9.3 Философия здоровья

Мы познакомились с некоторыми концепциями болезни, выступающими в качестве составляющих обыденной философии, которая приводит к принятию различных решений, начиная от понимания причины болезни, до выбора врача, экстрасенса или колдуна и предлагаемого метода лечения.

А в чем заключается философия здоровья? Не будем говорить о физических методах профилактики здоровья – спорте, гимнастиках, массажах, упорядоченном питании, обливаниях, гомеопатии и иных применениях природных лекарственных средств. Выбор здесь огромен, нужно лишь выбрать, кому что больше нравиться. Принцип прост: заниматься можно чем угодно, если этим заниматься. Противопоказано только полное отсутствие физической культуры.

Для обретения философии здоровья были бы целесообразны следующие действия.

1. Формирование адекватного (психосоматического) причинно-следственного понимания здоровья и болезни.

Можно только разделить мнение основателя психосоматики Иоганна Хайнрота (J.Heinroth, 1818) и его последователей о том, что все телесные болезни имеют психологические причины. Иными словами, всякая болезнь есть следствие нарушений в управлении организмом со стороны мозга. Это нарушение в программном обеспечении – сознании в широком смысле слова. Соответственно, настоящее, окончательное излечение должно заключаться в коррекции этих нарушений в управлении телом, психологической коррекции.

Основания для таких решительных заявлений известны и уже были изложены в том или ином виде в разных частях Азбуки. Напомним основные их них. Сложим небольшой пазл из предыдущих разделов.

1.1 С технологической точки зрения человек представляет собой информационно-энергетическую функциональную сверх-систему на биологическом носителе.

1.2 Ведущим свойством функциональной системы любого уровня организации является принцип саморегуляции.

В соответствии с этим фундаментальным принципом, отклонение того или иного параметра деятельности системы от уровня, определяющего нормальную жизнедеятельность организма, само является причиной к мобилизации всех системных компонентов на возвращение измененного параметра к норме, т.е. к уровню, определяющему оптимальное течение процессов жизнедеятельности.

Сформулированный принцип следует понимать очень буквально. Он означает следующее: для любой биологической системы нормой является здоровье. Для поддержания нормы, т.е. здоровья, не требуется никаких дополнительных внешних вмешательств или манипуляций. Как раз наоборот, - как только устраняются внешние помехи и влияния, отклоняющие работу системы от нормы, система самостоятельно, можно сказать, автоматически начинает процесс восстановления оптимальных параметров, соответствующих состоянию здоровья.

1.3 В нормально функционирующем организме действует универсальное правило:

- общая сумма механизмов, возвращающих отклоненный от оптимального уровня параметр, с избытком преобладает над отклоняющими механизмами.

В переводе на понятный язык: в организме всегда достаточно собственных внутренних ресурсов для возвращения состояния к норме, к здоровью.

Никому из нас не требуется сложное многолетнее изучение всех тончайших нюансов и деталей функционирования человеческого организма, чтобы обучить его быть здоровым. Нам нужно лишь знать, как не мешать организму поддерживать норму, состояние здоровья. Нам следует понимать его язык, на котором он обращается к нам.

Естественной, автоматической нормой для организма является состояние здоровья. Оно не требует «искусственного» поддержания и какого-либо дополнительного «ручного управления».

1.4 Нормой для нашего организма является регулярная смена фаз напряжения и покоя. То есть, чередование действия и отдыха.

Всякое действие, как и вообще всякая потребность – это напряжение. Патологии возникают в случае крайностей – отсутствия действия, либо чрезмерного действия. В первом случае в организме происходят процессы атрофии (органов, тканей и пр.), во втором – различного рода перенапряжения, приводящие к нарушениям, вплоть до органических.

1.5 Всю деятельность сверх-системы «человек» со всеми ее возможными изменениями можно целиком представить в терминах результата.

Эта деятельность может быть полностью выражена в вопросах, отражающих различные этапы формирования системы:

- какой результат должен быть получен (какова цель системы, параметры цели)?

- когда именно должен быть получен результат?

- какими механизмами должен быть получен результат (алгоритм действия)?

- как система убеждается в достаточности полученного результата (как происходит сличение параметров цели и параметров полученного результата?

Цель и результат обладают императивными возможностями реорганизовать распределение возбуждений в сверх-системе «человек» в соответствующем направлении.

