Вместе весело шагать: как вовлечь сотрудников в корпоративное волонтерство?

По недавно проведенному исследованию, 48% российских работников не любят или даже откровенно ненавидят корпоративы. Если люди не хотят вместе отдыхать, то что же говорить про совместный труд, за рамками официального рабочего дня? Мы, фонд «Добрый город Петербург», провели уже много волонтерских мероприятий - только за последний год более 200 корпоративных волонтеров участвовали в благотворительных проектах вместе с нами. Делимся своими наработками, как сделать так, чтобы акция корпоративного волонтерства не превратилась в очередной никому не нужный корпоратив, и при этом на нее пришло достаточное количество людей.

Что вообще дает компании — оставим пока за рамками социальные эффекты — продуманная и грамотно реализованная программа корпоративного волонтерства?

Даже разовая акция позволит не только повысить лояльность к вам как работодателю, но и даст возможность для сотрудников сделать что-то конкретное и полезное, самим сгенерить положительный новостной контент — и, таким образом, почувствовать опору под ногами. Когда волонтерские мероприятия становятся регулярными, в них вовлекается все большее количество сотрудников, становятся теснее взаимосвязи между ними и в целом улучшается атмосфера в коллективе.

С чего начать?

Если вы никогда раньше не проводили организованные корпоративные акции, или проводили, но разово и нерегулярно, самым правильным будет сперва выяснить, в какой точке вы находитесь. Сотрудники уже давно организовываются самостоятельно и посещают приют для собак — или они вообще не общаются друг с другом за рамками рабочего времени? Кто-то из сотрудников на регулярной основе помогает определенным приютам или каждый год посещает дом престарелых и сажает там цветы — или все дружно считают, что благотворительность это только про денежные сборы? А чем сотрудники любят заниматься в свободное время — возможно, кто-то классно рисует и может провести мастер-класс для детей из детского дома, а кто-то любит наводить порядок, ухаживать за растениями или мечтает завести свою собаку?

В зависимости от интересов и опыта ваших сотрудников в сфере благотворительности, и должна формироваться ваша программа корпоративного волонтерства. Чтобы не ошибиться — проведите опрос, вполне вероятно, что вы многого не знаете о тех, с кем давно работаете бок о бок.

Очень важно, чтобы корпоративное волонтерство оставалось именно волонтерством и не было завязано на какие-то финансовые бонусы или, тем более, штрафы за неучастие. Оставьте людям возможность выбирать — есть у них сейчас на это ресурс или нет, готовы ли они вообще вовлечься в такой формат. Лучше пусть волонтеров будет мало (поначалу), но с горящими глазами — только так можно в перспективе построить действительно сильную корпоративную программу.

Как выбрать благополучателей?

Если по итогам опроса сотрудников вы выяснили, что часть из них уже взаимодействует с какими-то НКО — можно обратиться к ним, либо к тем, кого знаете лично вы.

Если же у вас пока нет знакомых НКО, через наш фонд вы можете выйти на связь сразу с 35 проверенными НКО города. Посмотреть варианты вакансий для волонтеров можно на нашей платформе Время добра.

Существует множество вариантов волонтерской активности. Вот несколько из них:

  • помощь конкретной организации, например сотрудники помогают приготовить и раздать горячие обеды, сортируют вещи в центре кризисной помощи, красят стены в детской больнице, гуляют с собаками из приюта;
  • благоустройство или уборка территории, как городской, так и при больнице или доме престарелых;
  • общение и взаимодействие непосредственно с благополучателями — пенсионерами, людьми с инвалидностью, детьми-сиротами и так далее — например, покрасить стены вольеров приюта для животных вместе с детьми-сиротами, или устроить небольшой праздник в доме престарелых;
  • спортивный забег/заезд/заплыв - сотрудники компании индивидуально или в командах преодолевают определенную дистанцию и за каждый километр компания перечисляет на счет выбранной НКО определенную сумму.

Выбор за вами — но помните, что он должен откликаться и вашим сотрудникам. Мы рекомендуем совмещать в мероприятии разные типы деятельности — так больше людей сможет решиться принять участие. Возможно, кто-то не очень любит общаться (или попросту боится общаться, например, с детьми с инвалидностью), зато готов копать землю под саженцы или красить стены. А кого-то больше привлекает перспектива показывать детям карточные фокусы, нежели тяжелый физический труд. Попробуйте совместить — и не забудьте максимально подробно описать предстоящее мероприятие в анонсе, чтобы каждый мог представить, что его ждет и зачем именно он туда пойдет.

Полезные советы

Напоследок еще несколько советов, касающихся больше организационных моментов, но от этого не меньше влияющих на общий настрой по итогу мероприятия.

1. Отнеситесь вдумчиво к выбору даты акции. Если в этот день большой городской праздник, не стоит предлагать всем поехать в расположенный далеко за городом приют.

2. Сделайте так, чтобы принять участие было легко — по возможности избегайте заполнения сложных форм или анкет.

3. Оптимальное время непосредственно для работы — 1-2 часа. За это время можно переделать немало добрых дел, но при этом не выбиться из сил.

4. Подумайте о бытовых вещах: где можно будет переодеться, сходить в туалет, предусмотрите питье (как минимум воду, зимой желателен и чай/кофе) и хотя бы небольшой перекус или сладости.

6. Заложите хотя бы небольшую разминку, которая позволит снять первое напряжение и познакомить участников друг с другом в игровой форме.

6. В конце мероприятия хорошо оставить время для того, чтобы волонтеры могли обменяться впечатлениями и оценить свой новый опыт.

7. Обязательно поблагодарите волонтеров (можно вручить им грамоты или небольшие памятные сувениры) и отметьте, каких конкретно результатов удалось достичь, благодаря их деятельности. Например, если это уборка территории, полезно сделать фото до — и после уборки и вместе посмотреть на разницу.

Помните, что большие дела начинаются с маленьких шагов. Ну а мы всегда готовы поддержать вас на пути развития корпоративного волонтерства, проконсультировать или взять под ключ организацию вашей корпоративной акции.

1
Начать дискуссию