключив более высокие инстанции души.

Ранее мы узнали, что агрессия и гнев приобретают утончённые и завуалированные формы. Ревность как раз приобретает эти формы, но от этого не теряет своей сути быть агрессией, направленной против любимого человека. Но она может вымещаться на ком угодно.

Если человек считает агрессию неприемлемой для себя и рассматривает ревность как неподобающее чувство и поведение, то его агрессия вымещается в утончённых и респектабельных формах. Она проявляется через механизмы психической защиты, с которыми мы уже знакомы. Ревность это та агрессия, которая направляется культурой против нарушителей её стереотипов, связанных с семьей и любовными отношениями людей. Хотя от нас требуется, чтобы мы при этом "были культурны".

Ревность как страдание

Удовлетворение наших желаний любви подвержены бесчисленному множеству неблагоприятных влияний и всегда могут сложиться обстоятельства, которые могут вызывать страх, обиду, стыд, ущемлённое достоинство. Поскольку любовь активизирует в душе тонкое и нежное, то человек становится очень чувствительным к своим отношениям с объектом обладания, подлинной или мнимой любви. Эти отношения в определённые моменты становятся той психической структурой, которая организует вокруг себя все возможные отрицательные эмоции вокруг ревности. Психическим стержнем этой структуры является идея потери любви, на которую нанизываются все эмоции.

Ситуация: "Меня меньше любят или не любят вовсе", "Мне предпочитают другого" может быть реальной или воображаемой, но аффективная реакция на неё всегда является реальностью. Отелло и Арбенин не в воображении, а реально душили или травили жён.

Чем сильнее страсть и привязанность к объекту любви или обладание, тем сильнее страдание. Чем больше желаний и потребностей вовлечены в любовные отношения, тем больше и чувство лишённости. Страдания от ревности порождаются рядом факторов:

а) фрустрацией потребностей, которые обычно удовлетворяются в любовных отношениях;

б) отрицательными эмоциями, возникающими вследствие ситуации, вызывающей ревность;

в) эмпатическим страданием от сочувствия или злорадством близких и окружающих.

Для начала рассмотрим взаимосвязь переживания ревности с эмоциями.

Эмоции и ревность

Обида как ревность

Поведение другого относительно меня не согласуется ни с договоренностью, ни с моими ожиданиями, ни с тем, как следует относиться к любимому человеку. Мои ожидания о том, как должен вести себя человек, который любит меня, не согласуются с реальным поведением здесь и теперь. Здесь обида сливается с ревностью.

Стыд как ревность

Ревность может стимулироваться стыдом за себя и ртыдом за другого. "Мне стыдно, что у меня такой муж. Мой муж должен быть мне верен, даже если он мне и не нужен, и я его не люблю!". Мне стыдно, что будут думать, "Её муж предпочитает другую женщину, уделяет ей внимание". "Мне стыдно, что у меня такая жена, подружка, мать".

В тех случаях, когда имеет место любовь, к страданию потери любви прибавляется страдание от стыда. Когда же нет любви и человек, как-будто в ней не нуждается, то ревность стимулируется ущемлённым достоинством, нарушением обладания, стыдом.

Оскорбление и ревность

В ревности переживается также ущемление моего "Я для других", которое оберегается нами от возможного оскорбления, "Моя жена (муж) вне подозрений!”, К оскорблению могут присоединяться и другие эмоции, например, зависть или ущемленная гордость.

Зависть как ревность

К чувству потери любви может присоединиться эмоция зависти, которая основывается на сравнении своих черт с соответствующими чертами соперника (соперницы); набор этих сравниваемых черт может быть разнообразным* начиная от черт сексуальности, статуса, престижа собственности, свойств любимого человека "у моего друга жена ласковей" и тому подобное.

Объект ревности может стимулировать зависть неосторожными суждениями о достоинствах других людей, которых не хватает ревнивцу. Поэтому анализ зависти в переживаниях ревности раскрывает большие возможности для психоанализа этой эмоции. Половая ревность постоянно поддерживается сравнением признаков полового поведения у соперника и у себя.