Морфологическая основа организма – органы, ткани, сосуды, волокна, железы и пр., представляет собой лишь клавиатуру рояля, на которой различные функциональные системы разыгрывают разнообразные мелодии, удовлетворяющие различные человеческие потребности. Такой инструментальный подход – рассмотрение человеческого тела как сложнейшего механизма для реализации всевозможных задач и потребностей Разума – представляется весьма здравым и продуктивным. Он позволяет, с одной стороны, «разотождествиться» с телом - «мы не есть наши тела», а с другой стороны, относиться к телу исключительно внимательно и грамотно, «по-взрослому», отдавая себе отчет в последствиях своих умственных действий и неся полную ответственность за собственное здоровье.

1.6 Непреложный закон причины и следствия гласит, что у каждого следствия в нашей жизни есть причина. Цели — это причины; здоровье, счастье, свобода и процветание — это следствия.

Мы сеем цели и пожинаем результаты. Цели начинаются с мыслей или причин и проявляют себя в виде условий или следствий.

Из этого автоматически следует, что мы находимся там, где мы есть, и являемся теми, кем мы являемся, именно потому, что сами того хотели. Получается, что исключительно наши мысли, планы, цели, дела и поведение привели нас в нынешнее состояние. Иначе и быть не могло. Таково устройство мира и нас самих.

1.7 Закон контроля гласит, что наше отношение к самим себе позитивно в той степени, в какой мы контролируем свою жизнь, и негативно в той степени, в которой мы, согласно собственным ощущениям, теряем над ней контроль или попадаем под контроль иной внешней силы.

Отсюда следует, что, контролируя свое целеполагание, мы контролируем свою жизнь.

1.8 В функциональных системах организма отклонение параметров деятельности функциональной системы от уровня, определяющего нормальную жизнедеятельность, заставляет все элементы функциональной системы работать в сторону его возвращения к оптимальному уровню.

При этом формируется субъективный информационный сигнал - отрицательная эмоция, позволяющая живым организмам оценивать возникшую потребность.

Это еще один чрезвычайно сущностный момент. Отметим его отдельно двумя положениями: 1) эмоции – это информация; система человеческих эмоций – это информационная система; 2) эмоции – это язык, с помощью которых функциональные системы контактируют с сознанием (центром управления).

Эмоции и чувства – сигнальная система нашего сознания, оповещающая нас о степени согласования (или рассогласования) между нашими желаниями (мотивациями, целями) и степенью их реализации.

1.9 Каждая эмоция сопровождается определенными физиологическими механизмами ее реализации («переживаниями эмоции»). Переживая сильную эмоцию, мы производим конкретные физиологические изменения в организме.

1.10 Причиной соматических (телесных) заболеваний являются длительные (хронические) эмоциональные перенапряжения, приводящие к появлению и закреплению устойчивых очагов физиологических дисфункций, а затем и органических патологий.

Эмоциональный стресс формируется в условиях длительных и непрерывных конфликтных ситуаций, в которых люди лишены возможности удовлетворять свои ведущие потребности. В конфликтных ситуациях нарастают и суммируются отрицательные эмоции, резко редуцируются антистрессорные положительные эмоции и на основе изменения химических свойств мозговых структур создаются условия перехода отрицательных эмоций в устойчивое стационарное возбуждение мозга. В результате формируются такие психосоматические заболевания, как неврозы, психозы, артериальная гипертензия, стенокардия, иммунодефициты, гормональные нарушения, диабет, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта и т. д..

1.11 Умение осознанно и адекватно пользоваться информационной системой «Эмоции» есть залог крепкого здоровья.

Реабилитация может и должна заключаться прежде всего в устранении тех патогенных рефлексов, привычек и иных устойчивых структур умственного поведения, которые и явились причиной тех или иных дисфункций.

1.12 Все вышеперечисленные пункты – это не вольные фантазии дилетантов из сельской самодеятельности. Это доказанные, подтвержденные многолетней практикой выводы точной естественной науки – физиологии, поддержанной психосоматикой и телесной психотерапией.

Очевидно, что далеко не для всех известных болезней созданы «психосоматические карты соответствий», т.е. прямо не доказана связь между психикой и соответствующей телесной симптоматикой. Однако один только перечень недугов, для которых первопричинность психики считается неоспоримой, совершенно достаточен для постановки психосоматического подхода в центр философии здоровья.

Только классическая «чикагская семерка» (перечень, данный ещё в 1950 г. известным американским психоаналитиком Ф. Александером (Franz Alexander – 1891 – 1964), сегодня имеет следующий состав: бронхиальная астма; эссенциальная гипертония; желудочно-кишечные болезни; язвенный колит; ревматоидный артрит; нейродермит; инфаркт; сахарный диабет; сексуальные расстройства; зоб; онкозаболевания.

Каждое из этих заболеваний влечет за собой обширный «хвост» из последующих и сопутствующих недугов – см. в качестве примера гипертонию. А если сюда добавить 150 болезней, вызванных «глубоким дыханием» (по К.П.Бутейко), да еще также наркоманию, алкоголизм, псориаз, аллергии, то становится понятно: если бы целостное, функциональное психосоматическое мировоззрение овладело бы массами трудящихся и профсообществами медиков, уровень здоровья прогрессивного человечества достиг бы небывалых высот.

Второй шаг в деле формирования философии здоровья очевидным образом происходит из первого.

2. Принятие на себя ответственности за собственное здоровье. Формирование однозначного понимания того, что мы сами определяем состояние нашего здоровья. Если есть вопросы по здоровью, значит, есть конфликты в сознании – системе управления здоровьем.

Понимание такой ответственности качественно меняет поведение человека, как умственное, так и реальное.

3. Мое здоровье. Создание собственной Я-концепции в разделе «Здоровье».

3.1 Признание себя здоровым или больным.

Признание себя здоровым или больным является первым, очень важным актом осмысления человеком собственного состояния.

«Гром не грянет – мужик не перекрестится». Люди признаются себе и другим в нездоровье, когда уже действительно надо активно лечиться. Когда симптомы таковы, что игнорировать их невозможно. Мало кому приходит в голову обратить внимание на первые обозначения возникающих очагов перенапряжения. К сожалению, мы не умеем слышать собственное тело. Потому очень полезна превентивная физиологическая (функциональная) диагностика в качестве профилактики.

Диагностика может идти не только «от тела», но и «от ума». И на этот счет существуют замечательные системы тестирования, позволяющие выяснить «уровень обиды», «уровень вины» и т.д. Данные тестов и соответствующая коррекция могут очень помочь в деле профилактики здоровья.

Понимание болезни, отношение к ней и прогноз - это умственная работа, работа мышления. Эта работа осуществляется в соответствии с определенными алгоритмами и процедурами присущей конкретному человеку логики.

"Я болен", - говорит человек себе или другим и соответственно изменяет свое поведение: обращается к врачу, занимается самолечением, или выбирает щадящий режим дня. Признание своей болезни имеет исключительное значение. Человек, признавший свое нездоровье, делает первый важнейший шаг – принимает решение о готовности изменить свое поведение и осуществить действия, направленные на излечение.

3.2 Определение имени болезни.

Признание себя больным предполагает установление того, чем болен человек. Здесь возникает необходимость присвоения болезни конкретного имени. Это второй очень важный акт во внутренней картине болезни, так как имя болезни качественно квалифицирует случившееся для человека и активирует соответствующие представления об этиологии, патогенезе, лечении и прогнозе. Человек принимает второе важнейшее решение – что он будет делать для излечения.

Присвоение имени лишь на самый первый взгляд кажется сущей банальностью. Для иллюстрации напомним, что в древней медицине вообще не существовало имен болезней, а состояние больного описывалось ведущим симптомом: головная боль, боли различной локализации, опухоль. Достаточно взять в руки китайский канон акупунктуры, переведенный на русский язык, как вы получите полный список симптомов, но не найдете наименования болезней как нозологической формы.

Современная медицина имеет готовый набор наименований болезней, которые определенным образом кодифицированы. Это облегчает использование имен. Поскольку медицинское образование тоже основано на нозологических единицах, то и с именем болезни связывается и понимание его патогенеза и лечения. Это организует информацию и облегчает ее использование врачом.

Представления, связанные с именем болезни, резко разделяются на «научные» и «ненаучные». То, что думает о происхождении болезни врач, совсем не то, что думает о ней больной.