Ущемленная гордость как ревность

В том случае, если у меня имеется установка на превосходство над другими, то моя гордость может быть ущемлена. Тот, кто постоянно нуждается в самоутверждении через сравнение, стремится к тому, чтобы ого оценивали в превосходной степени и искали признаки, дающие преимущества перед воображаемыми другими, оказывается беззащитным перед возможным ущемлением своей гордости. Если для человека, страдающего половой слабостью, пищей для ревности является его зависть, то для относительно здорового - возможность того, что кто-то его может превосходить в сексуальной привлекательности.

Ревность как чувство неполноценности

Чувство неполноценности образуется во взаимодействии с другими, которые склонны вас недооценивать или обращать внимание на ваши недостатки. Эта чувствительность вырабатывается в детстве. При отсутствии экзистенциальной любви у ребёнка формируется ядерное чувство неполноценности: "Меня невозможно любить за то, что я просто есть, существую. Меня любят только тогда когда я - хороший, когда я обладаю положительными качествами".

По-видимому, Отелло страдал ревностью, поддерживаемой чувством неполноценности. Это понятно: мавр, среди белых людей, разделяющих расистские предрассудки, Поэтому он не мог верить, что его любят, а признаки любви рассматривал как искусное притворство. Арбенин из Маскарада Лермонтова не мог поверить, что Нина его любит. Мысль о нелюбви Арбенину была невыносима, что побудило его отравить жену.

Страдающий чувством неполноценности не может представить себе, что его могут любить экзистенциальной любовью, просто за то, что он существует. Если ревнивца даже и принимают таким, каков он есть, то это не снимает ревности, так как он сам всё равно не принимает себя. Этот вид ревности стимулируется наличием идеалов, которым ревнивец не соответствует. Это рассогласование способно сделать невыносимой жизнь любого человека, а не только ревнивому.

Неудовлетворение потребности и ревность

Потеря власти, обладания и ревность

Желание доминировать и осуществлять власть часто направлено на любимых. Она проявляется в стремлении к полной идентификации с объектом любви, откуда вытекает склонность жёстко программировать поведение и чувства другого:

"Раз ты меня любишь, то должен чувствовать то, же что и я, тебе должно нравиться то, что нравится и мне!", "Если это не так, то ты меня не любишь!". То, что в обыденной жизни именуется любовью, на самом деле представляет собою оголтелое и навязчивое насилие одного человека над другим. В тех случаях, когда любимая жертва проявляет самостоятельность, это вызывает приступ ущемлённой власти и обладания, которые стимулируют ревность. Носитель этого вида ревности не интересуется тем, любят его или нет. Для него обладание и есть любовь. Здесь удовлетворение властью и сексом рассматривается как любовь.

В сексуальных отношениях есть существенный элемент доминирования, насилия и власти, сохраняемый в условиях нашей культуры традициями и представлениями о мужском, женском начале. Есть народы, у которых секс всегда связан с насилием, причинением страдания и унижения женщины. Последние приобретают способность искусно изображать страдание, чтобы получить свою долю наслаждения в половой любви. Мужчина, привыкший получать сексуальное наслаждение, лишь преодолевая сопротивление женщины, может приобрести основание для ревности, если женщина перестаёт сопротивляться. Половое поведение женщины может быть примитивным и лишенным творческой инициативы из страха перед вопросом: “С кем ты этому научилась?".

Ревность и садо-мазохизм

Любая потребность в удовлетворении получает эмоциональное подкрепление, в результате чего, она саморазвивается. Точно так же агрессия, суть которой состоит в нанесении страдания другому человеку, может превратиться в потребность в насилии над другим для получения удовольствия от этого.

Если в сексе насилие будет подкрепляться наслаждением и, в особенности, оргазмом, то потребность в насилии приобретет свойства навязчивой потребности. Страдание объекта любви становится необходимой компонентой получения удовлетворения. Так образуется садистическая установка получать удовольствие от боли и страдания жертвы, которой может стать и любимый человек.