Научные диагнозы могут внедряться в сознание больного и создавать картину болезни и отношения к ней. Однако больной нередко создает свой собственный диагноз, который формирует соответствующее отношение к болезни: или легкомысленно-безразличное, или ипохондрическое отношение, вплоть до явной уверенности в неизбежности летального исхода именно от этой болезни.

Диагнозы и прогнозы течения болезни оказывают огромное влияние на поведение человека. В соответствии с прогнозом могут не только изменяться восприятия реальных симптомов болезни, но и «возникать» новые. Язвенник может сообщать врачу о кровотечениях, которых нет, а врач будет предполагать симуляцию.

Например, принципиально важно, каков будет ответ на вопрос при появлении симптома в виде повышенного давления – это гипертония или болезнь сдержанного гнева? Астма или «болезнь глубокого дыхания»? Артрит или сверхсовестливость и жертвенность? От этого ответа зависит, каковы будут действия: ограничится ли все воздействием на симптомы, или человек займется первопричиной.

3.3 Анализ внутренней картины (сути) болезни.

Это важное понятие медицинской психологии, так как объ-ективная картина болезни, и внутренняя картина ее, как она воспри-нимается больным, отличаются. То, как человек сознает свою болезнь, влияет на его поведение и, в конечном счете, на состояние его здоровья. По большому счету, любое лечение должно включать в себя и коррекцию в сознании больного.

Основными элементами внутренней картины болезни являются:

•ощущения больного, восприятие и переживание симптомов, то есть защитных действий собственного организма.

•эмоции, связанные с болезнью: страх, боль, тревога, депрессия, эйфория, органические ощущения;

•понимание происхождения и причин болезни, то есть концепция болезни;

•прогноз ее дальнейшего развития и надежды на выздоровление;

•схема тела и ее нарушения.

Во внутренней картине болезни обычно отсутствуют те психические процессы, которые изначально порождают болезнь. Отсутствуют эмоции, запускающие патогенные реакции, которые и составляют физиологию недуга.

Лечение в значительной мере состоит в том, чтобы сделать эти психические процессы осознаваемыми и включить во внутреннюю картину болезни. Больной, понявший, что его язва есть продукт психосоматической связи между конкретной эмоцией и пищеварительными реакциями желудка, совершенно иначе будет строить план своего выздоровления.

Греческая медицина игнорирует внутреннюю картину болезни, рассматривая ее как некий эпифеномен, которым серьезно не стоит заниматься. Она полагает, что лечение целиком должно основываться только на объективных лабораторных и иных показаниях. Эта установка поддерживается дороговизной таких обследований, дающими большую прибыль, особенно когда врач находится в сговоре с лабораториями.

О болевом синдроме

Не исключаю, что тонкие специалисты покроют нас позором за нижеследующие строки, но считаю необходимым со всей определенностью сказать следующее.

Боль есть неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения.

Т.е. боль – это

• вид чувства, характерное неприятное ощущение;

• реакция на это ощущение, которая характеризуется определённой эмоциональной окраской, рефлекторными изменениями функций внутренних органов, двигательными безусловными рефлексами, а также волевыми усилиями, направленными на избавление от болевого фактора;

• неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с реальным или предполагаемым повреждением тканей, и одновременно реакция организма, мобилизующая различные функциональные системы для его защиты от воздействия патогенного фактора.

Длительная боль сопровождается изменением физиологических параметров (кровяное давление, пульс, расширение зрачков, изменение концентрации гормонов).

Таким образом, болевой синдром представляет собой 1) сигнал SOS , аварийную сигнализацию организма; 2) сильную отрицательную эмоцию, очевидное эмоциональное напряжение; 3) не менее очевидное физиологическое напряжение систем организма.

Отсюда следует, что до начала мозготерапевтических упражнений в любом случае необходимо в первую очередь снять острый болевой синдром. Обратиться к специалистам и сделать укол (вплоть до новокаиновых блокад и морфия, если потребуется), размять мышечные узлы у массажиста, поставить на место позвонки у мануального терапевта, что-нибудь прогреть у физиотерапевта, удалить активную кисту у стоматолога, принять антацидные препараты у гастроэнетеролога и т.д. Боль должна быть угашена полностью или хотя бы снижена до приемлемых, терпимых величин.

Заниматься ремонтно-восстановительными работами при орущей сигнализации невозможно и бесполезно. В этой стадии сознание не воспримет и не может воспринять никакой иной информации и стимулов, кроме собственно болевых и способствующих избавлению от боли, причем здесь и сейчас.

Любой психотерапии предпосылается состояние релаксации, состояния покоя и расслабления (это два разных состояния). Это фундаментальное условие. Без его выполнения последующие шаги не имеют смысла, т.к. будут безрезультативны.

Несколько иная ситуация возникает тогда, когда имеет место хроническая и психогенная боль. Такой болевой синдром часто характерен для состояния депрессии. Здесь обычные болеутоляющие средства не у дел. Но зато вполне могут быть применены средства для выведения из депрессивного состояния (известные антидепрессанты). Выраженная депрессия столь же надежно перекрывает доступ к человеческому сознанию, как и физическая боль, т.к. непосредственно нарушает «конвенциональный» процесс мышления. По аналогии с болевым синдромом, у страдающего депрессией сначала должен быть понижен до приемлемых величин уровень страха.

После купирования острой фазы – боли или страха – коррекция мышления и поведения уже не просто желательны, а категорически необходимы. Основная функция и физической боли, и депрессии – это как раз принуждение индивидуума к изменению «неправильного» поведения.

4. Работа с подсознательными автоматизмами. Технологии психосоматики.

Мы уже подробно поговорили о некоторых основополагающих аспектах философии здоровья и здоровой философии. Это:

1) принятие ответственности за свою жизнь и здоровье на себя;

2) осознание, изучение и совершенствование своей Я-концепции, комплексов собственных целей и потребностей, начиная с Доминанты – смысла жизни;

3) постоянное целеполагание как фундаментальный принцип управления своим поведением;

4) осознание, изучение и совершенствование системы работы со своей сигнальной системой – эмоциями.

Данный перечень оказывается неполон без учета еще одного важнейшего аспекта человеческого сознания – изучения и коррекции неосознаваемых механизмов сознательных действий и неосознаваемых побудителей сознательных действий.

За время своей жизни человек научается огромному числу автоматизированных действий, навыков-автоматов. Большая их часть очень полезна и даже необходима. Однако вместе с тем происходит научение и таким автоматизированным действиям (динамическим стереотипам поведения), которые патогенны по своим последствиям, т.е. научение ложному, не-истинному поведению.

Патогенные навыки-автоматы являются настоящими первопричинами возникновения множества серьезных заболеваний, таких, как гипертония, сердечно-сосудистые заболевания, наркомания, алкоголизм, диабет, всевозможные аллергии, бесплодие, различные язвы и мн. др. Патогенные автоматы можно распознать, локализовать, вывести в видимую часть сознания и после этого «разуплотнить», угасить, перезаписать. Путем такой перезаписи осуществляется настоящее, безрецидивное излечение, т.к. после устранения болезнетворных автоматических реакций организм человека немедленно приступает к самовосстановлению, самокоррекции и за ограниченный промежуток времени восстанавливает нормальное функционирование органов и систем.

Необходимо подчеркнуть, что, рассматривая неосознаваемые механизмы сознательных действий, мы соприкасаемся с проблемой формирования навыка. Навык вырабатывается за счет «проторения» путей в мозговых центрах в результате механического заучивания одного и того же действия. Выработка навыков — это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны сознания и со стороны организма. Прежде чем совершить какое-либо действие, его исполнение должно быть отработано на уровне сознания. Поэтому мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. На этом основаны реальные практики угашения и реорганизации патогенных динамических стереотпов.

Сознательные действия и состояния человека, например, эмоциональные, могут сопровождаться и, как правило, сопровождаются совершенно неосознаваемыми физическими действиями, как внешними, так и «внутренними». Такими действиями могут быть не только сокращения определенных групп мышц, но выделения различных секреций, изменение состояний морфологических систем – кровеносной, дыхательной, пищеварительной и др.

Устойчивые паттерны (модели) умственного поведения и регулярно повторяющиеся состояния могут приводить к возникновению столь же постоянного «физиологического сопровождения» виде характерных реакций организма на эти модели и состояния. Т.е. системы и отдельные органы как бы «привыкают» к тому, что эти реакции, эти измененные физиологические состояния и есть норма, и начинают производить соответствующую адаптацию, перестройку. В результате появляется сначала устойчивая функциональная дисфункция (отклонение от физиологической нормы), а потом и органическая.Таков механизм зарождения и развития огромного количества заболеваний, включая перечислявшиеся выше.