Ревность - наиболее удобный и оправданный повод нанести страдание другому человеку, так как объект ревности, обвиняемый в неверности или в других грехах, рассматривается как виновный. Обвинение в неверности причиняет страдание. Часто бывает так, что сцены ревности завершаются "сладким примирением в спальне", что способствует формированию садо-мазохизма.

Повторение таких ситуаций способствует формированию садомазохистского комплекса, так как при этом одна из сторон приобретает способность наслаждаться вследствие унижения и страдания, другая - от восприятия и сопереживания этого страдания. Этот комплекс чувств поддерживается повышением уровня наслаждения в сексе. Создается бессознательная установка на ревность, оскорбление ради увеличения наслаждения в последующем примирении. Эта ревность всегда находит повод для своего проявления, и начинает уже выступать как прелюдия к сексуальным наслаждениям.

Ревность как чувство потери индивидуальности

Потребность быть единственным для другого или для других - естественна. Человек только в младенчестве имеет возможность полностью удовлетворять эту потребность "быть индивидуальностью" через поведение матери. С возрастом человек постепенно теряет чувство своей уникальности, так как с ним начинают обращаться не как с индивидуальностью, а как с категорией, представителем определенной роли: в детском саду, в школе, на производстве. Лишь позже, в любовных отношениях другой человек приобретает ценность как индивидуальность, когда он находит признание у любящего как уникальное неповторимое существо.

В тех случаях, когда любимого категоризируют и обращаются с ним в соответствии с его формальными характеристиками социальной роли, статуса, происходит ущемление желания быть индивидуальностью. Иногда эта реакция на деиндивидуализацию приобретает форму ревности. Она стимулируется социальным сравнением, реальным или воображаемым: женщина не может отдаться наслаждению, поскольку чувствует себя объектом сексуального сравнения для мужа, которого она подозревает в неверности.

Иногда эта потребность быть индивидуальностью ущемляется даже положительными установками: *Ты мой мухе, и я обязана тебя любить". Любовь здесь рассматривается как функция от социальной роли, что ущемляет индивидуальность. Мужья иногда ревнуют жён к прошлому, поскольку прошлое рассматривается как свободное проявление, а настоящее - как принудительная любовь, порождаемая состоянием в браке. Здесь зависть к другим в прошлом суммируется с воспоминаниями об ущемлении потребности в индивидуальности в прошлом.

Ревность как реакция на неопределённость

Наиболее распространённая реакция на неопределённость, - сомнение, сопровождающееся потерей веры. Чем значимее отношения, тем сильнее тревога, напряжённость, сомнения. Вопросы: "любит - не любит?", "изменяет или не изменяет?" порождают сомнение, которое посредством тревоги становится стимулятором ревности.

Сомнение побуждает к внимательному анализу поведения любимого существа. Установка на неверность или на нелюбовь способствует бессознательному отбору информации в соответствии с установкой на неверность, давая обильную пищу для ревности.

Сомнение - состояние невыносимое и должно быть обязательно разрешено и иногда становится безразлично в каком направлении, в благоприятном или в неблагоприятном, лишь бы оно разрешилось.

Ревность как способ получения признания

Люди с комплексом неполноценности нуждаются в постоянном подтверждении их значимости, подтверждении того, что их любят. В любовных отношениях это проявляется в стремлении получить дополнительные факты и основания считать, что тебя любят. Беспрерывные вопросы типа: "Любишь меня или нет?" становятся недостаточными для снятия сомнения. Наиболее эффоктионой методикой получения дополнительных признаний являются демонстрация сомнения и ревность. Жертва ревности в этом случае немедленно становится внимательной, любвеобильной и нежной, чтобы разрешить сомнения ревнивца и снять напряжение.

Следует обратить внимание на то, что жертва ревности, демонстрируя любовь и верность, поступает неосмотрительно, так как подкрепляет развитие ревнивого поведения. Чтобы предотвратить этот деструктивный процесс, жертва ревности должна стремиться к тому, чтобы ревнивые действия любимого не получали положительного эмоционального подкрепления, а скорее наоборот, Это требует от жертвы способности отличать ревнивое поведение от иных видов эмоционального выражения.