Содержание области бессознательного не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного исключительно действенна. Информация, находящаяся в этой области, весьма редко и с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления. Что же за знания, или феномены, находятся в области бессознательного и оказывают огромное влияние на поведение человека?

Это – незавершенные (в прошлом) функциональные системы, т.е. целевые программы, имевшие своей задачей удовлетворение той или иной потребности человека. В свое время те или иные потребности удовлетворены = не были, задачи не выполнены, соответствие между планом и результатом не достигнуто, и в итоге остался очаг напряжения с негативным эмоциональным фоном в качестве ответа на возникшую ситуацию неудовлетворения. Со временем первопричина появившегося очага напряжения забылась, прочно стерлась из видимой части сознания и перешла в бессознательную часть.

Между тем, единожды поставленная задача так и осталась нерешенной, соответственно, остался и очаг напряжения. В результате при появлении внешних или внутренних стимулов, содержащих напоминание о давней нерешенной задаче, на поверхность выходит только прочно устоявшаяся реакция – негативная эмоция и соответствующее ей физиологическое напряжение той или иной модальности. «Беспричинно» портится настроение, ухудшается физическое состояние, развиваются всевозможные синдромы. А «исходник», первопричина этого «невротического симптома» не осознается и обычно даже не ищется, настолько глубоко в бессознательном она скрыта.

Существует вопрос, уже затронутый в тексте, но который имеет смысл проговорить вслух. Это вопрос о процедурах изучения и желательной модификации процессов, происходящих в невидимой части сознания. Как же изучить неосознаваемые процессы, если они не осознаются?

Ответ предельно прям и прост: всякий процесс, происходящий в невидимой части сознания, имеет свои проявления и следствия, и только потому он и должен быть найден и изучен. Неуловимый Джо, который никому не нужен, никакого интереса для поиска и исследования не представляет. А раз есть следствия и проявления, то при изучении неосознаваемых процессов мы оперируем теми же исходными данными, что и всегда: фактами сознания, поведения и физиологическими процессами. Их комплексное использование позволяет психологу изучать явления, которые относятся к сфере «бессознательного».

Как практически это происходит?

Психокоррекционных практик, расширяющих сознание и выводящих его за пределы социальных и животных инстинктов, много. Начиная с йоги, аюрведы, мистического христианства и суфийских систем. Как уже говорилось, заниматься можно чем угодно, если этим заниматься.

На мой вкус, дивно хороши и чудесно применимы методы, практикуемые АНО «Институт поведения» («реорганизация динамических стереотипов», методология «квантовой физиологии», опирающаяся на теорию функциональных систем П.К.Анохина) и система психологической саморегуляции РеТри (разработанная и внедряемая под эгидой Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги; автор – М.Е.Сандомирский).

Несколько лет назад вышла замечательная работа М.Е. Сандомирского «Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство - М: Независимая фирма «Класс», 2005. - 592 с. - (Библиотека психологии и психотерапии). ISBN 5-86375-059-6.

В этой книге содержится широчайший обзор современных телесно-ориентированных психотехнологий в систематизированном виде. Описываемые упражнения по коррекции психики очень практичны и доступны. С огромным удовольствием отсылаю читателя к этому труду (см. Приложение).

А в рамках нашей Азбуки мне хотелось бы предложить короткое описание некоторых способов вкупе с физиологическим обоснованием принципа их действия, с тем, чтобы читатель мог составить некоторое представление о том, чем, как и почему, собственно, предлагается заниматься. Для этого мы воспользуемся сначала I. статьей М. Е. Сандомирского «Возврат в детство» как универсальный механизм психотерапии. Введение в метод Ретри», а затем II. конспектом книги того же автора «Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем. (Метод РЕТРИ)», Издательство Института Психотерапии, Москва, 2001.

Желающие могут ознакомиться с предложенными работами в оригинале, тем более, что законспектирована лишь самая малая толика предлагаемых методом Ретри упражений.

А мы подведем краткие итоги.

Итак.

1. Три Ре-.

а) РЕлаксация;

б) возрастная РЕгрессия;

в) РЕконструкция прошлого опыта с опорой на подсознание.

Релаксация — это покой и расслабление как тела, так и сознания. Это обеспечивает нейтрализацию отрицательных эмоций и других стрессовых проявлений, и создает условия для перехода нервной системы в особое «детское» состояние.