Ревность как продукт воспитания

Когда думают, что ревность в человеке "от природы”, то совершают ошибку, вызванную внешним сходством ревнивого поведения человека и брачного поведения стадных животных. Если самцы изюбра или собаки дерутся ради самок, то это следует рассматривать как брачное поведение, а не ревность. Мы не найдём кобеля, который трепал бы самку за то, что она в прошлую весну была благосклонна к другому. На это способен только человек,

Ревнивое поведение внедряется в нас через восприятие сцен ревности в семье, в произведениях искусства, особенно в литературе, в кино, в социальном окружении. Вследствие викарного научения складываются программы ревнивого поведения, которые ждут своего применения.

Преодоление ревности - сложный процесс. Оно предполагает знание и добрую волю к самосовершенствованию. Каждый из нас должен знать устройство своей ревности не только в смысле эмоционального и потребностного профиля своего ревнивого поведения и форм выражения ревности, но и источники этого поведения.

Полезно знание культур, со своеобразными формами ревности. Уйгуры средних веков, например, не возражали, если их жёны проявляли благосклонность к богатым путешественникам. Традиционные монголы могли угощать своими жёнами гостя. Жёны в гареме, любя одного мужа, не должны были проявлять ревность по отношению друг к другу, а муж обязан был относиться ровно ко всем жёнам. В китайском гражданском кодексе от седьмого века было записано, что ревность жены может быть основанием для развода с нею. Ревнивая свирепость женщин в Бахчисарайском фонтане Пушкина была не столько реальностью, сколько отражением российских представлений о ревности, которые, по-видимому, разделял великий поэт. Мы способны успешно интеллекгуализировать свою ревность, если понимаем её культурное, а не биологическое значение.

Измена и ревность

Люди создают слова, наполненные эмоциональным зарядом, которые можно эффективно использовать для управления поведением, мышлением и чувствами других. "Измена" как слово возникло с появлением государства, для устрашения членов сообщества, которые склонны воспринимать членов враждебного стана как людей, обладающих такими же качествами, как и их соотечественники. Понятие "измена" используется в обыденной жизни для нарушителей договоров, соглашений, которые люди заключают или подразумевают заключенными, вступая в брак или другие отношения.

Эти понятия гражданского общества переносятся на любовные отношения, которые имеют совершенно иную природу, на что обратил внимание Спаситель. Понятия измены в любви возникают в результате того, что к любовным отношениям применяются гражданские отношения и превращают любовь в принудительно действие, регламентированное договором и законом. Клятвы в любви как раз и являются основой для представления об измене в любви. Отождествление понятий супружеской измены и потери любви не основательны просто потому, что они никак не связаны: супружеские измены могут быть и при наличии любви, но они могут и не быть при полном отсутствии любви.

Способность сохранить семью обратно пропорциональна склонности употреблять сильные слова для сохранения любви. Мой опыт психотерапии семьи свидетельствует о том, что возможности восстановления отношений при их нарушении, зависят от того, в какой мере люди могут воспринимать эти отношения не эмоционально. В сущности,, использование сильных выражений выступает как способ выражения переживаний ревности и не более. Они не могут улучшать отношения и тем более выращивать любовь.

Угашение ревнивых образов,

Поведение управляется нашим Я, эмоциями, желаниями, которые временно могут взять управление на себя. Эти управители в уме моделируют ситуации, вызывающие эмоции ревности. Эти ревнивые образы с одной стороны нам вредят, заражая эмоциями в самый неподходящий момент, а с другой - могут быть использованы для угашения эмоций ревности.

Если какой-то эмоционально насыщенный образ нами воспроизводится в состоянии покоя и мира, и если мы повторно не переживаем эти эмоции, то происходит угашение психической энергии, связанной с этими образами. Если я могу вычленить в моей ревности обиду, стыд, оскорбление и смогу разложить эти эмоции в соответствии с приёмами, с которыми я уже знаком, саногенно мыслить эти эмоции, то, угашая обиду, стыд и оскорбление, я уменьшаю действие ревнивых образов на меня.

Начать дискуссию