Возрастная регрессия представляет собой основу особых состояний сознания, сопровождающихся состоянием повышенной обучаемости, мобилизации скрытых ресурсов, а также создающих предпосылки для разрешения внутренних, психологических противоречий.

За счет этого достигается искомый результат — реконструкция прошлого опыта с опорой на подсознание. По сути, это переделка человеком собственного прошлого, являющегося источником его теперешнего внутреннего конфликта, для того, чтобы он смог изменить сценарий своего возможного будущего.

При освоении этих умений и при их практическом применении должна соблюдаться определенная последовательность, включающая:

1) мышечное расслабление (и связанное с ним контролируемое, ритмически организованное дыхание, согласованное с собственными биоритмами организма);

2) остановку словесно-оформленных процессов мышления (внутренней речи, мысленного диалога) и переключение внимания на внутренние ощущения или невербальные образы;

3) пребывание в особом, измененном состоянии сознания и его использование (устранение отрицательных эмоций и их последствий — психосоматических расстройств, избавление от травматичных воспоминаний, а также принятие решений с опорой на подсознание, интуицию).

Как достичь состояния «транса»? Очень просто: путем подавления специфической функции мозга — речи. Имеется в виду не просто обычное молчание, а молчание внутреннее — остановка привычных, словесно оформленных мыслей, прекращение постоянно протекающего внутри нас внутреннего диалога, так называемая «ментальная пауза», или «внутренняя тишина».

В процессе протекания транса можно условно выделить 4 этапа, или 4 степени его глубины:

1. Изменяется ощущение тела.

Вначале появляются знакомые ощущения тяжести, тепла, «протекания энергии». Затем, по мере углубления транса, могут появляться ощущения противоположного характера — легкости, невесомости, вплоть до ощущения «растворения» тела. При этом также часто происходит, как принято говорить, изменение схемы тела.

2. Изменяется восприятие времени.

Время может как бы то уплотняться, когда часы пролетают, как одно мгновение, то растягиваться, когда за считанные минуты, а то и секунды «внешнего», реального времени во «внутреннем» времени проходят часы, дни, а то и годы.

3. Изменяется восприятие окружающего пространства.

Для человека, погруженного в транс, лежащего или сидящего с закрытыми глазами, в его мысленном представлении окружающее пространство может то сужаться, как бы сжимаясь вокруг него, облегая его тело, сливаясь с его границами («не существует ничего вне моего тела — ничего, кроме моего собственного „Я“, как центра Вселенной»), то расширяться до бесконечности («мое „Я“ — лишь ничтожно малая песчинка в океане беспредельности»), то «надвигаться» на него, то «отступать», либо изменяться еще каким-то иным, иногда весьма причудливым образом.

4. Изменяется восприятие собственной личности.

Это совершенно естественным образом вытекает из положения, когда в результате прохождения трех предыдущих этапов — «ступенек» углубления транса наше «Я» оказывается в состоянии вне тела, вне времени и пространства.

Вначале наше «Я» может наблюдать за происходящим как бы со стороны — ощущение «мыслящей точки», или «стороннего наблюдателя». В традиционных психотехнологиях это именуется диссоциацией. Именно этот сдвиг восприятия собственного «Я», погружение внутрь своего «Я», позволяющее увидеть себя с иной точки зрения, как бы со стороны, и дает нам возможность действительно познать и ИЗМЕНИТЬ себя — добиться личностной трансформации.

Измененные состояния сознания (ИСС) — явление нормальное, естественное, встречающееся в жизни каждого человека довольно часто, состояния, возникающие практически повседневно.

Целенаправленное создание таких состояний, с учетом современных знаний о физиологии мозга, в первую очередь функциональной асимметрии полушарий, лежит в основе физиологически-ориентированного подхода в психотерапии.

Достижение подобных состояний доступно каждому.

В измененных состояниях сознания возможна коррекция любых неосознаваемых патогенных автоматизмов, являющихся причиной возникновения множества заболеваний.

Скажу определенно: так называемые «измененные состояния сознания» – вообще естественная норма, лишь забытая людьми по каким-то старинным причинам. Смена «обычных» и «измененных» состояний должна происходить так же регулярно и обыденно, как сменяют друг друга действие и отдых.

Начать дискуссию